Специализированные туристские выставки и биржи
Для продвижения турпродукта на внутреннем и внешнем рынке в последние 20—25 лет большое значение приобрели специализированные туристские выставки и биржи. Самыми крупными в мире считаются: Международная туристская биржа в Берлине (ITB, 10 тыс. экспонентов из 195 стран, 130 тыс. посетителей); Международная туристская выставка — биржа Фитюр (FITUR) в Мадриде (113 тыс. посетителей, более 5,5 тыс. экспонентов); Всемирная туристская выставка (WTM) в Лондоне (5,2 Тыс. экспонентов); Международная туристская биржа в Милане (130 тыс. посетителей, более 5 тыс. экспонентов); Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT, 120 тыс. посетителей, 2,5 тыс. экспонентов).Все эти мероприятия отличаются друг от друга. Работа Берлинской выставки строится по принципу тематических фильмов.Мадридская выставка-биржа — это, прежде всего, смотр испанского и латиноамериканского направлений. Лондонская выставка — это престижная и, в основном, профессиональная выставка для установления прямых контактов между туроператорами разных стран. Миланская биржа предназначается и для профессионалов, и для любителей путешествий.
Международные туристские выставки и ярмарки
Особое значение для продвижения национального туристского продукта на внешнем туристском рынке имеют международные выставочно-ярмарочные мероприятия. Они предоставляют огромные возможности одновременного распространения и получения широкого спектра экономической, организационной, технической и коммерческой информации при относительно доступной ее стоимости. Международные выставочные мероприятия отражают развитие туризма, несут биржевую информацию, являются средством прогнозирования конъюнктурных изменений, а также явлением с экономическим, политическим и социальным подтекстом.
Международные выставочно-ярмарочные мероприятия позволяют решать следующие задачи:
• демонстрировать потенциальным клиентам возможности путешествий в ту или иную страну (регион);
• привлекать внимание к предлагаемым туристским продуктам;
• расширять представление иностранных туристов о стране (регионе), информировать их о туристской политике и мерах, направленных на обеспечение устойчивого развития туризма в стране (регионе);
• устанавливать контакты с представителями зарубежных туристских администраций и предприятий, заключать договоры о сотрудничестве и продажах;
• устанавливать контакты с представителями средств массовой
информации, расширять с их помощью представления иностранных туристов о туристском потенциале страны (региона);
• изучать передовой опыт организации туризма и его рекламы;
• анализировать предложения конкурирующих туристских направлений, предлагающих туристские продукты с аналогичными им близкими характеристиками, что и заинтересованная страна (регион);
• определять существующий спрос на предлагаемые поездки
по данному направлению, делать прогноз развития спроса; получать информацию о состоянии конъюнктуры рынка
туризма.
В настоящее время термины «выставка» и «ярмарка» приобрели настолько близкое смысловое значение, что используются часто как слова-синонимы.
Схожие черты (адресованность организованному рынку, ограниченная продолжительность), приобретенные ими в ходе эволюции, позволяют говорить о своеобразной конвергенции. Поэтому ниже мы не будем рассматривать эти мероприятия отдельно. В то же время необходимо отметить остающиеся различия, в основном организационного плана, что отражено в следующих определениях.
Так, Международное бюро выставок определяет выставку как показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих его перспектив.
Ярмарка, по определению Союза международных ярмарок, представляет собой экономическую выставку образцов, в соответствии с обычаями той страны, на территории которой она находится, представляющую собой крупный рынок товаров, действующий в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте, на которой экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном или международном масштабах.
Выставочные мероприятия можно классифицировать по ряду признаков
Классификация выставочных мероприятий приведена здесь для их лучшего обзора и доказывает, что речь здесь не идет об однородной структуре.
Каждая выставка, хотя она и может быть причислена к тому или иному виду, в конечном счете обладает своей индивидуальностью и характерными чертами, которые со временем могут видоизменяться.
По составу и количеству участников (экспонентов), широте охвата и разнообразию видов и географии предложения международные выставки можно условно подразделить на межрегиональные и региональные.
Классификация выставочных мероприятий - Виды выставочных мероприятий
Цели проведения – Торговые и Информационно-ознакомительные
Частота проведения – Периодические, Ежегодные, Сезонные
Характер предложения экспонатов- Универсальные, Многоотраслевые Отраслевые, Специализированные.
