Совет желающим вступить в брак.

Увещеваю вас, чтобы желающие вступить в брак приступали к этому делу с великою осмотрительностью. Советую тем, которые намереваются взять жен, обратиться к блаженному Павлу, прочитать написанные им законы о браках и, узнав наперед, что повелевает он делать, когда случится жена злобная, коварная, преданная пьянству, злословная, безумная или имеющая какой-нибудь другой подобный недостаток, потом и рассуждать о браке. Если же это тяжело и трудно, то сделай все и прими все меры, чтобы взять жену добрую, благонравную и послушную, зная, что должно быть одно из двух: или, взяв дурную жену, переносить ее злобу, или, не желая этого и отвергнув ее, быть виновным в прелюбодеянии. "Всяк, - говорит Господь, - отпущаяй жену свою, разве словесе любодейного, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует" (Мф. 5, 32). Обсудив это хорошо прежде брака и узнав эти законы, будем всячески стараться, чтобы вначале брать жену с добрым настроением и соответствующую нашим нравам; взяв такую, мы получим не только ту пользу, что никогда не отвергнем ее, но и будем любить ее с великою силою - так, как повелел Павел. Он, сказав: "Мужие, любите своя жены", - не остановился только на этом, но показал нам и меру любви: "якоже и Христос возлюби Церковь" (Еф. 5, 25). А как, скажи мне, Христос возлюбил Церковь? Так, что предал Себя за нее. Ему подражай и ты. Хотя бы и множество грехов сделала против тебя супруга твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взял ее неблагонравною, исправь ее добротою и кротостью, как и Христос - Церковь. "Да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока" (Еф. 5, 27). И впоследствии, видя ее часто оскверняющеюся и получающею нечистоту, Он не отвергает и не отстраняет ее от Себя, но постоянно врачует и исправляет. Если будет в жене какой-нибудь порок, то не ее отвергай, но истребляй этот порок. Хотя бы она не получила никакой пользы от нашего наставления, мы получим от Бога великую награду за терпение, за то, что по страху перед Ним мы оказывали такое терпение, кротко переносили злобу ее и держали ее, как член своего тела. Но не потому только нужно любить жену, что она член наш и от нас получила начало своего существования но и потому, что об этом самом Бог постановил закон, сказав так: "Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину" (Быт. 2, 24). Посему и Павел изрек нам такой же закон, чтобы всеми мерами побудить нас к этой любви. И, прочитав этот закон, говорит: "Тайна сия велика есть" (Еф. 5, 32). Почему, скажи мне, она велика? Потому, что девица, находившаяся все время внутри дома, никогда не видавшая жениха, с первого дня так привязывается и начинает любить его как собственное тело; равно и муж ту, которой он никогда не видал, с которою никогда не разговаривал, с первого дня предпочитает всем, и друзьям, и родственникам, и самим родителям. Также и родители, когда отнимают у них деньги по другому случаю, негодуют, сетуют и влекут отнявших в судилище; а человеку, часто такому, которого они никогда не видали и не знали, вручают и дочь свою, и богатое приданое; притом делают это с радостью и не считают отданного убытком, но, видя дочь отводимою, не помнят о своей привычке к ней, не сетуют, не терзаются, а еще благодарят и считают вожделенным делом, видя увозимою из дома дочь и вместе с нею много богатства. Все это представляя, то есть как оставляющие родителей оба прилепляются друг к другу и тогдашний союз их бывает сильнее столь долговременной привычки, и сознавая, что это не дело человеческое, но Бог внедрил такую любовь и устроил, что и отдающие, и отдаваемые делают это с радостью, Павел говорит: "Тайна сия велика есть". И как рожденное дитя при взгляде на родителей тотчас узнает их, еще не умея говорить, так точно и жених, и невеста, без всякого посредника, без чьего-нибудь увещевания и совета, при одном взгляде прилепляются друг к другу.

Будем одного только искать в избираемой невесте - душевной добродетели и благородства нравов, чтобы наслаждаться миром, чтобы утешаться взаимным согласием и постоянною любовью. Кто взял богатую жену, тот взял себе более госпожу, нежели жену. А кто взял жену, равную по состоянию или беднейшую, тот взял себе помощницу и сотрудницу и внес в дом все блага; потому что нужда бедности располагает ее беречь своего мужа и во всем слушаться его и повиноваться ему и устраняет всякий повод к несогласию, вражде, гордости и оскорблению, а напротив, делается союзом мира, единодушия, любви и согласия.

Брак не для того, чтобы мы наполняли домы враждою и ненавистью, чтобы имели ссоры и распри, чтобы заводили несогласия друг с другом и делали жизнь не в жизнь, но для того, чтобы нам пользоваться помощью, иметь пристань, прибежище и утешение в случающихся бедствиях, чтобы находить удовольствие в беседе с женою. Сколько богатых, взявших богатых жен, увеличивали свое состояние, лишились и удовольствия, и согласия, имея ежедневные ссоры за столом, вступая в состязания? Сколько бедных, которые взяли беднейших жен, и наслаждаются миром, и с великою радостью взирают на это солнце; а богатые, при всей окружающей их роскоши, из-за жен молят себе смерти и освобождения от настоящей жизни. Так, нет никакой пользы от богатства, если мы не найдем доброй души.

