КУЛЬТУРНЫЕ ГЕРОИ
Несомненно, отправной точкой хронологии шестидесятников служит XX съезд КПСС, на котором Н.С. Хрущев открыто развенчал культ Сталина, рассказал о преступлениях сталинского режима. Началась реабилитация пострадавших, в результате которой из лагерей вернулась значительная часть интеллигенции, ставшая движущей силой «оттепели».
Шестидесятничество охватило многие сферы культуры: прозу, драматургию, литературную критику, журналистику, театр, живопись, кинематограф, науку21. Его считают самым представительным течением российской лири-
кой машинкой с тупыми зубьями, осыпая хлюпающий калганчик проклятиями и подзатыльниками. Помню старый деревянный трамвай с рекламой «3%-го займа» на крыше: веревка вдоль окон, тормозное колесо рядом с местом кондуктора, звонки, грохот и колыханье, визг стали на поворотах. Кондукторша тогда с места не сходила, сидела барыней: «На передней площадке, передаем на биле-
ты!». Передавали. Двери не закрывались, большие парни на ходу соскакивали, где хотели. Их ругали. Почетные грамоты работникам несли уважение, ими гордились, хранили. Хранят до сих пор, смеются да хранят. Портрет на Доске почета у проходной возносил трудягу до небес.
Весна 1961-го. Планетарная весна, планетарная любовь: люди, страна, планета — все мое, мы все едины, мы счастливы. Как весенний подарок — полет Юрия Гагарина. Ясным апрельским утром голос Левитана по радио: «Передаем важное правительственное сообщение...». Частная жизнь в ту пору не умещалась в квартирах, вылезала во дворы. Взрослые играли в волейбол после работы, танцевали во дворах под Кристалинскую — летом это было каждый вечер. Парни мастерили деревянные самокаты на подшипниках и с грохотом гоняли вокруг дома. Парни, парни — это в наших силах: Землю от пожара уберечь! — гремело радио.
А то затевали строить ходули. Качели. Подкидные доски — как они прыгали, наши парни, на этих досках: выше облаков! На лавочке соседки судачили про новые деньги. С 1 января ходили нового образца и меньшего достоинства. А пучок лука на рынке как был 10 коп, так и остался. И Кубу бомбят... Сокращено по источнику: Киршин В. Очерки частной жизни пермяков //Уральская новь. 2002. № 13.
20 Иконников А.В. Архитектурные утопии 60-х годов // Советское искусствознание. 1991. № 27. С. 219.
21 См.: Буртин Ю. «Шестидесятники» перед судом современного конформизма//Литературная га
зета, 1997. 22 янв.
ки второй половины XX в., давно уже переросшее поколенческие рамки. К поэтам-шестидесятникам относятся Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Галич, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Н. Матвеева, Ю. Мориц, В. Высоцкий, Р. Казакова, Б. Окуджава, Н. Коржавин, И. Бродский и некоторые другие. Пленум московской писательской организации в 1962 г. обсуждал творчество молодых писателей, среди которых, наряду с названными Е. Евтушенко, Р. Рождественским, А. Вознесенским, В. Аксеновым, Б. Ахмаду-линой, звучали имена В. Чивилихина, Е. Исаева, Ю. Семенова, Г. Семенова22, их тоже надо относить к шестидесятникам.
Поразительно стилевое и тематическое разнообразие российской прозы 1960-х: «лагерная» (А. Солженицын, В. Шаламов), «военная» повесть (В. Богомолов, Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев), «исповедальная» проза (А. Кузнецов, А, Гладилин, В. Аксенов), «деревенская» проза (В. Шукшин, В. Белов, Ф. Абрамов, А. Яшин, В. Астафьев), «городская» проза (Ю. Трофимов, Л. Петрушевская), писатели, составившие существенную часть третьей волны русской эмиграции (Г. Владимов, В. Максимов), сатирическая проза (В. Войнович)23. Органичным продолжением шестидесятников стало творчество А. Рыбакова, А. Жигулина, М. Шатрова в середине 1980-х гг. По оценкам
Вяч. Курицына24, эти литераторы довершили своими произведениями то, что было начато шестидесятниками.
