РОЛЬ И ФУНКЦИИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ
Понятие игры в народной культуре более широко и многообразно, чем в современности. Игрой называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, хороводы, шалости, забавы, подвижные игры, гулянья молодежи и даже интимные отношения. С игрой в широком значении связано прежде всего понятие праздника, веселья, отдыха. Праздники устраивались в определенные календарные сроки, и их содержание было достаточно традиционно: ряженые на Святках, катание на лошадях и с ледяных гор на Масленицу, качели на Пасху, завивание венков и хороводы на Троицу. Но было и другое понятие игры: в значении детской забавы с игрушкой в доме, с братьями и сестрами, со сверстниками, а иногда и с родителями9.
В большинстве известных нам архаичных культур, за исключением, может быть, самых примитивных, мы встречаем элемент детской игры. Так, у американских индейцев мальчик с 2—3 лет практикуется в использовании игрушечного лука и стрел, в верховой езде; часами бросает он маленькое лассо на каждый выступающий предмет: веточку, камень, палку.
В Древнем Египте были в ходу групповые игры, например, несколько мальчиков делились на две команды и становились в затылок друг за другом. Игрок, стоявший сзади, обхватывал руками предыдущего, а передние вставали друг против друга, сплетали руки и пытались свалить противника. В других играх дети состязались в скорости, но, поскольку бегать просто так
8 Дольник В.Р. Указ. соч.
9 Лисова К. Час потехи: русская игра и игрушки //Домашнее воспитание. 2001. № 5-6.
было неинтересно, они устраивали скачки на коленях. Игра в «козленка на земле» заключалась в прыжках через живое препятствие. Состязались также в меткости, стараясь поразить дротиком цель, нарисованную на земле. Девочки предпочитали игры, где требовалась не сила, а ловкость. Они любили жонглировать. Но самым любимым их развлечением были танцы. Каждая девочка должна была уметь танцевать. Они привязывали шарик к своей косе, брали в руку зеркало или резную палку, позаимствованную у мальчишек, и крутились, прыгали, извивались посреди хоровода подруг, а те аккомпанировали им пением и хлопками в ладоши10.
Детские игры в Древнем Египте
В русской культуре детские игры имели свой календарь. На каждое время года и большие праздники приходились особые забавы. По весне строили запруды, пускали кораблики, с забавными прибаутками ставили мельницы. Любимые забавы были и зимой: игры в снежки, шумные катания на санках, колядование в святки, участие в рождественских обрядах. Наступал черед для летних, а потом и осенних развлечений: играли в чижик, ходули, прятки. И каждый год снова и снова повторялся весь игровой цикл. В одну и ту же пору дети низали бусы из красной рябины, завивали кудри из горького стебля одуванчика, забрасывали «кто дальше» тугие зеленые бубенцы отцветшего картофеля. На Пасху в деревнях было принято катать крашеные яйца по наклонному желобу. Петр I, первый российский император, очень любил чисто крестьянскую игру городки, или рюхи. Этой же игрой увлекался и полководец А.В. Суворов.
В подвижных играх и развлечениях у ребенка укрепляются мышцы, развиваются двигательные реакции, совершенствуется пластичность тела и пси-
1 Подробнее см.: Монте П. Египет Рамсесов. М., 1989.
хики, формируются коммуникативные навыки. Таков психофизический плюс игры. Но не меньше и социальный вклад: у детей воспитываются смелость, самостоятельность и способность к преодолению трудностей. Игры в дочки-матери, «войнушку», врача и пациента моделируют мир взрослых. По существу в руках у ребенка не кукла Барби, кукла-мать или кукла-врач, а мы с вами. Благодаря маленьким моделям они манипулируют большими существами, расставляя их в таком порядке и так, как они, маленькие существа, считают правильным, заставляют их говорить то, что они считают нужным сказать. С настоящими взрослыми позволить себе такое дети, разумеется, не могут. А так хочется!
Детская игра во взрослых подобна смеховой культуре Средневековья. Тогда на площадях и в уличных театриках, во время массовых карнавалов и праздников артисты пародировали, надсмехались и калечили тех, кого в настоящей, непраздничной жизни и пальцем тронуть не могли — коронованных особ, кардиналов и вельмож. Это был культурный перевертыш, мир наоборот. Социальные верхи выделяли в напряженном общественном календаре специальные дни для того, чтобы социальные низы могли «выпустить пар» — в шутовском колпаке высказать всю правду, за которую в другие дни могли поплатиться работой, свободой или жизнью. Приоткрывалась форточка для выражения общественного мнения, вельможи могли узнать, что о них думает народ, с которым они в обычное время практически не общались. Уличная правда — самая ранняя форма свободных от цензуры СМИ. Маленьким людям, каковыми себя всегда считали рабы, подневольные ремесленники, городская беднота, крестьянство, как воздух нужно было смоделировать мир больших людей и продемонстрировать результат виновникам шутейного торжества.
У детей задача иная. Они еще не знают всех тонкостей мира взрослых, его несправедливости, классовых отношений и угнетения людей. Они незнакомы с подобными категориями, а потому относиться критически к миру взрослых они не могут. Для них он предстает лишь в одном качестве — как объект познания. Это примерно то же самое, что туристы, купив путевку и билет, зная, что завтра-послезавтра они обязательно попадут в незнакомую страну, изучают карты, брошюры, рекламные буклеты и книги о ней. Они хватают, как рыба воздух, любую информацию о недоступном — но лишь пока недоступном — мире.
Через игру у детей идет активный процесс социализации. В таком возрасте игровая социализация — самый надежный и эффективный способ врастания в мир взрослых. Книжки читать они еще не умеют, хотя в 5—6 лет некоторые знают начала грамоты. Абстрактные понятия, образы и концепции им еще недоступны. Зато они многое видят дома, а сейчас еще и по телевизору, и через этот видеоряд моделируют собственный игровой мир — тоже в
видимых образах. Но у детишек это не просто очередной мультик, который крутят на плоском экране и в котором никак нельзя поучаствовать. Ролевая игра важна своей причастностью — это как стереофильм, некая виртуальная реальность, в которой вы стреляете как на самом деле и умираете как взаправду, но остаетесь живым. Девочкам нужно поиграть в больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить, но ни в коем случае не попасть за решетку при неудачном исходе. Как и мальчишке хочется порулить на детском автомобиле, но не быть оштрафованным и не сесть в тюрьму.
Детская игра — активный процесс социализации, самый надежный и эффективный способ врастания в мир взрослых
Отечественные психологи и педагоги, много десятилетий занимавшиеся игровой культурой детей и подростков даже в те времена, когда не принято было так выражаться, обнаружили немало удивительных особенностей и законов этого мира. По мнению специалистов, существует даже особая игровая терапия, которая представляет собой сложное искусство социальных и межличностных отношений.
return false">ссылка скрыта