МУСА ДЖАЛИЛЬ.

Муса Мустафович Джалиль (Залилов) родился 15 февраля 1906 года в татарском селе Мустафино. Сдружился с детьми бедняков, встал на сторону революционной молодёжи. Весной 1919 года записался в комсомол. Вернувшись осенью того же года в родное село, он возглавил детскую организацию «Кызыл чәчәк», вёл активную общественную деятельность. Рано познакомившись с классиками татарской и русской литературы, пробовал сочинить стихи. В 1925 году из печати выходит первый сборник молодого поэта «Барабыз». В стихах ощущается величие времени, радость созидательного труда.

В 1927 году он поступил на литературный факультет Московского университета. Работал ответ. редактором детских тат. журналов «Кечкенә иптәшләр», «Октябрь баласы», заведовал отделом литературы и искусства в центр. татарской газете «Коммунист». Вышла вторая книга стихов М.Джалиля на татарском языке «Иптәшкә». Произведения поэта появлялись в альманахах и сборниках на русском языке.

1934 году М.Джалиля пригласили в татарскую оперную студию при Московской государственной консерватории в качестве организатора: предстояло объединить многих крупнейших татарских поэтов и композиторов, чтобы перевести на татарский язык тексты классических русских и западных опер, создать свои национальные оперные произведения.

Джалиль написал несколько оперных либретто (н-р, «Алтынчәч»), поэмы «Джиган», «Директор и солнце», «Джим», «Письмоносец». Писатели Татарии в 1939 году выбрали его руководителем своего творческого союза.

Когда началась ВОВ, М. Джалиль пришел в военкомат г. Казани, требуя отправить его на фронт. Сначала его зачислили на курсы политработников, а с 5 апреля корресп-м фронтовой газеты «Отвага». Собирая материал, он часто бывал на передовой, сам учас-л в боях. Тяжелораненый поэт 26.06.1942 г. оказался в фашистском плену. Но и там Джалиль и его соратники делали все для того, чтобы сорвать преступные планы фашистов. В редакции газеты «Идель-Урал» они тайно печатали листовки, в которых призывали военнопленных вербуемых в нерусские нац. легионы, повернуть оружие против самих же фашистов, вели антифашистскую пропаганду. Мощным средством агитации служили стихи Джалиля.

Джалиля арестовали по доносу предателя. Подпольная организация подверглась разгрому. В начале 1944 года в Дрездене состоялся суд, приговоривший Джалиля и его 11 товарищей к смертной казни.

В 1945 году в Союз писателей была доставлена небольшая самодельная книжка, в которую Джалиль занес 60 своих стихотворений, а в 1947 году была передана вторая записная книжка с 50 стихотворениями. Так дошли до нас 93 стихотворения и 2 отрывка произведений поэта, написанные в неволе («Моабитские тетради»).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А Комитет по Ленинским премиям при Совете Министров СССР присудил Джалилю Ленинскую премию за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь». Начиная с 1953 года моабитские стихи Джалиля издавались многие десятки раз на родном языке поэта, а также в переводах на русский и другие языки (более чем на 60 языков).

"Жизнь люби, люби отчизну..."

 

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч в семье муллы Мухаметгарифа. Ему не исполнилось еще и шести месяцев, как внезапно умер его отец, а через год умирает мать. Габдулла остается круглой сиротой. Его отправляют к дедушке, в доме которого и без того было слишком много ртов. Беспросветная нищета, царившая в доме деда, вынуждает Габдуллу на новые скитания. Дед отдает малыша проезжему ямщику, чтобы тот передал его в Казани кому-нибудь на воспитание. Знаменитый Сенной базар Казани. Кустарь из Ново-Татарской слободы Казани Мухамметвали уводит мальчика к себе. Через два года новые родители Габдуллы заболевают и отправляют его обратно к деду в деревню Училе. Но дед Зиннатулла не видит резона держать в доме лишнего едока и быстро сбывает его на воспитание крестьяниСагди из деревни Кырлай.

"В Кырлае я стал помнить себя" - писал впоследствии поэт. Именно здесь он познает будни крестьянской жизни, начинает учиться, вначале у абыстай, затем в медресе - школе. Здесь же он приобщается к сокровищам устного народного творчества, которые впоследствии ложатся в основу его поэзии. В этой деревне зарождается его большая любовь к отчизне, к своему народу. Не случайно одну из своих лучших поэм - "Шурале", написанную по мотивам народной сказки он посвящает Кырлаю.

Осенью 1895 года Габдулла попадает в Уральск. Его забирает к себе сестра отца -Газиза. В том же году он поступает в медресе "Мутыгия", стоявшее несколько выше многих учебных заведений подобного рода , а позднее начинает посещать занятие в русском классе. Тукай зачитывается произведениями Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого.

Полный творческих планов и радужных надежд, Тукай осенью 1907 года возвращается в Казань. Чувства, нахлынувшие на него при виде памятных с детства мест, он излагает в романтически приподнятом стихотворении "Пара лошадей"

Уже через год по приезде в Казань Тукай создает одно из наиболее ярких и хлестких своих сатирических произведений - поэму "Сенной базар, ли Новый Кисекбаш".

К сожалению, ему не суждено было стать аксакалом. 26 февраля 1913 года Тукая увозят в больницу. Диагноз: последняя стадия туберкулеза. Однако и на больничной койке он отвергает покой. До последнего часа пишет стихи, статьи, фельетоны, публикуемые в периодической печати, размышляет о своем творческом пути, мечтает издать сборник избранных произведений.

2 апреля 1913 года поэт скончался.

Тукая провожали в последний путь тысячи и тысячи людей, газеты и журналы захлестнули поток телеграмм, повсюду слагались песни, сказания, стихи, посвященные его светлой памяти.

"Жизнь люби, люби Отчизну!

Все, чем жив родной народ!..." - слышится его голос из далекой вечности. Мы, его потомки, и нам остается быть всегда верными его завету.