Примерные формы воспитательных мероприятий

 

Форма проведения План разработки и проведения
1. Беседа -диалоговое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование определенной системы знания, развитие интереса и пр. · Определение темы · Формулировка целей проведения беседы · Оформление кабинета · Формулировка вопросов и содержания беседы · Подбор материалов для проведения беседы (книги, журналы, примеры жизненных ситуаций, стихи и т.д.) · Определение методики проведения беседы · Выводы и рекомендации · Список литературы  
2. Диспут – публичный спор на научную, литературную, нравственную и другие темы. Это метод активизации учебно-воспитательного процесса, основанный на сопоставлении различных точек зрения и аргументированных доказательств, способствующих коллективному поиску истины · Анализ и оценка ситуации, выявление противоречий · Определение темы · Формулировка целей проведения диспута · Музыкальное и художественное оформление · Формулировка вопросов для обсуждения · Поиск информации, доказательств разных точек зрения · Вступительное слово · Создание условий, стимулирующих обмен мнениями (определение методики проведения диспута). · Обсуждение различных мнений. · Обобщение мнений участников диспута, выводы (заключительное слово) · Анализ диспута  
3. Игра –воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения. · Определение темы, названия игры · Формулировка целей проведения игры с учетом возрастных особенностей · Определение задач игры. · Оформление помещения · Распределение игровых ролей · Продумывание правил игры · Разработка игрового сюжета · Подготовка призов · Подведение итогов, награждение победителей · Анализ игры  
4. Акция– яркое, кратковременное мероприятие, оставляющее эмоциональное впечатление у участников. Это публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. В акции важна незаконченность процесса и возможность для людей, ставших свидетелями акции, принять в ней участие. Главная цель в акционизме — привлечение внимания со стороны СМИ и людей «здесь и сейчас». · Определение актуальной, злободневной проблемы, к которой важно привлечь внимание участников акции · Разработка сюжета, игрового действия · Подбор материалов для оформления: музыкальное сопровождение, плакаты, баннеры, костюмы участников, раздаточный материал · Формулировка вопросов для анализа акции  
5. Круглый стол -это воспитательное мероприятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на одну и ту же проблему, обсуждение которой подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.   · Выбор актуальной, противоречивой, неоднозначной темы для обсуждения · Формулировка цели проведения круглого стола · Оформление кабинета · Подбор материалов для проведения круглого стола · Формулировка вопросов · Приглашение «специалистов» · Формулировка выводов и рекомендаций  
6. Кольцовка песен Играющие образуют несколько групп. Игра состоит в том, что команды по очереди исполняют один куплет песни на выбранную тему. Например, о насекомых, о временах года, солдатские песни, песни о море и т.д. Определяется интервал между исполнением песен командами 3 секунды. Этого времени необходимо строго придерживаться. За нарушение - штрафное очко. Победителем становится та команда, которая споет последнюю песню. · Это творческое дело проводится в любое время. Его можно использовать для заполнения вынужденных пауз, например, во время работы жюри. · Ведущий объявляет тему и при помощи жеребьёвки даёт сигнал команде начинать выступление. · Каждой команде достаточно спеть куплет (не обязательно первый куплет) и припев, после чего очередь выступления переходит к следующей команде, на которую укажет ведущий. · Ведущий каждый раз даёт команду для начала выступления следующей группе. Если группа не может выполнить задание, передает слово следующей команде. · Команда, не справившаяся с заданием, выбывает из соревнования.  
7. Парад исторических войск В параде исторических войск принимает участие несколько отрядов. Ребята не только исполняют выбранную и подготовленную ими заранее патриотическую песню в строю во время движения колонны, но могут и обыгрывать свой род исторических войск, подготовив соответствующую форму, показав небольшое творческое выступление с историческими фактами. Выступают отряды в порядке жеребьевки. Жюри оценивает мастерство пантомимы, музыкальность, костюмы, массовость, творчество участников, умение маршировать в строю. · Формулировка целей проведения творческого дела · Определение возрастных границ участников · Формулировка конкретных заданий для участников и критериев оценки выступления · Оформление кабинета · Определение рода войска · Подбор материалов, в том числе и музыкального оформления, для проведения «Парада исторических войск» · Подготовка творческого выступления · Репетиция строевой подготовки · Приглашение гостей парада для приветственного слова · Проведение анализа проведенного мероприятия · Формулировка выводов и рекомендаций  
8. Конкурс патриотической песни К участию в конкурсе патриотической песни привлекаются несколько отрядов. Ребята не только исполняют выбранную и подготовленную ими заранее песню, но и обыгрывают ее. Выступают отряды в порядке жеребьевки. Вариант: поют двое-трое, а остальные инсценируют то, о чем говорится в песне. · Формулировка целей проведения творческого дела · Определение конкретных заданий для участников и критериев оценки выступления · Оформление кабинета · Подбор материалов, в том числе и музыкального оформления · Подготовка творческого выступления · Приглашение гостей для приветственного слова · Анализ проведенного мероприятия · Формулировка выводов и рекомендаций  
9. Мини-спектакль Это импровизированный непродолжительный по времени спектакль, в котором участвуют “артисты” из числа зрителей. Ведущий вызывает желающих поучаствовать в спектакле, раздаёт им роли, написанные на листочках: артисты одевают костюмы, читают текст, изображают действия. Здесь самое главное – ЧТО читать, потому что даже самые плохие актеры легко сыграют смешной, юмористический текст, а уж хорошие заставят всех хохотать до слёз · Определение темы · Формулировка цели проведения мини-спектакля · Музыкальное и художественное оформление · Продумывание сценария спектакля · Распределение ролей · Подбор костюмов для проведения мини-спектакля · Формулировка выводов и рекомендаций  
10. Вечер легенд Это воспитательное мероприятие включает в себя несколько театрализованных мини-спектаклей на тему «Легенды нашего края», которые заранее готовятся творческими группами с костюмами, легендами, песнями и танцами родного края. Ведущий открывает вечер и рассказывает, с какими легендами сегодня познакомятся присутствующие на вечере. В конце каждого выступления ведущий проводит небольшой опрос об основных важных идеях каждой легенды, какие общие идеи объединяют все легенды и какие слова выделили бы участники в качестве лейтмотива сегодняшнего вечера · Определение темы · Формулировка целей проведения вечера легенд · Оформление кабинета · Подбор материалов, в том числе и музыкального оформления · Продумывание сценария мини-спектакля · Распределение ролей · Организация репетиций · Подбор костюмов для проведения вечера легенд · Совместно с участниками формулирование выводов по теме вечера  

