Анализ результатов

Уровень развития аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.

Если испытуемый решил 14 – 15 рядов, то его аналитичность очень высокая или отличная; если 11 – 13 – высокая или хорошая; если 8 – 10 – аналитичность средняя или удовлетворительная; если 7 – б – аналитичность низкая или плохая; если 5 и менее, то аналитичность очень низкая или очень плохая.

Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам. При интерпретации результатов желательно учитывать особенности темперамента испытуемого, а также навыки работы с числами.

Задача 2. Исследование логической аналитичности мышления (методика Покровского[2])

В отличие от методики Липмана, при помощи которой исследуется аналитичность с использованием цифрового материала (условно можно назвать это качество «математическая аналитичность»), в настоящей методике исследуется своего рода «логическая аналитичность» – способность к анализу и сравнению с использованием стимульного материала другого рода.

Методика нацелена на диагностику аналитичности мышления, умения делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей, установления тождества и различия, лабильности мышления, а также для характеристики устойчивости внимания и оперативной памяти. Методика заимствована из практики авиационных врачей, составлена и апробирована Б.Л. Покровским в 1961 г.

 

Инструкция испытуемому:

«Задание требует от вас внимательности, сообразительности, умения улавливать закономерности. На бланке имеются 25 строчек по 5 слов в каждой.

Слева перед каждой строчкой изображены значки: + ? * и т.п. Этими условными знаками обозначены или зашифрованы одно или несколько слов из тех, что имеются в данной строчке. Ваша задача – отыскать и подчеркнуть эти слова. Чтобы это сделать, вы должны уловить закономерность расположения знаков. Так, если все значки разные, значит и слово, которое надо найти, состоит из различных неповторяющихся букв.

Например, +*:= пуля няня тара дядя (правильный ответ – пуля). Если же в начале строки имеется набор знаков такого рода :*+*?, то очевидно, что этому набору знаков будут соответствовать слова, у которых вторая и четвертая буквы одинаковые. Слова могут состоять из 4-х, 5-ти, 6-ти, 7-ти и 8-ми букв, т.е. задание по мере увеличения букв усложняется, однако принцип обозначения и расшифровки слов один и тот же. Иногда значками могут обозначаться слова, в которых встречаются две пары одинаковых букв. Например, *: I:ОI – статья сорока мнение скалка.

Еcли в наборе знаков только два повторяющихся знака то вы не должны подчеркивать слова, где кроме этих 2-х.букв повторяются еще и другие буквы, не указанные значками , например, О=*Х= тайна жажда ответ пепел. Очевидно, что слово «жажда» подчеркивать не надо, т.к. кроме второй и последней здесь повторяются еще первая и третья буквы. Не забудьте, количество слов, которое надо отыскать, может быть одно, два и более, т.е. вы должны просматривать всю строчку от начала до конца. Ошибки можно исправлять в том случае, если вы это заметили.

По команде «Начали» приступите к работе, по команде «Конец» поставьте вертикальную черту после последнего проверенного вами слова.

Работать нужно 8 минут, без излишней спешки и без ошибок».