СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Как самостоятельная отрасль научного знания социология молодежи начинает формироваться только в XX в., однако важные для ее развития теоретические идеи были высказаны еще в XVIII-XIXbb. В эпохе Просвещения и деятельности Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), как считают историки, берут свое начало психологически ориентированные теории молодежи. По Руссо, до достижения взрослости человек проходит пять этапов становления: от рождения до конца первого года; от 2 до 12 лет; от 12 до 15 лет; от 15 до 20 лет; от 20 до 25 лет. Целый ряд положений, разработанных Руссо, вошел в психологию молодежи XX в., и, прежде всего представление о кризисном характере периода юности. В середине XX в. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) впервые использовали классовый подход к пониманию молодежи, рассматривая ее как активную и наиболее прогрессивную группу людей, способную радикально изменить общественный строй. Первым заговорил о специфически социологическом подходе к молодежи Герберт Спенсер (1820-1903) в работе «Основания социологии» — в разделе «Положение детей».