Теоретические аспекты оценки деловой активности и рентабельности деятельности предприятия

Деловая активность в финансовом аспекте проявляется в скорости оборота его денежных средств, то есть финансовое положение предприятия находится в зависимости от того, насколько быстро его средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота. Во-вторых, с размерами оборота, а, следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов. В-третьих, ускорение на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях.

Оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия, оценивается с помощью:

а) скорости оборота – количество оборотов, который совершает за анализируемый период основной и оборотный капитал;

б) периода – средний срок, за который возвращаются в хозяйственную деятельность предприятия денежные средства, вложенные в материальные и нематериальные активы.

К основным показателям оборачиваемости можно отнести следующие.

Оборачиваемость оборотных активов характеризует скорость оборота всех оборотных активов хозяйствующего субъекта. Рост данного показателя характеризуется положительно, если наблюдается рост числа оборота запасов предприятия.

Оборачиваемость запасов показывает, сколько раз за анализируемый период организация использовала средний имеющийся остаток запасов. Данный показатель характеризует качество запасов и эффективность управления ими, позволяет выявить остатки неиспользуемых, устаревших или некондиционных запасов. Важность показателя связна с тем, что прибыль возникает при каждом «обороте» запасов (т.е. использовании в производстве, операционном цикле).

Для показателей оборачиваемости общепринятых нормативов не существует, их следует анализировать в рамках одной отрасли и еще лучше – в динамике для конкретного предприятия. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов может отражать накопление избыточных запасов, неэффективное складское управление, накопление непригодных к использованию материалов. Но и высокая оборачиваемость не всегда выступает позитивным показателем, поскольку может говорить об истощении складских запасов, что может привести к перебоям в производственного процесса.

Кроме того, оборачиваемость запасов зависит от маркетинговой политике организации. Для организаций с высокой рентабельностью продаж свойственна более низка оборачиваемость, чем для фирм с низкой нормой рентабельности.

Оборачиваемость дебиторской задолженности измеряет скорость погашения дебиторской задолженности организации, насколько быстро организация получает оплату за проданные товары (работы, услуги) от своих покупателей.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз за период (год) организация получила от покупателей оплату в размере среднего остатка неоплаченной задолженности. Показатель измеряет эффективность работы с покупателями в части взыскания дебиторской задолженности, а также отражает политику организации в отношении продаж в кредит.

Для оборачиваемости дебиторской задолженности, как и для других показателей оборачиваемости не существует четких нормативов, поскольку они сильно зависят от отраслевых особенностей и технологии работы предприятия. Но в любом случае, чем выше коэффициент, т.е. чем быстрее покупатели погашают свою задолженность, тем лучше для организации. При этом эффективная деятельность не обязательно сопровождается высокой оборачиваемостью. Например, при продажах в кредит остаток дебиторской задолженности будет высокий, а коэффициент ее оборачиваемости соответственно низкий.

Оборачиваемость кредиторской задолженности – это показатель скорости погашения организацией своей задолженности перед поставщиками и подрядчиками. Данный коэффициент показывает, сколько раз (обычно, за год) фирма погасила среднюю величину своей кредиторской задолженности.

Как и оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость кредиторской задолженности используется в оценке денежных потоков организации, эффективности расчетов.

Оборачиваемость кредиторской задолженности сильно зависит от отрасли, масштабов деятельности организации. Для кредиторов предпочтителен более высокий коэффициент оборачиваемости, в то время как самой организации выгодней низкий коэффициент, позволяющий иметь остаток неоплаченной кредиторской задолженности в качестве бесплатного источника финансирования своей текущей деятельности.

Оборачиваемость активов – финансовый показатель интенсивности использования предприятием всей совокупности имеющихся активов. Данный показатель используется наряду с другими показателями оборачиваемости, такими как оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость кредиторской задолженности, оборачиваемость запасов, для анализа эффективности управления имуществом и обязательствами фирмы.

Определенного норматива для показателей оборачиваемости не существует, поскольку они зависят от отраслевых особенностей организации производства. В капиталоемких отраслях оборачиваемость активов будет ниже, чем в торговле или сфере услуг.

Желательна более высокая оборачиваемость активов. Низкая оборачиваемость может свидетельствовать о недостаточной эффективности использования активов. Кроме того, оборачиваемость зависит от нормы рентабельности продаж. При высокой рентабельности оборачиваемость активов, как правило, ниже, а при низкой норме рентабельности – выше.

Оборачиваемость собственного капитала. С коммерческой точки зрения он определяет либо излишки продаж, либо их недостаток; с финансовой – скорость оборота вложенного собственного капитала; с экономической – активность денежных средств, которыми рискуют собственники предприятия. Если коэффициент слишком высок, это говорит о значительном превышении уровня продаж над вложенным капиталом, что влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, когда кредиторы больше участвуют в деле, чем собственники. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, снижается безопасность кредиторов, и предприятие может иметь серьезные затруднения, связанные с уменьшением доходов. Низкий же коэффициент означает бездействие части собственных средств. В этом случае коэффициент указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более соответствующий данным условиям источник дохода.

Система показателей деловой активности приведена в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Система показателей деловой активности предприятия[10]

Показатель Формула расчета Пояснения
1 2 3
Показатели, отражающие скорость оборота
1.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (КОобс) КОобс=N/Rср+Zср, где: N – выручка; Rср – средняя за период величина денежных средств, расчетов и прочих активов; Zср – средняя за период величина запасов и затрат по балансу Отражает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период, или сколько рублей оборота (выручки) приходится на каждый рубль данного вида активов.