«В моей памяти шестидесятники предстают, окруженные кухонными разговорами и модой на диссидентство; с их чувством локтя соседа; с толстыми журналами и специфическим культом книжности. Книги были «интеллектуальным укрытием», они превратились в дефицит и в престиж одновременно. Ключевыми словами были «прочитал», но чаще «имею». («Он читал Солженицына и Рамаяму!» — это было круто так же, как сейчас иметь дорогой автомобиль.) Сформировалась и особая порода людей — собирающих книги, читающих книги, и говорящих почти только о них. В книжных магазинах процветали «отделы обмена», был и книжный «талон», сначала на острове, затем в коридорах ныне почившего кинотеатра «Новости дня». По схожести круга чтения заводились знакомства и приятельские отношения. Существовала особая прослойка — книжники, которые могли достать все и читавшие почти все. Позже часть из них распродала-раздарила библиотеки и поставила крест на книжной жизни; остальные еще собирают книжки, встречаются друг с другом, чтобы бесконечно пережевывать новинки. Прорвавшись через семидесятые, через десятилетие дефицитов, многие из них так и остались «шестидесятниками», поколением своей молодости, с ностальгией по закрытым кинопросмотрам и полузапрещенным знаниям»25.
В широкие массы вышли, как сто лет назад это делали народники, сугубо камерные поэты. На переполненных стадионах читали свои стихи Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, во дворцах культуры — Булат Окуджава.
22 См.: Культурная жизнь в СССР, 1951-1965: Хроника. М., 1979.
23 См.: Прищепа В.П. Российского Отечества поэт (Е. А. Евтушенко: 1965-1995 гг.). Абакан, 1996.
24 Курицын Вяч. Четверо из поколения дворников и сторожей // Урал. 1990. № 5. С. 171.
25 Попадин А. Маршрут поколений. От «шестидесятников» до «гоблинов» (http://kn.koenig.ra).
К «титанам шестидесятых» принято сегодня относить таких актеров и деятелей культуры, как Марлен Хуциев, Леонид Броневой, Михаил Козаков, Олег Табаков, Григорий Чухрай, Михаил Жванецкий, Александр Ширвиндт, Алексей Козлов, Валентина Пономарева, Лариса Голубкина, Жанна Бичев-ская. Шестидесятников отличает особое нравственное единство; искренность, возведенная в крайнюю степень; неприятие всякой фальши, ненависть к равнодушию и мещанству; ответственность, выраженная в постулате «кто, если не ты»; максимализм; «...они совершили много глупостей, подлостей — никогда»26.
Шестидесятничество — кухонные разговоры, «вражеские голоса» по «транзистору», песни под гитару, мода на диссидентство, культ книжности
Распространенный тип художественного произведения того времени — субтильного вида молодой человек, по всей видимости, интеллигент-очкарик, уезжает на дикий Север или в Сибирь на комсомольскую стройку, преодолевает огромные трудности, проверяет глубину своих чувств в любовных коллизиях, изживает из себя индивидуализм и остатки домашней социализации. Воспитывая характер и превращаясь в настоящего человека. Вспомним повесть о Маресьеве: для превращения в настоящего человека военному поколению надо было совершить более серьезные поступки и преодолеть большее число препятствий. Но время смягчает нравы, и шестидесятники равняются на своих отцов, покоряя трудовые высоты.
return false">ссылка скрытаДля изобразительного искусства характерен суровый человек в телогрейке с лопатой (киркой, рюкзаком) на фоне тайги, эстакады, арматуры. Миф о географическом месте жизни, где человек будет счастлив, в те годы поменял местами столицу и палаточный городок сибирской стройки. Так, в пьесе Н. Ивантер «Бывшие мальчики» герой вынужден остаться в столице, и
26 Жуховицкий Л. Самая удачная карта // Книжное обозрение. 1993. 22 окт.
сверстники, уезжающие в Сибирь, очень его жалеют. Потребовалась целая пьеса, чтобы доказать, что герой может состояться и в Москве27. Жизнь, даже будничная, для героев 1960-х гг. оставалась подвигом, борьбой, в которой можно погибнуть, потому что есть за что. И бросались на борьбу, рискуя жизнью, аксеновские «коллеги», прораб из повести В. Войновича «Хочу быть честным». Иногда смерть становилась единственным отличием героя от «толпы», к примеру — Наташа из пьесы Э. Радзинского «104 страницы про любовь»28.