Брать жену надобно только для того одного, чтобы избегать греха, чтобы избавиться от всякого блудодеяния; для того нужно вступать в брак, чтобы он помог нам вести жизнь целомудренную; а это будет в таком случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести к нам великое благочестие, великое целомудрие, великую скромность. И когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям или к женщинам, торгующим чужими несчастьями и ищущим только одного, как бы им самим получить награду, но прибегай к Богу. Он не постыдится быть устроителем твоего брака. Он Сам дал такое обещание: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам" (Мф. 6, 33). Вступайте в брак с великою благопристойностью, устраняя пляски, смех, срамные речи, свирели, флейты, дьявольские изобретения и все прочее, но всегда призывая Бога быть посредником во всех делах ваших. Если мы так станем устроять дела свои, то никогда не будет ни развода, ни подозрения в прелюбодеянии, ни повода к ревности, ни ссоры, ни вражды, но будем наслаждаться великим миром и полным согласием; а за этим, конечно, последуют и другие добродетели.

"Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах", Троице-Сергиева лавра, 1993.

- Какая самая поучительная сказка о семейной жизни, на ваш взгляд?

- "О рыбаке и рыбке" - о гордости женской. Семья может оказаться у разбитого корыта, если неразумно относится к тому, что Бог дает.

- Почему семью называют "малой Церковью"?

- Потому что союз мужчины и женщины в Священном Писании всегда сравнивается с союзом Христа и Церкви. Так должен любить муж жену, как Христос возлюбил Церковь. Высочайшее духовное предназначение этого союза подтверждается тем, что благодать объединяет двух людей в единую плоть. То же происходит в Церкви, где люди объединяются Духом Святым, Плотью и Кровью Христовыми в единое тело Христово. Поэтому мы и говорим о семье как о малой Церкви. Это союз людей, которые в семье живут благодатью, христианскими идеалами и церковной жизнью.

- Что в семье самое важное?

- Самое важное - научиться хранить семью, потому что сатанинские силы, демонические обрушиваются именно на благодатный союз, союз любви, союз Божественный. Прежде всего они пытаются разлучить человека с Богом, нарушить первую Божественную заповедь: "Возлюби Бога своего". А затем и вторую: "Возлюби ближнего своего". Самый великий подвиг супружеской жизни - это вопреки всему семью сохранить. Это самое главное. Даже народная мудрость говорит: "Стерпится - слюбится". То есть прежде чем научиться любить, нужно научиться немощи друг друга переносить и так исполнять закон Христов. Нужно научиться терпеть, смиряться, нужно научиться хранить мир. Вот что составляет основу семейного бытия. Если этого нет, то, конечно, семью сохранить бывает трудно.

Известный старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) за всю многолетнюю жизнь духовного окормления чад своих, как мне говорили в монастыре, ни разу никому не дал благословения на развод. Он говорил своим чадам, что семья не должна распадаться по их вине ни в коем случае. То есть нужно хранить семью до последнего. Нужно смиряться, терпеть, прощать. Самое главное в семейной жизни - нужно научиться воспринимать семью как одно из самых великих дарований, как драгоценность, которую Бог каждому из нас вручил. Поэтому не должно быть колебаний, не должно быть сомнений: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает", - говорится в Священном Писании. И когда в тяжелые моменты мысли о разводе возникают, то мы должны понимать, что вдвоем бывает тяжело, но друг без друга будет еще хуже. Потому что это единый организм, который разорвать нельзя - все равно кровоточить, болеть будет. Этот путь решения семейных проблем нужно просто исключить. Бывают всякие падения, бывают искушения и слабости, но все же нужно стараться семью сохранять. Вот это, я думаю, самое главное.

Но без благодати Божией это сделать почти невозможно. Поэтому надо стараться жить всей семьей церковной жизнью, не отрываться от Церкви Христовой, которая спасительным покровом всегда будет хранить нас и наших деток. Надо исповедоваться, причащаться, ходить в храм Божий, быт устроить спасительный, чтобы дети наши, да и мы сами не забывали о Боге и о любви Божией. Священные предметы, которые есть у нас в доме: иконы, лампады, священные книги, священные изображения, фотографии родных наших, святых мест, - служат напоминанием о нашей ответственности перед родом, это благодарность предкам, которые позволили нам в продолжение рода нашего благочестиво жить, традиции сохранять. Все в доме должно напоминать и давать пищу для сердца именно святую, чистую, духовную. Мы должны весь быт наш устроить, чтобы он напоминал нам о главном предназначении - о предстоянии человека перед Богом, о Богоугождении и вечном нашем бытии. Потому что все остальное - то, что происходит в мире, - временно, это есть наша юность человеческая, и мы перейдем в мир вечный. А как святые отцы говорят: если ты в жизни временной был с Богом, то и в жизни вечной будешь с Ним, а если в жизни временной был без Него, то и в жизни вечной будешь без Бога. Будешь мучиться о несостоявшейся своей жизни, будешь видеть возможность, которую Бог тебе предоставил и которую ты не использовал. Жить церковной жизнью - это значит не только сохранить семью, но скрепить и взрастить в семье самое главное: Божественную любовь жены к мужу, мужа к жене и обоих - к деткам своим.