ГЛАВА 4 Портрет психического вампира на фоне современности

 

Этот психосоциальный портрет не претендует на роль окончательного вывода, он скорее лишь вычерчивает не­кий профиль психического вампира как посетителя пси­хотерапевта.

Какие же особенности ему присущи?

Даже если это человек определенного достатка, его взаимодействия с материальными средствами своеобраз­ны. Деньги для него — всегда больше, чем просто деньги. Это прежде всего символ. Довольно мощный и насыщен­ный символ власти, силы, независимости, обладания -то есть всех качеств, которые отсутствуют у невротиче­ского вампира и к которым последний так экспрессивно стремится в своих фантазиях.

Неблагополучный в семейном и интимном планах. Это и тот, который не любит, и тот, которого не любят. Его семья искажена и уродлива, атмосфера ее насыщена напряженностью, душевной спертостью и дискомфор­том. Вряд ли здоровый индивид будет долго жить вмес­те с таким субъектом, скорее всего он разорвет отноше­ния или невротизируется сам. Это хорошо заметно в тех ситуациях, когда нормальные дети вынуждены существовать под опекой родителей, у которых в той или иной мере проявляются патологические комплексы.

Невротический вампир — фигура инфантильная, то есть психологически незрелая. Подобный инфантилизм развивается по механизму компенсации, которая при­звана заместить реальную несостоятельность адаптаци­онных систем личности. Если человек несостоятелен в своих попытках самоутверждения, он призывает на помощь фантазию, которая становится регулирующим ап­паратом душевной деятельности и заполняет образовав­шуюся пустоту. Отсюда развивается стремление к мани-пулятивным играм (их варианты достаточно подробно описаны Э. Берном) и появляется тенденция к демон­стрированию в своем поведении элементов поведения ребенка. К одним из таких элементов относится и весь­ма характерное стремление к подражанию какому-либо герою, независимо от того, персонаж ли это фильма, книги или реальная фигура. Такая потребность в иден­тификации является психологической защитой, которая обеспечивает относительный уровень комфорта, хотя и нестабильного.

Невротического вампира характеризуют аморфность, неструктурированность собственного Я. Для таких лю­дей слово «Я» — абстракция, фикция. Вопрос «Как вы представляете свое Я?» они встречают непониманием. Я невротического вампира лишено формы подобно тому, как лишена формы речь лепечущего младенца.

Этот социально-психологический портрет был гени­ально выведен Достоевским в его великой и ужасающе откровенной галерее характеров. Продолжая эту анало­гию, можно сказать, что невротические вампиры — это «бедные люди», а вампир — «человек из подполья».

Если на какое-то время отойти от метафор и вновь перейти к нашей схеме, то мы отметим, что эти люди соот­ветствуют следующим характеристикам:

1. «Бедные люди» — неустроенность;

2. «Раскольников» — фиксация на комплексах власти и обладания;

3. «Человек из подполья» — терроризирует своих близких;

4. «Настасья Филипповна» — инфантилизм и страсть к играм;

5. «Герой "Белых ночей"» — мечтательность и прожектерство.

Данные социально-психологического обобщения позволяют нам нарисовать достоверную сетку поведенческих черт подобной категории людей.

1. Неспособные к самоадаптации и самоидентификации, они демонстрируют иждивенческие тенденции, прояв­ляющиеся в стремлении найти человека, на которого можно было бы повесить свои проблемы. Таким образом, они нуждаются или в Покровителе, или в Учителе, который бы снабжал их своей силой, или своим опытом, или своими деньгами. Если с таким Покровителем не повезло в обыденной жизни, то его символ можно най­ти в облике Психотерапевта.

2. Аморфное, неоформленное Я толкает таких людей в про­пасть между «да» и «нет», в которой они постоянно пре­бывают. Не видя цели, они не могут выбрать конкрет­ный путь. Постоянные метания от одной установки к другой порождают внутреннюю исступленность, на­пряжение, агрессивность или же, напротив, усугубляю­щуюся неуверенность, тревожность, которые в койне концов замыкают порочный круг.

3. Игровая компенсация собственной несостоятельности нередко надевает на таких субъектов маску знатоков человековедения. При встрече с вами они искренне по­лагают, что угадывают ваши тайные мотивы, побужде­ния или мысли, причем те, которые характеризуют вас не с лучшей стороны. В этом фантазматическом творче­стве через маску «знатока человеческой природы» про­рывается всего лишь проекция. На самом деле невропаты-вампиры очень плохо разбираются в людях вслед­ствие высокого уровня рефлективности собственной натуры.

4. Осознание собственной неполноценности реактивно по­рождает тягу посплетничать, обсудить кого-нибудь за глаза. Причем такое «перемалывание косточек» проис­ходит с величайшим эмоциональным подъемом и почти сладострастным воодушевлением.

5. Эти люди не могут отдавать ни в работе, ни в любви, но они постоянно стремятся брать, проявляя все те же иж­дивенческие, инфантильные импульсы.

 

Из этих особенностей в конце концов и формируется механизм, который на уровне поведенческом реализует­ся в невротический вампиризм.

