Комплексное социальное обслуживание пожилых людей.

Трансформационные процессы 90-х гг. XX в. в значительной степени зат­ронули именно пожилых людей, которые испытали последствия снижения уровня жизни, вызванные переходом к рыночным отношениям. Большин­ство из них вынуждены были отказаться от привычных стандартов потреб­ления, снизить уровень социальных притязаний, расстаться со многими ожиданиями и планами и перейти к пассивному образу жизни.

Материальное положение пожилых определяется, прежде всего, уровнем пенсионного обеспечения. Существенное влияние оказывают льготы, пре­доставляемые на государственном, региональном и местном уровнях. Более 70% кузбассовцев старшего поколения пользуются различными льготами в соответствии с федеральными законами.

Основной задачей государственных структур, ответственных за социаль­ное благополучие пожилых людей, в последние годы было оказание мате­риальной поддержки и комплексное развитие социальных услуг.

В Кузбассе, в отдельные годы истекшего десятилетия, к малоимущим относилось более 95% пенсионеров, а минимальный размер пенсии не пре­вышал 50% прожиточного минимума. Переход к платному обслуживанию в здравоохранении, повышение цен на лекарства поставили старшее поколе­ние на грань выживания. Естественно, что все усилия администрации Ке­меровской области в отношении пожилых граждан были направлены на решение именно этих проблем.

В течение трех лет (1994—1996) удалось развернуть во всех городах и районах сеть нестационарных учреждений для обслуживания пожилых граж­дан, увеличить количество стационарных учреждений. Из средств област­ного бюджета ежегодно в рамках социальных программ выделялись средства на развитие инфраструктуры системы социальной защиты населения. В результате к концу 1996 г. стабильно работали более 40 центров социально­го обслуживания, снимая социальную напряженность среди пожилых лю­дей, помогая им справляться с житейскими трудностями.

Центры социального обслуживания с правом юридического лица получи­ли возможность оказывать материальную помощь остро нуждающимся граж­данам за счет пени и штрафов, уплачиваемых предприятиями и организаци­ями в Отделение Пенсионного фонда по Кемеровской области, что стало очень существенной формой помощи населению в тот трудный период.

Кузбасские пенсии, открытие губернских аптек и магазинов оптики, со­циальных рынков и льготных бензоколонок, бесплатный проезд до садовых участков и проведение ярмарок с продажей продуктов по социально прием­лемым ценам, проведение благотворительных акций по обеспечению топ­ливом малообеспеченных пенсионеров, выдача продуктовых наборов участ­никам Великой Отечественной войны и долгожителям (старше 90 лет) — таков далеко не полный перечень целенаправленных действий администра­ции Кемеровской области, администрации муниципальных образований, направленных на улучшение материального положения и медицинского об­служивания пожилых людей.

Начиная с 1998 г. учреждения социального обслуживания граждан пожи­лого возраста и инвалидов Кемеровской области регулярно получают авто­транспортные средства, технологическое и медицинское оборудование, технические средства, облегчающие уход за престарелыми и инвалидами, по федеральной целевой программе «Старшее поколение», утвержденной Пра­вительством Российской Федерации, а также помощь из средств Республи­канского (федерального) фонда социальной поддержки населения.

На рубеже 2000 г. пенсионное обеспечение пожилых людей намного улуч­шилось. Минимальный размер средней назначенной пенсии заметно при­близился к прожиточному минимуму и составил 589 рублей. В конце 2000 г. средний размер пенсии в Кузбассе был равен уже 851 рублю при величине прожиточного минимума пенсионера 777 рублей. Наименьший размер пен­сий отмечается в возрастной категории долгожителей. Малоимущих пожи­лых граждан, получавших пенсию в размере ниже прожиточного миниму­ма — 36,5%.

В 2001 г. средний размер пенсии составил 929 рублей (94% прожиточно­го минимума пенсионера). Тем не менее у 54% пенсионеров Кузбасса пен­сия оставалась на уровне ниже прожиточного минимума пенсионера и со­ставляла в среднем около 670 рублей.

Улучшение материального положения пожилых людей, помощь им в преодолении последствий бедности находится в центре внимания админи­страции и общественности Кемеровской области. Добиваясь повышения доходов пожилых людей, они ежегодно реализуют областные, городские и районные программы социальной поддержке малоимущих пожилых граж­дан, а также программы гуманитарной помощи Международного Красного Креста. Только за девять месяцев 2000 г. более 170 тыс. пожилых граждан и инвалидов получили материальную помощь, продукты питания, одежду и обувь, предметы первой необходимости, лекарства, топливо, помощь в ре­монте жилья. Все участники Великой Отечественной войны и 4,5 тыс. дол­гожителей ежемесячно получают продуктовые наборы.

Эффективные мероприятия в поддержку пожилых граждан проводятся на уровне органов местного самоуправления и даже отдельных предприятий.

Вводятся городские пенсии, пособия, льготы малоимущим одиноким по­жилым гражданам по оплате жилья, коммунальных услуг, пользования те­лефоном, по доставке и приобретению топлива, по проезду городским транс­портом. Путем предоставления льгот поощряется деятельность предприя­тий и организаций, направленная на адресную помощь пожилым людям.

В муниципальных учреждениях социального обслуживания в помощь по­жилым кузбассовцам развернуты различные виды дополнительных услуг. Ежегодно более 60 тыс. пенсионеров получают бесплатно или по снижен­ным ценам услуги парикмахеров, мастеров по ремонту обуви, ремонту и пошиву изделий. Им предлагаются услуги столяра, плотника, штукатура, часовщика, услуги по ремонту печей, ритуальные услуги. На снижение труд­ностей экономического характера направлена работа социальных магазинов и социальных столовых.

