МЕТОДИКА РАБОТЫ

 

Работа учителя должна быть направлена на то, чтобы рекомендуемые программой музыкальные произведения учащиеся воспринимали ярко эмоционально и хорошо их запоминали. Важно научить детей «погружаться» в музыку. Воспринятая ими красота ее послужит хорошей основой для развития у них художественного вкуса. Необходимо, чтобы постоянно увеличивалось количество полюбившихся ребятам произведений; они и станут «золотым фондом» их музыкального образования и воспитания. При этом нужно знакомить детей как с классикой, так и с музыкой современных композиторов.

К достижению поставленных целей ведут два основных методических пути.

1. Словесные пояснения учителя, его беседы с учащимися (различные по форме для начальной и средней школы), направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, которое они будут слушать или исполнять. Очень важно ненавязчиво, но постоянно внушать ребятам мысль о том, как приятно слушать хорошую музыку.

Полезно перед тем, как прозвучит музыка, или после этого рассказать что-то интересное о композиторе, ее написавшем, об обстоятельствах создания этого произведения; показать соответствующие иллюстрации, портрет композитора.

Важно, чтобы учащиеся сами постарались разобраться в музыке: дали краткую характеристику ее содержания, использованных композитором выразительных средств. Учитель должен помочь детям выявить нравственную направленность произведения.

Очень активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед слушанием музыки. Например: поднимайте руку, когда музыка изменится; когда зазвучит скрипка (флейта и т. д.); поднимайте руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; поднимайте руку в том месте, которое вам больше всего правится; вспомните другие произведения такого же характера, настроения.

При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными произведениями «взрослой» классической музыки полезно использовать облегчающий восприятие прием парного восприятия произведений. Он состоит в том, что к каждому более трудному классическому произведению подбирается аналогичная по настроению детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается. Когда дети «войдут» в ее настроение, им предлагается послушать парное «серьезное» произведение. На него переносится настроение, возникшее при слушании детской пьесы, что облегчает его восприятие.

2. Включение детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при восприятии или исполнении произведения. Для этого можно порекомендовать ряд эффективных приемов.

Один из них — включение движения. Оно помогает «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением (поскольку места для движения в классе мало, оно может выполняться сидя ил стоя около парт; можно предлагать отдельным группа детей двигаться вокруг рядов парт). Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специального обучения или тренировки, ритмичными и соответствовать настроению музыки. Например, под веселую музыку «танцевать» в воздухе кистями рук, притоптывать ногами (сидя), делать стоя элементарные танцевальные движения. Под грустную или спокойную музыку тихо шагать (на месте) переживая настроение музыки, делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку изображать любопытство или испуг, желание спрятаться.

Вначале учитель сам показывает детям различные «образцы движений» — так им легче импровизировать новые.

Дети очень любят двигаться под музыку, и те произведения, которые были связаны с движением, они лучше запоминают и больше любят.

Игра в оркестр. Она создает у детей впечатление участия в исполнении музыки, это активизирует их восприятие и очень им нравится.

Для участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельным группам) раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки металлические и деревянные ложки (все это они могут принести из дома). Под исполняемое в звукозаписи произведение дети негромко выполняют заданные учителем ритмы.

Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить им импровизировать ритм. Учитель во время исполнения музыки указывает, какой именно группе надо вступать со своим инструментом. Играть в оркестре надо в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко, или тихо, нежно, или затаенно, со страхом.

Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, полезно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст).

Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение.

Полезно также петь мелодии, темы (если, конечно, они доступны детям) из прослушиваемых произведений. Это также поможет лучше почувствовать и запомнить музыку.

Рисование картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать (дома или на уроке рисования, в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.

Чтобы учащиеся лучше запоминали музыкальное произведение, его нужно повторять. Повторение можно проводить в игровой форме: как викторины, концерты-загадки, концерты по заявкам.