Задание 12.3. Исследование лабильности (ригидности) мышления

Лабильность (от лат. labilisскользящий, неустойчивый) –максимальное число импульсов, которое нервная клетка может передать в единицу времени без деформаций. Это – одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и протекания.

Понятие «лабильность» введено в научный оборот русским физиологом Н. Е. Введенским (1886), который считал мерой лабильности наибольшую частоту раздражения ткани, воспроизводимую ею без преобразования ритма. Лабильность отражает время, в течение которого ткань восстанавливает работоспособность после очередного цикла возбуждения. Угнетение жизнедеятельности тканей и клеток (например, холодом, наркотиками) уменьшает лабильность, т. к. при этом замедляются процессы восстановления.

Ригидность (от лат. rigidis – жесткий, твердый) – состояние мышц, характеризующееся чрезмерной напряженностью и резким повышением их сопротивляемости деформирующим условиям.

Данные понятия были заимствованы психологами из физиологии для описания динамики протекания психических процессов.

Таким образом, в психологии под лабильностью понимают способность быстро корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. В свою очередь, ригидность предполагает трудность переключения психики на отражение новых условий, сопротивляемость изменениям, своего рода инертность; неспособность субъекта изменить намеченную им программу действий в изменившихся условиях. Например, в психологии личности используется термин «лабильная акцентуация личности», предполагающая тип акцентуации, носителю которого свойственна резкая смена настроения в зависимости от ситуации.

Лабильность-ригидность – диаметрально противоположные качества. В психологии описаны 3 вида ригидности:

1) Аффективная – проявляется в косности эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций; замедленном эмоциональном научении; фиксации на однообразных объектах, неизменности эмоциональной значимости объектов.

2) Мотивационная – невозможность изменить привычные способы удовлетворения потребности с изменением условий жизни.

Аффективная и мотивационная лабильность проявляется также в склонности к образованию сверхценных идей, в эгоцентризме и завышенной самооценке, в узости интересов, застреваемости на одних и тех же мыслях и эмоциях.

3) Когнитивная – трудность перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации.

Лабильность мышления является отражением когнитивной лабильности и характеризует скорость перестройки мыслительных процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к решению другой; умение быстро изменять способ решения задачи в изменившейся ситуации.

Ригидность мышления – затрудненность, «вязкость» мышления, склонность использовать ограниченное число способов решения различных по структуре задач.

В задании 12.1 мы уже сталкивались с изучением лабильности-ригидности мышления в ситуации решения последней задачи в методике Лачинса. Эта задача имела одно правильное неустановочное решение. Если испытуемый эту задачу решил, то его мышление – гибкое (лабильное), поскольку он смог преодолеть установку и сменить способ решения задачи. В эксперименте Лачинса испытуемого фактически стимулируют к проявлению ригидности мышления, формируя установочный способ решения задачи.

В методиках, которые будут предложены в данном задании, испытуемого изначально будут стимулировать проявить лабильность мышления.