ИССЛЕДОВАНИЯ ИГР И ИГРУШЕК
Интерес к изучению игрушки проявился давно. Однако научному изучению феномен игры подвергся только в конце XIX в. Специалистов по исследованию детских игрушек (но не игр) принято называть игрушковеда-ми. Среди них много педагогов, философов, антропологов и этнографов, психологов и социологов, искусствоведов и историков. В 1920-е гг. историей и феноменологией детской игрушки занимался Л.Г. Оршанский27. В 1918 г. Наркомпрос РСФСР основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. После 1930 г. началась работа по созданию новой советской игрушки, отражающей новую эпоху и нового человека — строителя социализма. В 1932 г. был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения подобного рода28. Социогенезом игрушки в условиях первобытной культуры занимался Е.А. Аркин29. Он считал, что единственным создателем игрушки является ребенок.
Выдающийся детский психолог Д. Б. Эльконин (1904—1984) рассматривал игрушку в качестве средства передачи общественного опыта. Центральная проблема его исследований — природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. О себе Д.Б. Эльконин писал, что интерес к психологии детской игры возник у него в самом начале 1930-х гг. в ходе наблюдений над игрой дочурок и в связи с чтением лекций по детской психологии. Записи наблюдений, к сожалению, затерялись во время войны в блокадном Ленинграде. В тот период экспериментальные факты и теоретические взгляды на игру обобщала ленинградская группа психологов —
27 Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.; Петроград,
1923.
28 См.: Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933.
29 Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М.. 1935.
О.Н. Варшавская, Е.А. Гершензон, Т.Е. Конникова, Ф.И. Фрадкина. Важные экспериментальные исследования в Харькове проводил Г.Д. Луков (1937—1941). Итоги довоенных исследований советских ученых были подведены в статье А.Н. Леонтьева «Психологические основы дошкольной игры» (1944).
Игрушка из ила, сделанная детьми (диаметр 6 см). Древний Египет, XII династия Petrie Museum
Под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца в послевоенный период был проведен ряд важных экспериментальных исследований Л.С. Славиной (1948), З.В. Мануйленко (1948), Я.З. Неверович (1948), А.В. Черко-вым (1949), З.М. Богуславской (1955), которые дальше продвинули понимание детской игры. Внимание ученых сосредоточилось на раскрытии социального содержания игры как ведущего типа деятельности детей дошкольного возраста. Значительный вклад в разработку психологической теории детской игры внесли работы Л.С. Выготского (1896-1934). Проблемы детской игры интересовали его в связи с работами по психологии искусства и исследованиями развития знаковой функции. В самом начале 1933 г. он прочитал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена ряд лекций по психологии детей дошкольного возраста, среди них и лекцию по игре.
В 1950-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек:
1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы);
2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.);
3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.);
4) игрушки для подвижных и спортивных игр;
5) декоративные карнавально-праздничные игрушки30.
30 См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей // Игрушка. М., 1950. С. 37.
В 1970-е гг. Н.Д. Бартрам31 рекомендовал изучать игрушки как средство социализации личности в структуре того или иного общества. Типологией детских игрушек и культурными функциями занималась Е.А. Флерина32. В ходе исследований учеными были выявлены группы игрушек, которые встречаются практически повсеместно. Среди них выделена и группа так называемых «образных игрушек», представленная куклами и игрушками, изображающими животных33.
Для социолога игрушка выступает средством:
а) солидаризации детского сообщества («тусовки» в песочнице, борьба за обладание любимой игрушкой, передача игрушки в дар другому и т.д.);
![]() |
б) аккумуляции культурного опыта,
квалификации и знаний предшествую
щих поколений, накопитель традиций,
а потому и элемент интеллектуального
капитала;
в) средство трансакции культурно
го и социального опыта — норм, цен
ностей и стереотипов поведения — от
старшего поколения к младшему;
г) средство управления поведением
детей со стороны взрослых, их воспи
тания и социализации.
Связанную с обществом область изучения игрушки Е.Г. Овечкин34 предлагает условно разделить на два аспекта: «игрушка в обществе» (социологический аспект) и «общество в игрушке» (социо-лого-искусствоведческий аспект).