С.Н. Щеглова Молодежная комната

Сегодня многие молодые люди живут в общежи­тии или снимают (часто сообща) комнату в част­ном секторе. Но и в тех случаях, когда они про­живают вместе с родителями, комната превраща­ется в особый мир, артефакт молодежной субкультуры. Своими действиями по обустрой­ству комнаты молодой человек определяет гра­ницу между «своим» и «чужим», персонализиру­ет пространство и превращает его в значимое, обладающее для него особым смыслом место. Не только в комнате, но и в других местах молодежь символически отгораживается от других сооб­ществ. Во внешнем облике — это предметы одеж­ды, украшения, прически, особые пристрастия в музыке, видах досуга. Еще больше возможностей предоставляет собственная комната. Она может многое сказать о своих обитателях. При исследовании применялся метод «устной фотографии». Студенты-социологи изучали ком­наты ровесников, проживающих в квартирах с ро­дительскими семьями и не имеющих собственных семей. Наблюдатели посетили друзей и знако­мых, получили разрешение осмотреть их личные комнаты в обычном виде.

Согласно инструкции, исследователи должны были зафиксировать дату, время и продолжи­тельность проведения осмотра комнаты, ее об-


щие параметры (площадь, форма, наличие лод­жии, балкона, окон, ниш и т.п.), пол, возраст, род занятий хозяина или хозяйки. Осмотр проходил по следующей схеме: исследователь вставал ли­цом к входу в комнату, затем, двигаясь взглядом по часовой стрелке, внимательно рассматривал все элементы, предметы в комнате и тут же за­писывал все увиденное. Проанализированы тек­сты с описанием 41 комнаты молодых москвичей по итогам проведенных в феврале 2001 г. «устных фотографий». Осмотрены и описаны комнаты 22 девушек и 19 юношей в возрасте 18-23 лет. Ка-чественный анализ полученной информации позволил зафиксировать маркеры молодежного стиля жизни, некоторые убеждения, наклонности и интересы не только хозяев комнат, но и самих молодых исследователей. Исследование показало, что деятельность моло­дых горожан по обустройству своей комнаты оп­ределяется несколькими факторами: собствен­но реальным пространством (конфигурацией, площадью, наличием архитектурных элемен­тов); социокультурными нормами (общества, семьи, возрастной группы); ролью других людей и их осознанной и неосознанной деятельностью. Необходимо рассмотрение этих факторов во взаимосвязи друг с другом. При разных услови­ях они могут выступать как катализаторами, так и ограничителями деятельности по обустройству комнаты.

плане возрастные интервалы? Можно ли быть до конца уверенными, что цен­ностные ориентации, образ и стиль жизни респондентов, отметивших по­зицию 23 года, существенно отличаются от тех, кто назвал свой возраст в 26 лет. В статистической таблице они пойдут в разных столбцах, им припишут разное социальное содержание, но будет ли оно различным на самом деле?


 

Молодежная комната особый мир, артефакт молодежной субкультуры

Анализ свидетельствует: как правило, для мо­лодежи в семьях выделяются не самые большие в квартире комнаты (средняя площадь 13 кв. м); часть из них переходит «во владение» из дет­ской или, например, после умерших бабушек и дедушек, переехавших старших братьев и сес­тер. Большинство обследованных комнат распо­лагается в стандартных домах и не имеет осо-

бых архитектурных элементов. При небольших размерах комнат молодыми, тем не менее, со­зданы условия для реализации основных по­требностей. Во всех комнатах есть необходимые бытовые вещи: место для сна (кровать, софа, Диван или раскладушка), стол, стулья, шкаф для личных вещей. Обязательным атрибутом явля­ются книжный шкаф или полки для книг. Во мно­гих случаях присутствует также компьютерный или письменный стол. Наличие компьютера, те-


левизора, музыкального центра, телефона по­зволяет молодым работать, отдыхать, общаться, не выходя за пределы своей территории. Зафик­сированные в ходе описания комнат остатки еды и оборудование для ее приготовления свиде­тельствуют о том, что часть молодых людей предпочитает и питаться в своих комнатах. Еще одной особенностью является мобильность, вза­имозаменяемость и дополняемость предметов мебели в комнатах. Довольно часто роль рабо­чего стола в комнатах выполняет кровать, на которой выполняются учебные задания, в ногах укладываются стопки книг. Мы попробовали выделить своеобразные марке­ры комнат молодых горожан — символические указания на стиль жизни: коммуникации, музы­кальные вкусы, виды досуга. Главным маркером современной комнаты молодых москвичей, на наш взгляд, являются постеры, или плакаты. Они рас­полагаются на стенах, дверях, стенках шкафов и столов, висят на шторах и даже на люстре. Посте­ры находятся во всех комнатах: у девушек — пре­имущественно актеры и актрисы (большинство играет а сериалах), музыкальные группы, живот­ные, романтические пары, у юношей — музыкаль­ные группы, компьютерная тематика, атлеты, культуристы, фотомодели, флаги на стенах (Рос­сия и США). Количество постеров различно, самое большое — 24 зафиксировано у девушки-студен­тки 19 лет в комнате площадью 15 кв. м.

