Задача 1. Определение степени лабильности мыслительных процессов.

Методика «Интеллектуальная лабильность» – классический метод определения лабильности мышления, относящийся к разряду экспресс-диагностики, требующая от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Первоначально методика входила в состав теста АСТУР (Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития), разработанного сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО, который предназначался для диагностики интеллектуального развития выпускников средней школы и абитуриентов.

Впоследствии данный субтест стал применяться отдельно от общей батареи заданий АСТУР и приобрел статус самостоятельного теста. Методика требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности. Поэтому ее рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении новых видов деятельности.

Основной принцип – решать задачи, быстро изменяя способ их решения при последовательном переходе от одной задачи к другой. В связи с этим сами задачи по содержанию не являются сложными, но решать их нужно в условиях экономии времени (на решение каждой задачи отводится от 2 до 5 секунд).

Процедура исследования:

Задания зачитывает экспериментатор, точно соблюдая время, отведенное на решение каждой задачи. Отсчет времени начинается после предъявления условий каждой задачи. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых и может проводиться как индивидуально, так и в группе. Возможно использование магнитофона.

Экспериментатор перед проведением теста должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.

Инструкция: «Я буду зачитывать вам задания, которые вы должны выполнять в соответствующем квадрате. Слушать нужно внимательно и четко выполнять инструкции. Время на выполнение каждого задания ограничено (от 2 до 5 секунд). Во время работы задавать вопросы не разрешается. Если вы не расслышали условие или не успели его выполнить, пропускайте соответствующее задание и переходите к выполнению следующего, оставив соответствующий квадрат не заполненным. Есть ли вопросы, все ли понятно? Начинаем».

 

 

Анализ результатов

1. Записать самоотчет испытуемого.

2. Посчитать количество ошибок, допущенных испытуемым. Ошибкой считается не сделанное или пропущенное задание.

3. Сравнить полученные результаты с нормативной шкалой:

ü 0–4 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

ü 5–9 ошибок – средняя лабильность;

ü 10-14 ошибок – низкая лабильность, трудности в переобучении;

ü 15 и более – мало успешен в любой деятельности.

4. Сделать вывод об уровне развития лабильности мышления.

(Бланк смотри в дополнительных материалах)