Международные межрегиональные туристские выставки предполагают наиболее полный количественный и качественный состав участников, так же как и максимально разнообразную палитру туристского предложения. Для подобных мероприятий характерно соотношение национальных и международных участников как 1:3, что позволяет избежать монополии того или иного направления и расширить ассортимент туристских продуктов. Кроме того, как правило, во время работы таких выставок организуется проведение ряда параллельных мероприятий: конференций по проблемам развития туризма, семинаров, круглых столов, презентаций и т.д. Это дает участникам дополнительные возможности изучить состояние дел, передовой опыт и новейшие технологии туристкой индустрии.
В мире проводится достаточно много выставочных мероприятий, так или иначе связанных с туризмом. Особо следует выделить международные туристские биржи. Это выставочные мероприятия, на которых наряду с рекламой туризма проводится активная работа по установлению контактов и заключению сделок между производителями туристских услуг (гостиницами, транспортными предприятиями) и их продавцами (туристскими фирмами). Такими биржами обычно открывается или завершается период активной рекламы туров, объявленных на следующий год.
Крупнейшими международными туристскими выставками и биржами являются:
1. международная туристская биржа в Берлине (International
Tourismus Borse, ITB);
2. международная туристская выставка-биржа FITUR в Мадриде;
3. всемирная туристская выставка в Лондоне (World Travel Market, WTM);
4. международная туристская биржа в Милане;
5. международная выставка «Путешествия и туризм» в Москве (МИТТ).
Наиболее солидными по составу участников и масштабам дополнительных мероприятий являются выставки в Лондоне и Берлине. Время их проведения выбрано максимально удобно: ноябрь — обычное для европейцев время для принятия решений о предстоящем отпуске, а для туроператоров — подведения итогов прошедшего сезона и разработки планов на предстоящий сезон. Кроме того, осенью осуществляется реализация продуктов «зимнего» ассортимента. Март (ITB) — преддверие нового сезона, возможность установления прямых контактов между специалистами разных стран, заключения договоров с перевозчиками и предприятиями средств размещения. Сам факт участия в них свидетельствует о солидности организации, что создает ей имидж и престиж.
Особое место в календаре туристских событий занимает выставка-биржа FITUR, проводимая ежегодно в конце января — начале февраля в Мадриде. Она определяет ценовые и иные тенденции на рынке туризма в новом сезоне. По тому вниманию, какое специалисты и посетители уделяют экспозициям разных стран, можно судить о перераспределении туристских потоков, развитии тех или иных туристских регионов. В Мадриде особенно активно продвигаются предложения латиноамериканских туроператоров.
Международная туристская биржа в Милане, проводимая в феврале, по числу экспонентов соперничает с мадридской и лондонской, а по стендовой площади уступает только берлинской. В работе биржи принимают участие представители туристского бизнеса со всего мира. Самая широкая экспозиция, обычно занимающая несколько павильонов, посвящена Италии. Крупные стендовые площади занимают Франция, Испания, Германия, Австрия, США. Популярность миланской биржи с каждым годом возрастает. Подтверждением этому служит тот факт, что бронирование выставочных площадей осуществляется за год до начала ее работы.
Стремительно набирает обороты и популярность международная выставка «Путешествия и туризм» в Москве (март). Для МИТТ характерна очень высокая активность участников и посетителей.
Региональные туристские выставки обычно предлагают туристский продукт, ограниченный географическими рамками того или иного региона. Так, известны выставки стран Черноморского и Средиземноморского бассейнов, Юго-Восточной Азии, Тихого океана, а также различных регионов Европы: Центрального, Восточного, Северного (Скандинавия).
Международный туристский выставочный бизнес стремительно развивается. Увеличивается число выставок и ярмарок, расширяется их география и круг участников, становится более разнообразной тематическая направленность. Так, большой популярностью пользуется выставка по туризму и караванингам в Лейпциге, «Всемирная неделя туризма и путешествий» в Париже, «Матка» в Хельсинки, Inwetex в Санкт-Петербурге. Сюда же можно добавить известные специализированные салоны, такие как «Боут-шоу» в Лондоне, водных видов спорта в Париже и Дюссельдорфе, а также разделы по туризму на универсальных ярмарках, например Базельской. Также проводятся специализированные выставки гостиничного и ресторанного хозяйства, спортивного, экологического, познавательного и делового туризма, ярмарки туристского и спортивного инвентаря и т.д.