Таким образом, социолог рискует всегда: учитывает ли он только куль­турные, исторические и социально-классовые спецификации возраста или доверяется формальным интервалам. Социологи всегда помнят о подобных ограничениях, всегда оговариваются о них и тем самым как бы извиняются перед читателем за условность своих суждений и приблизительность своих выводов. Такова любая наука, и поделать с этим ничего уже нельзя.

Приблизительность оценок каждый человек может почувствовать на соб­ственном опыте, стоит провести мысленный эксперимент, вписав в три стол­бца — ребенок, молодой человек, взрослый — характерные черты, отлича­ющие одну колонку от другой. В ходе проведенных экспериментов удалось установить, что достаточно просто отделить характеристики ребенка от взрослого, но намного труднее (а подчас просто невозможно) разделить воз­растные характеристики молодого человека и других (как ребенка, так и взрослого). Человеку свойственно четко идентифицировать полярные по­зиции, но он всегда путается в характеристиках, тем более отличительных, двух соседних градаций. Попробуйте мысленно вставить в наш ряд еще один возраст — подростков, и картина совершенно расплывется. О них, подрос­тках, большинство испытуемых могло сказать только одно: это уже не дети, но еще не взрослые.

Молодость — это время, наиболее благоприятное для выбора профессии и супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодежь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и

Вторым маркером является звуковоспроизводя­щая техника, аудиокассеты, CD-диски. Число аудиокассет — не менее 30 шт., собрание ком­пакт-дисков — от 10 до 50 шт. Спортивные при­надлежности имеются во многих комнатах: у 70% юношей — гантели, гири, дартс, мячи, теннисные ракетки, скейты, ролики, перекладины, лыжи и др., у девушек — лишь в семи случаях (менее трети) замечены гантели и велотренажеры. В каждой комнате имеются книги, их количество составляет от нескольких десятков до несколь­ких сотен. У всех — учебники, классическая ли­тература по школьной программе. Во всех без исключения комнатах на видных ме­стах выставлены фото или лежат фотоальбомы с фотографиями хозяев, их друзей и любимых жи­вотных. В нескольких случаях замечены фотогра­фии родителей. О религиозности хозяев гостям сообщают иконы у каждой пятой девушки; у трех юношей — четки и деревянные кресты. Однако в комнатах мы находим и прямые формы словес­ной коммуникации: зеркало с пожеланиями, на­писанными губной помадой, кельтский орнамент на зеркале, также нанесенный губной помадой, надписи на дверях («Закрывайте дверь, please, приходите еще»). У трети хозяев-юношей в ком­натах имеются телефоны, лишь две комнаты де­вушек не телефонизированы. Сегодня у каждой пятой девушки в комнате есть ПК. Освоение но­вых технологий продолжает происходить в муж-

return false">ссылка скрыта

ской среде опережающими темпами: из обследо­ванных 19 комнат юношей лишь в двух нет ком­пьютера.

Об отгораживании от мира взрослых и постепен­ном приобретении новой степени самостоятель­ности можно судить по ряду признаков. Так, нами зафиксировано, что только в комнатах молодежи старше 19 лет открыто выставляются пепельни­цы, лежат сигареты и зажигалки. Молодежь ак­тивно курит и в более юном возрасте, но, веро­ятно, после определенного возрастного рубежа молодые получают или завоевывают право от­крыто демонстрировать это в своем жилище. Комната как социальное пространство полна текстов, смыслов и символов, содержащих ин­формацию культурного, экономического и ино­го характера. Собственная комната является, несомненно, одним из инструментов социализа­ции молодого человека, приобретения им осо­бой роли конструктора социального простран­ства, а также новой роли хозяина реальной тер­ритории. Родители лишь в некоторой степени ограничивают деятельность молодых по обуст­ройству своей территории. Основное влияние на дизайн и функциональность комнаты оказы­вают социокультурные нормы молодежной воз­растной группы.

Сокращено по источнику: Щеглова С.Н. «Своя» ком­ната как артефакт молодежной субкультуры // Со­циологические исследования. 2003. №3. С. 119-122.

сексуальных партнеров. Выбор ограничивается, если материальное положе­ние молодого человека (либо родителей) затруднительное. Ему приходится бороться за первое попавшееся место, но не супруга. В этом случае средний возраст вступления в брак увеличивается. Когда экономическая ситуация в стране благоприятна, безработица невысока, а численность вступающей в трудоспособный возраст молодежи мала, рабочие успевают перепробовать профессии за более короткое время и раньше закрепиться на рабочем мес­те. Если безработица велика, закрепление происходит позже. Молодые ра­бочие Америки сегодня дольше остаются молодыми. Им труднее найти ра­боту, у них выше средний возраст первого брака и средний возраст родите­лей первого ребенка.

Статусные самооценки российской молодежи по принадлежности к «высшему», «среднему» и «низшему» слою получены по результатам социо­логических мониторингов 1995—1997 гг., проведенных НИЦ при Институ­те молодежи. Среди респондентов в возрасте 19—21 года оказались 41% тех, кто низко оценил свой социальный статус, что больше, чем в группе опро­шенных старше 30 лет (38 %)6. Это обосновывается тем, что молодежь не уверена в жизненных перспективах.