ИССЛЕДОВАНИЯ ИГР И ИГРУШЕК

Интерес к изучению игрушки проявился давно. Однако научному изу­чению феномен игры подвергся только в конце XIX в. Специалистов по ис­следованию детских игрушек (но не игр) принято называть игрушковеда-ми. Среди них много педагогов, философов, антропологов и этнографов, психологов и социологов, искусствоведов и историков. В 1920-е гг. исто­рией и феноменологией детской игрушки занимался Л.Г. Оршанский27. В 1918 г. Наркомпрос РСФСР основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. После 1930 г. началась работа по созданию новой советской игрушки, отражающей новую эпоху и нового человека — строителя социализма. В 1932 г. был основан Всесоюзный научно-иссле­довательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения подобного рода28. Социогенезом игрушки в условиях первобытной культуры занимал­ся Е.А. Аркин29. Он считал, что единственным создателем игрушки явля­ется ребенок.

Выдающийся детский психолог Д. Б. Эльконин (1904—1984) рассматри­вал игрушку в качестве средства передачи общественного опыта. Централь­ная проблема его исследований — природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. О себе Д.Б. Эльконин писал, что интерес к психологии детской игры возник у него в самом начале 1930-х гг. в ходе наблюдений над игрой дочурок и в связи с чтением лекций по детской пси­хологии. Записи наблюдений, к сожалению, затерялись во время войны в блокадном Ленинграде. В тот период экспериментальные факты и теоре­тические взгляды на игру обобщала ленинградская группа психологов —

27 Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.; Петроград,
1923.

28 См.: Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933.

29 Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М.. 1935.

О.Н. Варшавская, Е.А. Гершензон, Т.Е. Конникова, Ф.И. Фрадкина. Важ­ные экспериментальные исследования в Харькове проводил Г.Д. Луков (1937—1941). Итоги довоенных исследований советских ученых были под­ведены в статье А.Н. Леонтьева «Психологические основы дошкольной игры» (1944).

Игрушка из ила, сделанная детьми (диаметр 6 см). Древний Египет, XII династия Petrie Museum

Под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца в послевоенный пе­риод был проведен ряд важных экспериментальных исследований Л.С. Сла­виной (1948), З.В. Мануйленко (1948), Я.З. Неверович (1948), А.В. Черко-вым (1949), З.М. Богуславской (1955), которые дальше продвинули понима­ние детской игры. Внимание ученых сосредоточилось на раскрытии социального содержания игры как ведущего типа деятельности детей дош­кольного возраста. Значительный вклад в разработку психологической тео­рии детской игры внесли работы Л.С. Выготского (1896-1934). Проблемы детской игры интересовали его в связи с работами по психологии искусства и исследованиями развития знаковой функции. В самом начале 1933 г. он прочитал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена ряд лекций по психологии детей дошкольного возраста, среди них и лекцию по игре.

В 1950-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреж­дений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек:

1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы);

2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериа­лы, конструкторы и др.);

3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.);

4) игрушки для подвижных и спортивных игр;

5) декоративные карнавально-праздничные игрушки30.

30 См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей // Игрушка. М., 1950. С. 37.

В 1970-е гг. Н.Д. Бартрам31 рекомендовал изучать игрушки как средство социализации личности в структуре того или иного общества. Типологией детских игрушек и культурными функциями занималась Е.А. Флерина32. В ходе исследований учеными были выявлены группы игрушек, которые встречаются практически повсеместно. Среди них выделена и группа так называемых «образных игрушек», представленная куклами и игрушками, изображающими животных33.

Для социолога игрушка выступает средством:

а) солидаризации детского сообщества («тусовки» в песочнице, борьба за обладание любимой игрушкой, передача игрушки в дар другому и т.д.);

б) аккумуляции культурного опыта,
квалификации и знаний предшествую­
щих поколений, накопитель традиций,
а потому и элемент интеллектуального
капитала;

в) средство трансакции культурно­
го и социального опыта — норм, цен­
ностей и стереотипов поведения — от
старшего поколения к младшему;

г) средство управления поведением
детей со стороны взрослых, их воспи­
тания и социализации.

Связанную с обществом область изу­чения игрушки Е.Г. Овечкин34 предлага­ет условно разделить на два аспекта: «иг­рушка в обществе» (социологический аспект) и «общество в игрушке» (социо-лого-искусствоведческий аспект).