Чтобы сделать участие в выставках (ярмарках) более эффективным, необходимо четко представлять их возможности. Так, если туристская администрация страны (региона) ставит задачи повышения своего международного престижа, установления контактов на высоком уровне, изучения передового опыта, то более предпочтительными представляются, в первую очередь, лондонская и берлинская биржи. Для продвижения регионального туристского направления и туристского продукта более эффективным будет участие представителей местных туристских администраций в региональных выставках. В целом же для принятия принципиального решения об участии в той или иной выставке необходим тщательный анализ (с точки зрения интересов и возможностей) следующих аспектов:
1. время и место проведения выставки;
2. авторитет выставки;
3. численный и качественный состав участников и посетителей;
4. уровень деловой активности (количество и общий объем
заключенных контактов) на предыдущей выставке;
5. возможность предоставления выставочных площадей и услуг;
6. условия участия в выставке и т.д.
С целью оптимитизации затрат на выставочную деятельность туристская администрация страны (региона) может предусматривать несколько форм участия:
♦ участие без стенда на уровне делегации, что экономит средства за счет аренды и оформления выставочной площади, позволяет участвовать в проводимых мероприятиях, устанавливать деловые контакты, но ограничивает возможности распространения информации о стране (регионе);
♦ участие на коллективном стенде. В этом случае туристская
администрация берет на себя роль консолидатора, который
выкупает у организаторов необходимую для расположения экспозиции площадь, а затем на льготных условиях предлагает предприятиям туристской индустрии участие в выставке на едином стенде. Коллективные национальные (региональные) стенды чрезвычайно эффективны для продвижения на зарубежный рынок национального (регионального) туристского продукта и формирования положи
тельного туристского имиджа страны (региона);
♦ организация собственного стенда: туристская администрация самостоятельно заключает договор с организаторами выставки и оплачивает аренду желаемого количества выставочной площади.
Каждая из вышеописанных форм в международных выставочных мероприятиях может быть эффективной на определенном этапе. Так, участие на уровне делегации целесообразно для того, чтобы получить представление о выставке, установить необходимые контакты, не затрачивая при этом значительных средств. Организация коллективного стенда позволяет обеспечить координацию и кооперацию с предприятиями туристского бизнеса, приобрести необходимый практический опыт, наладить деловые отношения, отработать приемы и методы рекламно-выставочной деятельности, осуществить целенаправленное продвижение национального (регионального) туристского продукта. И, наконец, организация собственного стенда позволяет туристской администрации реализовать в полном объеме свою собственную стратегию продвижения национального (регионального) туристского продукта и использовать для достижения этой цели все возможности, предоставляемые участникам выставки. Однако в любом случае НТА должна стремиться к укреплению кооперации и координации международной выставочной деятельности с региональными и местными органами управления туризмом, а также с предприятиями и организациями туристской индустрии.
транснациональные корпорации играют важную роль в формировании и развитии мирового рынка туризма. Открывая филиалы за границей, они внедряются в экономику принимающих стран, а сами страны вписываются в интернационально организованные этими корпорациями производства туристских продуктов, другими словами, в ткань мирового туристского рынка. Деятельность туристских ТНК усиливает взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних туристских рынков отдельных стран, которые рассматриваются как сегменты единого глобального рынка туризма.
В экономической литературе транснациональные корпорации подразделяются на три группы: однонациональные ТНК, многонациональные корпорации и международные корпоративные союзы. Каждая из этих групп представлена в мировой индустрии туризма. К первой группе относятся ТНК с однонациональным акционерным капиталом и характером контроля над деятельностью всей компании. Эти ТНК осуществляют деловую активность в других странах через сеть филиалов и дочерних компаний, самостоятельно производящих и сбывающих продукцию. В индустрии туризма такие ТНК получили широкое распространение. В секторе размещения к ним относятся многие интегрированные гостиничные цепи, например, американская корпорация «Сендант», в активе которой находится самое большое в мире количество отелей на условиях франшизы: 6330 в 2005 г. Другой пример - британская цепь отелей «Интерконтиненталь» — мировой лидер по числу гостиничных номеров и подлинно глобальному охвату. В 2005 г. она располагала 537 500 номерами в 100 странах (территориях). Всемирную известность приобрела французская клубная система «Средиземноморский клуб», объединяющая 120 курортных городков в США, Мексике, странах Карибского бассейна, Южной Америки, Европы,. Южной Азии, а также в Австралии. Знаменитая испанская гостиничная корпорация «Соль Мелия» насчитывает 350 отелей в 30 странах на четырех континентах. В конце XX в. гостиничное хозяйство было отмечено чередой крупных слияний и поглощений. В XXI в. мировой гостиничный бизнес продолжает консолидироваться, гостиничные цепи становятся шире, превращаясь в мегацепи.