Часть пенсионеров, выйдя на пенсию, первые 10—15 лет стараются про­должить свою трудовую деятельность на прежнем месте работы или трудо­устроиться, тем самым самостоятельно улучшая свое материальное положе­ние. Среди пожилых кузбассовцев работают 85,7 тыс. человек. Но возмож-

ности продолжить деятельность после достижения пенсионного возраста ограничиваются различными обстоятельствами: состоянием здоровья, не­конкурентоспособностью в условиях безработицы, недостаточным уровнем образования и просто отсутствием рабочих мест для посильной трудовой деятельности пожилых людей. Часть пожилых граждан увеличивают свой доход за счет садовых, приусадебных участков.

Стремление к трудовой деятельности и занятость в пенсионном возрас­те — это и экономическая необходимость, и образ жизни, позволяющий избежать одиночества.

Одиночество также занимает не последнее место среди проблем пожи­лых людей. По примерным данным, около 60 тыс. человек — абсолютно оди­нокие люди, не имеющие детей и близких родственников. Именно с этой ка­тегорией работают в первую очередь социальные службы в Кемеровской об­ласти.

Одиноко проживающих (живущих отдельно от взрослых детей) гораздо больше. Их самочувствие и жизненная ситуация напрямую зависят от отно­шений с детьми, от возможности полноценного общения с близкими людь­ми, хотя чувство одиночества, ощущение пустоты и ненужности может по­сещать и пожилого человека, живущего в семье и в большом коллективе дома-интерната. Одиночество может быть компенсировано гуманным отно­шением общества, созданием и поддержанием психологического комфор­та, приспособленной к нуждам пожилого человека окружающей средой.

Не последнее место в ряду проблем пожилого человека занимает содер­жание жилья в связи с растущей квартплатой, удорожанием топлива, ветхо­стью и невозможностью поддержания собственными силами жилья в при­годном для нормального проживания состоянии.

Так как в настоящее время нет дополнительного механизма защиты прав пожилого человека при совершении сделок с недвижимостью (чаще всего, при совершении сделок с жильем), нередки ситуации, когда граждане по­жилого возраста, сохранившие способности к самообслуживанию и передви­жению, вынужденно оказываются в государственном (муниципальном) доме-интернате именно по причине утраты жилья.

Кроме оказания материальной помощи на ремонт жилых помещений, содействия в проведении ремонтных работ, востребованными оказались и услуги социальных приютов для одиноких пожилых граждан. Это вид соци­ального жилья временного проживания для тех, кто оказался в сложной жилищной ситуации.

Есть в Кемеровской области и специальные жилые дома для одиноких престарелых граждан и престарелых супружеских пар. Это тоже вид соци­ального жилья, но уже для постоянного проживания со специально органи­зованными службами социально-бытового и медицинского назначения.

Присущая человеку потребность жить в комфортных условиях особенно заметно проявляется в пожилом возрасте. Возрастные изменения сердечно­сосудистой и нервной систем, костно-мышечного аппарата приводят к раз­личным болевым ощущениям, физической слабости, психической утомля­емости, замедленной моторике. Эти явления обостряют потребность в со­здании особых условий для проживания и реабилитации.

Даже при отсутствии физических нарушений в пожилом возрасте возни­кают трудности при самообслуживании, передвижении, затруднения при

посещении различных объектов, пользовании общественным транспортом. Пожилые люди остро нуждаются в специальных вспомогательных устрой­ствах и приспособлениях, обеспечивающих им относительную бытовую и психологическую независимость и, следовательно, улучшающих качество жизни. Если в домах-интернатах, в специальных домах имеются минималь­ные приспособления для пожилых людей в виде перил, пандусов, поручней, то в жилищах одиноко проживающих пожилых они пока отсутствуют.

Людям старшего поколения гарантируется возможность получения со­циальных услуг в объеме гарантированного государством перечня (поста­новление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством соци­альных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслу­живания»).

В Кемеровской области утвержден территориальный перечень гаранти­рованных услуг, содержащий виды социальных услуг, предоставляемых граж­данам пожилого возраста, обслуживаемых в полустационарных условиях и на дому, и значительно расширяющий федеральный.

Предусмотрен широкий спектр дополнительных услуг по уходу, социаль­но-бытового, социально-медицинского, правового характера и других. Под­готовлены и утверждены тарифы на гарантированные и дополнительные со­циальные услуги, порядок их предоставления. Введены дополнительные льготы пожилым гражданам по оплате социальных услуг на территории Ке­меровской области.

Социальные услуги по уходу на платной основе внедряются с 1998 г. Именно платные услуги высветили слабые стороны нормативного правового регулирования в социальном обслуживании, сдерживающие развитие соци­альных услуг, а также привлечение организаций негосударственного секто­ра к социальному обслуживанию пожилых людей.

Серьезным тормозом является отсутствие утвержденных стандартов каче­ства и объема социальных услуг, хотя в целях обеспечения более эффектив­ной защиты интересов граждан в вопросах объема и качества предоставляе­мых социальных услуг, создания условий для развития социального обслужи­вания Минтруд России проводит разработку проектов государственных стандартов социального обслуживания населения.

Очевидно, что стандарты должны базироваться на принципах равнодос­тупности, адресности, добровольности, гуманности, приоритетности пре­доставления социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизнен­ной ситуации. Выделены три направления стандартизации социального об­служивания:

♦ основополагающие стандарты;

♦ стандарты деятельности учреждений;

♦ стандарты качества социальных услуг населения по отдельным катего­риям населения.

Предусматривается подготовить порядок разработки государственных стандартов социального обслуживания, внедрения и контроля их соблюдения.