Продолжение табл. 1.4

return false">ссылка скрыта
1 2 3
2. Коэффициент оборачиваемости запасов (КОоз) КОоз=N/Zср, где: Zср – средняя за период величина запасов по балансу Скорость оборота запасов и затрат, т.е. число оборотов за отчетный период, за который материальные обороты средства превращаются в денежную форму.
3.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОдз) КОдз=N/Rаср, где: Rаср - средняя за период дебиторская задолженность Показывает количество оборотов за период коммерческого кредита, предоставленного предприятиям. При ускорении оборачиваемости происходит снижение значение показателя, что свидетельствует об улучшении расчета с дебиторами.
4.Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (КОкз) КОкз=N/Rр.ср,где: Rр.ср - средняя за период кредиторская задолженность Показывает скорость оборота задолженности предприятия. Ускорение неблагоприятно складывается на ликвидности предприятия; если Ок/з<Од/з возможен остаток денежных средств у предприятия.
5.Коэффициент оборачиваемости активов (КОА) КОА=N/Аср, где: N - выручка от реализации продукции; Аср – средняя за период стоимость активов Показывает скорость оборота всех средств предприятия.
6.Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (КОСК) КОСК=N/СКср, где: N - выручка от реализации продукции; Аср – средняя за период стоимость активов Отражает активность собственных средств, которыми рискуют акционеры или собственники предприятия. Рост в динамике означает повышение эффективности используемого собственного капитала.
Показатели, отражающие длительность оборота в днях
1.Продолжительность оборота оборотных средств (Собс) Собс= 365 / КОобс Показатель характеризует продолжительность одного оборота оборотных средств в днях.
2.Средний срок оборота запасов (Соз) Соз =365 / КОз Продолжительность оборота материальных средств за отчетный период
3.Средний срок оборота дебиторской задолженности (Сдз) Сдз=365 / КОдз Показатель характеризует продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях. Снижение показателя - благоприятная тенденция.
4.Продолжительность оборота кредиторской задолженности (Скз) Скз=365 / КОкз Показывает период, за который предприятие покрывает срочную задолженность. Замедление оборачиваемости, т.е. увеличение периода, характеризуется как благоприятная тенденция.

Продолжение табл. 1.4

1 2 3
5.Продолжительность оборота активов (СА) СА= 365 / КОА Показатель характеризует продолжительность одного оборота активов предприятия в днях.
6.Продолжительность оборота собственного капитала (ССК) ССК= 365 / КОСК Показатель характеризует продолжительность одного оборота собственного капитала предприятия в днях. Снижение длительности оборота означает повышение эффективности используемого собственного капитала.

В рыночной экономике основной категорией эффективности работы организации является результативность. Понятие «результативность» складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельности организации.

Рентабельность– относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. [11]

Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активов.

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

Рентабельность активов — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период; индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств.

Кроме того, распространение получили следующие показатели эффективности использования отдельных видов активов (капитала) (табл. 1.5).

Таблица 1.5

Показатели рентабельности отдельных видов активов (капитала) предприятия[12]

Наименование показателя Методика расчета
1 2
Рентабельность собственного капитала (ROE) Отношение чистой прибыли (в годовом выражении) к средней величине собственного капитала.
Рентабельность инвестированного капитала (ROCE) Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) (в годовом выражении) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.
Рентабельность производственных фондов Отношение прибыли от продаж (в годовом выражении) к средней стоимости основных средств и материально-производственных фондов

 

Рентабельность собственного капитала (ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Показывает отдачу на инвестиции акционеров в данное предприятие.

Рентабельность активов (ROA) – финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала (финансового левериджа), качество управления активами. В отличие от показателя «рентабельность собственного капитала», данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства. Поэтому он менее интересен для инвесторов.

Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше.

Рентабельность инвестированного капитала, или прибыль на инвестированный капитал (ROCE) – показатель отдачи от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала организации и долгосрочно привлеченных средств (долгосрочных кредитов, займов).

Показатель не имеет нормативного значения. Но его важность заключается в том, что он выступает ориентиром для оценки целесообразности привлечения организацией заемный средств под определенный процент. Если процент по кредиту выше, чем рентабельности инвестированного капитала, это значит, что организация не сможет использовать кредит настолько эффективно, чтобы отработать проценты по нему. Поэтому имеет смысл брать только те кредиты, процент по которым ниже рентабельности инвестированного капитала.

Финансовое состояние организации характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Финансовое состояние организации характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование ее финансовых ресурсов. Показатели ликвидности и платежеспособности являются наиболее важными их них.

 


[1] Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т.И. Григорьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. С.12

[2] Левчев П.А. Финансовый менеджмент и налогообложение организаций: учебное пособие. Режим доступа: [http://www.aup.ru/books/m220/].

 

[3] Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика. – 2010. С. 12.

[4] Климова Н.В. Основы проведения финансового анализа деятельности организации в налоговом консультировании // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011, №3.

[5] Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т.И. Григорьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. С. 20-38.

[6] Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.П. Любушина. М.: ЮНИТИ, 2009. С.75.

[7] Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2010. С. 89.

[8] Составлено автором на основе: Волонин А.В. Коэффициентный анализ состояния ликвидности предприятия // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011, № 4. С.4-10.

 

[9] Составлено автором на основе: Беспалов М.В. Комплексный анализ финансовой устойчивости компании: коэффициентный, экспертный, факторный и индикативный // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011, № 5. С.5-13.

 

[10] Составлено автором на основе: Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т.И. Григорьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012.; Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010.

 

 

[11] Финансы предприятий. Учебник/под. ред. М.В. Романовского. СПб: Издательский дом: Бизнес-пресс, 2010. С. 45.

 

[12] Составлено автором на основе: Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010; Климова Н.В. Основы проведения финансового анализа деятельности организации в налоговом консультировании // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011, №3. С.25-32.