Вся музыкальная культура того времени насыщена приметами далекого пространства, по которому «трое суток шагать, трое суток не спать», в котором строится «ЛЭП-500 — не простая линия», а уж до «далекого пролива Ла-перуза», куда «бросают камешки с крутого бережка», — просто рукой подать по сравнению с открытыми в Арктике и Антарктиде полярными станциями. Все — по плечу, все — радостно. И всему этому хозяин он — вчерашний десятиклассник, пацан, у которого так много сил, а цель так ясна и близка29. Поэзия и проза ранних шестидесятников наполнена словами «ребята», «мальчики», «пацаны», «мальчишки». Так обра щаются к сверстникам и Б. Окуджава, и Б. Балтер («До свидания, мальчики»), и Е. Евтушенко, и Б. Ахмадулина, и многие другие.
За образец для подражания выбирается не отец, победивший в войне, но дед, свершивший революцию. Войну выиграли мальчишки — не отцы: «Будь здоров, школяр» Б. Окуджавы, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Иваново детство» А. Тарковского. Это было время второго рождения феномена Павки Корчагина, нового революционного «святого». В образе революционера, считает Г.М. Торунова, больше всего привлекали его бескорыстие, очищен-ность от быта: все его имущество — маузер; у новых революционеров — «руки любимых вместо квартир». Здесь как бы совмещалась материальная нищета (по принципиальным соображениям) и нравственная чистота. Формулы «Революцию нужно делать чистыми руками» и «В жизни всегда есть место подвигу!» для шестидесятников слились воедино, определив культурные координаты не только эпохи дедов, но и их собственную.
Ренессанс революционной романтики 1920-х гг. вполне гармонировал тогда с войной против мещанства и пошлости. Всячески клеймилось стяжательство, так как оно противоречило святым идеям равенства и братства. С плюшевыми абажурами, граммофонами, сервантами боролись неутомимо и злобно в фельетонах, стихах, поэмах, романах и т.д. Консерваторы также оказались под влиянием этих новых идей и стали называть своих оппонентов обывателями.
7 См.: Скобелев В.П. Новые конфликты — новые характеры // Подъем (Воронеж). 1963. № 1.
8 Торунова Г.М. Мифология шестидесятников (http://netrover.narod.ru).
9 Там же.
Журнально-издательскими вехами новой эпохи стали следующие события: в 1955 г. выходит первый номер журнала «Юность», в 1956 г. создается молодежный театр «Современник», в 1958 г. состоялось открытие в Москве памятника В.В. Маяковскому, площадь около которого превращается в свободную поэтическую трибуну. Постепенно формируется целая сеть молодежных клубов и кафе, среди которых самыми знаменитыми были московские «Аэлита» и «Молодежное». Молодые получили свою культурную нишу для общения, свою аудиторию, свою сцену, свой экран. С середины 1950-х гг. в отечественной литературе формируется новый феномен — «юношеская» (журнал «Юность») повесть.
На страницах журнала «Новый мир», возглавляемого А. Твардовским, читателю открывались имена литераторов новой реалистической прозы: С. Залыгин, Ю. Домбровский, В. Быков, В. Войнович, В. Шукшин, В. Тендряков, Г. Владимовидр. Кульминационным моментом стала сенсационная публикация повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В этой повести сознанию советского читателя открылся новый пласт современного бытия — жанровая картина сталинских лагерей. Новая литература открывала как бы потусторонний мир, лежавший за пределами романтического героизма и трудовых будней строителей коммунизма.
В 1960-е гг. появляются замечательные фильмы В. Шукшина, Г. Чухрая, А. Тарковского, Э. Рязанова, Н. Михалкова, спектакли Ю. Любимова, работы Эрнста Неизвестного и Юрия Васильева, среди актеров приобретают широкую популярность Иннокентий Смоктуновский и Валентин Гафт, Олег Басилашвили и Евгений Урбанский. В те годы ежегодно создавались ленты, вошедшие в золотой фонд нашего кино.
В конце 1960-х в Большой театр влилось новое молодое поколение, составившее впоследствии содержание последней золотой страницы в истории театра. Елена Образцова, Маквала Касрашвили, Тамара Синявская, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко вызвали революционное обновление стандартов и стиля работы оперной труппы.