Огюст Конт – основоположник социологии

 

В сороковых годах XIX века, а точнее в 1839 году французский ученый Огюст Конт публикует работу «Курс позитивной философии», где впервые употребил слово «социология».

Огюст Конт (1798 - 1857) – это французский философ и социолог. Его считают родоначальником и основоположником позитивизма в социологии. Он стремился познать скрытые, неопознанные еще законы, управляющие обществом. В этих целях он выработал рациональный подход к изучению общества. Это означало употребление в изучении общества наблюдения, эксперимента, анализа, выявления зависимостей, изменений и тенденций развития, главных сил, взаимодействующих в обществе.

Позитивизм Конта означал два момента, наблюдаемые в обществе:

Социальная статистика - раскрывает взаимоотношения между всеми социальными институтами. Социальная статистика, по Конту, - это анатомия общества – это теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения в нём социальной гармонии. Общество он сравнивал с живым организмом, имеющим различные органы, выполняющие специфические функции. Каждая общественная структура и организация в процессе эволюции определяла и выполняла свою функциональную направленность.

Социальная динамика - раскрывает все социальные изменения в обществе, происходящие в период его распада или переустройства.

Социология, по мнению Конта, должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как зарождаются и происходят новые явления, как суметь их предвидеть и как разрешить возникающие явления и события. По мнению Конта, наука должна заниматься классификацией феноменов, которые она изучает, а не анализировать лишь причины. Отсюда, говорил он, все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой.

В работах Конта просматриваются две идеи:

Обязательное применение научных методов для изучения общества.

Практическое использование науки для осуществления социальных реформ в обществе.

Изучая социальную структуру общества, Конт выделяет в ней четыре класса:

· спекулятивный - представители науки: философии, эстетики, искусства, занимающие высшее положение в обществе;

· практический - торговцы, предприниматели, банкиры;

· представители сельского хозяйства – земледельцы;

· класс рабочих - пролетариат, его численность должна быть в 33 раза выше, чем класс предпринимателей, банкиров.

Как видим из данной классификации, часть людей должна управлять, а часть должна быть управляемой, то есть подчиняться. Конт называет это социальной статистикой. Она анализирует равновесие человеческого общества, изучает условия существования системы, взаимосвязь элементов структуры общества, закономерности их функционирования, изучает изменение и состояние социальных фактов. Конт относит сюда семью, государство, религию и отмечает их высокую роль в установлении стабильности и согласия в обществе.

Как часть социологии Конт выделяет социальную динамику. Она имеет дело с законами развития социума и разъясняет интеллектуальную эволюцию человечества. Основным фактором прогресса человечества он считал духовное и умственное его развитие. Исходя из этого, Конт формулирует законы о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека. Согласно им познавательная деятельность людей, их общественное сознание прошли три стадии развития:

- теологическая стадия - человек объясняет явления религией, усматривает за каждым явлением сверхъестественные силы, т.е. имеет доминирующее религиозное миропонимание, короче говоря, фетишизм - обожествление всего, в конце этой стадии человек приходит к единому богу, т.е. монотеизму. При этом практически все вопросы морали и политики решались на базе религиозных ценностей;

- метафизическая стадия - объясняет явления с помощью абстракции, человек оперирует понятиями: природа, космос, материя, право, при этом разлагая теологию;

- научная или позитивная - человек наблюдает явления, фиксирует связи между ними, делает предположения, выводы, предвидения.

Социология Конта опирается на позитивный метод, это значит на анализ данных, собранных в экспериментах и наблюдениях на практике. Конт утверждает, что появление социологии предопределено законом разделения и кооперации труда. В результате появляются социальные и профессиональные группы, растет благосостояние людей. Но одновременно это разрушает фундамент общества, делит на богатых и эксплуатируемых. Социально объединяются только люди одной профессии, возникает эгоистическая профессиональная мораль, солидарность. Способствовать появлению солидарности и согласия в обществе в целом - задача социологии. А социология призвана также укреплять стабильность общества, согласованное взаимодействие всех сторон жизни человека.

С точки зрения Конта, общество проходит три стадии развития как закономерные, прогрессивные:

- военную, соответствующую теологической стадии развития ума, она приводит к военно-авторитарному режиму. Здесь боги - герои, от них идет родословная вождей племен, аристократов, глав государств. Военная стадия завершается в католическом и феодальном режиме;

- переходную, соответствующую метафизической стадии - это эпоха разрушения религиозных воззрений, эпоха возмущения существующими порядками, эпоха смятения, сомнения, поиска;

- научно - промышленную, соответствующую стадии позитивной, завершающей, замыкающей все общественное развитие, этот период кончает с анархией умов, утверждает научный взгляд на мир и общество, определяет роль науки и религии в обществе.

Социальный идеал Конта - это гармония, согласие и мир в обществе. Он, естественно, был противник радикальных реформ, революций, он предпочитал эволюционный путь, эволюционный метод развития. Основным методом в социологии он считал исторический. Но при этом он утверждал, что законы абстрактных наук - математики, физики, химии, биологии совпадают с законами социологии и других наук. Законы естественных явлений, считал он, составляют необходимую основу в социальной жизни.