 


 

11. Интеллектуальная игра «Морской бой» Это интеллектуально-творческая игра, которую можно использовать для актуализации знаний играющих в любой области. Основой игры является детская игра «Морской бой». Поле с проставленными на нем очками является игровым полем для данной игры. Для участников «Морского боя» 5 х 5 клеток чистое игровое поле. А на поле ведущего расположены корабли, координат которых играющие не знают. Каждой команде, по секрету, сообщается расположение их кораблей. Их задача выбить корабли противника. Та команда, которой выпадет по жребию начинать игру, называет координату первого «выстрела». Если на этой клетке стоит корабль, то команда получает очки, проставленные на клетке ведущего и продолжает стрельбу. Если на этой клетке нет корабля, то она получает задание, которое закодировано в клетке и очки за его выполнение. На выполнение задания командам даётся одна минута. Если команда ответила правильно, то очки идут в «плюс» команде, если неверно или вообще не ответила, то в «минус», и ход переходит противнику. Команда выбывает из игры, если потоплены все её корабли. Выигрывает та команда, которая к моменту, когда сбиты все корабли, наберет больше очков (победителем может считаться та команда, у которой остался последний корабль «на плаву»). · Формулирование целей проведения игры · Определение темы · Оформление кабинета · Формулирование вопросов и содержания игры · Подбор материалов для проведения беседы (книги, журналы, примеры жизненных ситуаций, стихи и т.д.) · Определение методики проведения беседы · Формулирование выводов и рекомендаций    
12. Дебаты– игровая технология, предполагающая определенный уровень состязательности. Побеждает тот, кто смог выстроить наиболее логичную линию доказательств, т.к. в дебатах не может быть безоговорочной правоты одной из сторон. В игре участвуют две команды. Одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить зрителей и судей в правильности своей позиции – это команда «Утверждение». Вторая – критикует оппонента и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис. Это команда – «Отрицание». Выступление утверждающей стороны (спикеры команды убеждения должны убедить судей в правильности своих позиций при помощи аргументации). Выступление отрицающей стороны (спикеры команды отрицания должны доказать, что позиция утверждающей стороны неверна и аргументация оппонента имеет недостатки, высказывают свою позицию и приводят свои аргументы) Составление кейса команды. Работа внутри каждой группы по поиску слабых мест оппонента Раунд перекрёстных вопросов – это раунд вопросов спикера одной команды и ответы спикера другой команды. Он используется для разъяснения позиций или для выявления потенциальных ошибок противника Судьи выслушивают аргументы обеих команд и определяют победителя   · Формулирование целей проведения · Определение темы дебатов · Оформление кабинета · Подбор материалов для команд «Утверждение» и «Отрицание» · Составление плана проведения дебатов · Определение основных понятий дебатов. · Формулировка выводов и рекомендаций  
13. Аукцион– это игра, в которой основной задачей ставится получение наибольшего количества баллов для «покупки» предмета с аукциона. Открытие аукциона, в рамках которого проходит представление товаров и установление их цен, сопровождается «куплей-продажей» предметов в обмен на знания. Распорядители аукциона оценивают каждый правильный ответ в баллах. Счетчики вписывают получаемые командами баллы на табло. Как только команда набирает установленное число баллов, вещь объявляется проданной. На продажу выставляется следующий аукционный предмет. · Определение темы · Формулирование целей проведения аукциона · Распределение ролей (распорядитель аукциона, счётчики, покупатели) · Оформление кабинета (табло, аукционный молоток) · Выбор предметов для купли-продажи · Формулировка вопросов для проведения аукциона · Подготовка табло для подсчёта результатов · Подготовка заключительного слова распорядителя  
14. Суд Ролевая форма диспута. В группе организаторов распределяются роли: секретарь, судья, адвокат, прокурор, свидетели защиты, свидетели обвинения, подсудимый (ые), потерпевший (ие), присяжные заседатели. Проигрывается процедура суда: § Слово секретарю § Выступление прокурора § Выступление адвоката § Выступление свидетелей § Слово потерпевшему § Слово подсудимому § Слово прокурору, адвокату для определения вины и степени наказания § Заседание присяжных заседателей и их вердикт § Вынесение приговора судьёй (вывод по теме).   · Определение темы · Формулирование целей проведения суда · Распределение ролей (адвокат, прокурор, свидетель защиты и др.) · Оформление кабинета – расстановка мебели, подготовка табличек с названиями ролей · Подбор материалов · Подготовка заключительного слова ведущего  