Теперь, когда, как я полагаю, явление обрисовано в це­лом, наступает момент для его исследования более при­стального и детального.

Предыдущие мои выводы предполагали утверждение о доминировании в человеческом поведении фактора пищевой активности как причины, обусловливающей это самое поведение, в какой бы форме оно ни проявлялось. Однако, исходя из принципа причинно-следственной связи, мы вынуждены здесь так или иначе согласиться с неизбежностью вопроса — почему? А почему, собствен­но, пищевое вожделение, инстинкт поглощения управ­ляет нашими поступками и взаимоотношениями?

В данном случае подобный подход подразумевает на­личие некоего мотива, такого, который по отношению к указанному являл бы, в свою очередь, причину.

В связи с этим я сделаю ссылку на некоторые посту­латы психономики.

 

• Все есть энергия.

• Жизнь человеческая есть борьба за обладание энергией.

 

Исходя из данных положений, мы приобретаем шанс Прояснить ситуацию. Теперь нам становится понятным феномен влечения к власти — как влечения к поглоще­нию. Оно вытекает из желания обладать. Обладание же создает впечатление и ощущение собственной власти. Но зачем человеку власть? Наблюдая за людьми, можно ска­зать, что одни к ней стремятся маниакально, другие про­являют к ней умеренный интерес, иные вовсе не озабоче­ны тем, чтобы властвовать. Однако внешние проявления человеческой натуры обманчивы. Помимо индивиду­альных особенностей и личностных качеств существу­ют определенные категории, которые для всех людей уни­версальны и едины. Нельзя, к примеру, утверждать, что организм одного человека состоит из клеток, а тело друго­го их лишено. Анатомия и физиология являют собой об­щий принцип жизнедеятельности любого человека. Психо­динамика человеческого бытия, несомненно, также лише­на какой-либо индивидуальности и являет собой законы, одинаково распространяющиеся на всех людей. Стремле­ние к власти как принцип психодинамический присущ любому и каждому, хотя и проявляется в разных фотверждение о доминировании в человеческом поведении фактора пищевой активности как причины, обусловливающей это самое поведение, в какой бы форме оно ни проявлялось. Однако, исходя из принципа причинно-следственной связи, мы вынуждены здесь так или иначе согласиться с неизбежностью вопроса — почему? А почему, собствен­но, пищевое вожделение, инстинкт поглощения управ­ляет нашими поступками и взаимоотношениями?

В данном случае подобный подход подразумевает на­личие некоего мотива, такого, который по отношению к указанному являл бы, в свою очередь, причину.

В связи с этим я сделаю ссылку на некоторые посту­латы психономики.

 

• Все есть энергия.

• Жизнь человеческая есть борьба за обладание энергией.

 

Исходя из данных положений, мы приобретаем шанс Прояснить ситуацию. Теперь нам становится понятным феномен влечения к власти — как влечения к поглоще­нию. Оно вытекает из желания обладать. Обладание же создает впечатление и ощущение собственной власти. Но зачем человеку власть? Наблюдая за людьми, можно ска­зать, что одни к ней стремятся маниакально, другие про­являют к ней умеренный интерес, иные вовсе не озабоче­ны тем, чтобы властвовать. Однако внешние проявления человеческой натуры обманчивы. Помимо индивиду­альных особенностей и личностных качеств существу­ют определенные категории, которые для всех людей уни­версальны и едины. Нельзя, к примеру, утверждать, что организм одного человека состоит из клеток, а тело друго­го их лишено. Анатомия и физиология являют собой об­щий принцип жизнедеятельности любого человека. Психо­динамика человеческого бытия, несомненно, также лише­на какой-либо индивидуальности и являет собой законы, одинаково распространяющиеся на всех людей. Стремле­ние к власти как принцип психодинамический присущ любому и каждому, хотя и проявляется в разных формах. Кто-то реализует это стремление в политике, кто-то в ис­кусстве, кто-то в семье — можно продолжать сколько угод­но, пока не исчерпается весь перечень тех областей и си­туаций, в которых проявляет себя человек.

Таким образом, власть является доказательством на­личия силы. Сила же представляет собой подтверждение того, что человек жив. Если же говорить о его основной цели, то она заключается прежде всего в выживании.

Выделяя соотношение звеньев в прорисованной нами причинно-следственной цепочке, мы получаем устойчи­вую последовательность: Выбивание — Сила — Власть -Поглощение — Борьба.

И в этой борьбе люди ведут себя по-разному. Одни активизируют собственные возможности и тем самым следуют путем эффективной самореализации, создают результаты, проявляемые как трансформация личной силы. Эти люди успешны, они пребывают в гармонии со Вселенной и в согласии с собой.

Иные в средствах обретения и самореализации пред­полагают использование манипулятивных приемов, при­званных сознательно или неосознанно нанести ущерб другому с целью захвата и поглощения его энергии. Представитель такого типа питается чужой жизненной силой и потому вполне обоснованно может быть назван вампиром.

Каким же способом проявляются те, кого мы так на­зываем? Простая, но вполне реалистическая классифи­кация позволит нам определить характерные особеннос­ти, присущие вампирическому влиянию.