 


 

15. Игра-путешествие Игра по станциям. Игроки делятся на несколько команд и передвигаются, ориентируясь на маршрутный лист, в котором указаны разнообразные станции по выбранной теме игры. На каждой станции команды выполняют определенное задание, за выполнение которого получают очки. Задания на станциях могут быть интеллектуальными, творческими, спортивными. Когда все станции пройдены, команды собираются в условленном месте и жюри подводит итоги. Пока жюри работает, задача организаторов занять участников игры-путешествия каким-либо творческим делом или игрой. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.   · Формулировка целей и задач игры · Разработка заданий на каждую станцию · Оформление станций и маршрутных листов, карты путешествия, табло для подведения итогов · Подготовка призов командам · Анализ игры
16. Митинг - массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни. На митинге выдвигаются те или иные требования, выражаются чувства солидарности или протеста. Особую значимость в выступлениях приобретают не только логическая сторона выступления, но и яркость, эмоциональность речи оратора. Наряду с методами убеждения на митинге широко используются методы внушения, обращения к чувствам и настроениям его участников, чтобы утвердить у них определенное отношение к обсуждаемому событию. Проводится преимущественно на открытом воздухе, заканчивается принятием резолюции. · Формулировка целей и задач митинга · Подготовка плакатов, газет, листовок и других наглядных агитационных материалов · Объявление о митинге · Подготовка вступительного слова · Приглашение желающих выступить · Привлечение представителей органов власти, администрации · Составление примерного варианта резолюции
17. Политинформация – вид идеологической и политико-массовой работы в форме обязательных лекций или бесед в трудовых и воинских коллективах, учебных заведениях и пр. Цель политинформации - это освещение и обсуждение главных политических, экономических, культурных событий страны и мира. Для политинформации в основном используются материалы периодической печати. Формы проведения политинформации: лекция, дискуссия, круглый стол, живая газета и прочее. Выводы · Формулировка целей и задач мероприятия · Музыкальное и художественное оформление · Подготовка вступительного слова · Продумывание формы проведения · Подготовка информационных материалов для проведения политинформации · Подготовка ведущего и участников воспитательного мероприятия · Анализ мероприятия

 


 

18. Что? Где? Когда? Интеллектуально-развлекательная игра. Игроки делятся на 3-5 команд. Ведущий объясняет правила проведения игры: всем командам зачитывается один вопрос, игрокам даётся минута на ответ, который они пишут на заранее подготовленных бланках (на каждом бланке команды заранее написано её название и порядковый номер вопроса); за 10 секунд до конца минуты звучит сигнал о том, что время на ответ заканчивается; когда заканчивается минута, звучит повторный сигнал; в этот момент по одному человеку от команды (или специально подготовленные помощники) несут бланки ответов и отдают жюри, которое оценивает степень верности ответов и ставит баллы; помощник заносит баллы в таблицу (в том случае, если ответ верен. Если ответ неверен, то баллы не ставятся. В конце игры подводится итог, называются победители. При желании (по замыслу организаторов) могут быть названы лучшие игроки от каждой команды; лучший игрок в общем зачёте (как он определяется, должно быть продумано заранее); а также лучший вопрос игры. Организаторы подводят итоги игры (рефлексирование может пройти в форме круга, дискуссии, пресс-конференции; анализирования видеофильма, снятого по ходу игры; написания эссе (как коллективного, так и персонального), а также другими способами по желанию участников подготовки и проведения игры. · Формулирование целей проведения ЧГК · Оформление кабинета, антураж игры (гонг, карточки, таблица для баллов) · Распределение обязанностей в группе (подбор материала, который может стать питательной средой для подготовки вопросов, формулировка вопросов, · Определение ведущего, жюри, помощников · Формулировка вопросов, подбор материалов · Анализ ЧГК.