В других секторах индустрии туризма процессы транснационализации идут так же активно, как и в гостиничном хозяйстве. В секторе общественного питания наиболее известными однонациональными ТНК являются уже упоминавшаяся гамбургерная ресторанная цепь «МакДоналдс» и американская корпорация «Юм! Брэнде». Последняя входит в список 500 крупнейших компаний мира, а в ресторанном бизнесе эта цепь закусочных занимает первое место по числу предприятий - 33 тыс. в более чем 100 странах (территориях): Корпорация владеет несколькими торговыми марками. Четыре из них — «Кентукки Фред Чиккен» (KFC), «Лонг Джон Силверс», «Пицца Хат» и «Тако Белл» — мировые лидеры в соответствующих категориях куриных блюд, блюд из морепродуктов, пиццы и мексиканской еды.
В секторе развлечений также доминируют американские корпорации, прежде всего компания Уолта Диснея, создавшая транснациональную цепь тематических парков и зон отдыха. Основатель этой многомиллиардной империи неизменно входит во все списки наиболее успешных бизнесменов мира, оказавших самое сильное влияние на жизнь людей в XX в. Компания Уолта Диснея включена в число 65 крупнейших американских корпораций, курсы акций которых принимаются за основу при расчете индекса Доу-Джонса — показателя изменений курса акций, позволяющего оценить движение ресурсов на биржах США, характеризующего уровень деловой активности и рыночной конъюнктуры. Доходы компании в 2005 г. составили 31,9 млрд. дол.
В последнее время произошло значительное увеличение числа и размеров туристских ТНК в мире. Среди них господствуют американские корпорации, которые проводят глобальную экспансионистскую политику.
Вторую группу международных корпораций образуют многонациональные ТНК. Эти фирмы являются международными не только по ареалу их деятельности, но и по контролю над ними. Они объединяют компании разной национальной принадлежности (двух и более стран) на производственной и научно-технической основе. Многонациональные ТНК не оказывают столь сильного влияния, как однонациональные, вероятно, потому, что в этом случае ни одна из сторон не доминирует в производстве. Примером многонациональных корпораций в индустрии туризма является одно из крупнейших в мире турагентств — американо-французская фирма «Карлсон Вагонли Трэвел», насчитывающая свыше 3000 офисов в более чем 145 странах.
История туристской фирмы «Карлсон Вагонли Трэвел» восходит к последней четверти XIX в., когда бельгийский предприниматель Жорж Нагельмакерс создал международную компанию «Вагон-Ли». В скором времени она приобрела широкую известность благодаря новой концепции путешествий - трансконтинентальным поездкам на роскошных поездах европейских гранд-экспрессах. В 1883 г. www.ksv911.ru грузоперевозки по Москве транспортные. из Парижа в Стамбул отправился первый такой поезд — легендарный «Восточный экспресс», а вслед за ним появились «Голубой поезд», «Золотая стрела», «Транссибирский экспресс» и др. Почти каждый год компания «Вагон-Ли» открывала новый маршрут и пускала новый фешенебельный поезд, она также занималась продажей железнодорожных билетов. В 1930-е гг. свыше 4000 вагонов, принадлежащих компании, ежедневно перевозили пассажиров по Европе, были открыты сотни турагентств «Вагон-Ли». Она имела представительства более чем в 60 странах мира.
В то же время в США формируется сеть турагентств «Ask Mr. Foster», что означает «Спроси м-ра Фостера». Она получила такое название, поскольку пассажиры по всем вопросам, касавшимся расписания движения поездов, обращались к основателю этой сети У. Фостеру. Первое турагентство появилось в 1888 г., а к 1913 г. многочисленные офисы компании открылись в разных районах страны.
После Второй мировой войны обе фирмы проводили экспансионистскую политику: осваивали новые рынки, диверсифицировали деятельность, расширяли сети филиалов, прибегая к поглощениям.
В конце 1970-х гг. компания «Вагон-Ли», несколько утратившая рыночные позиции, но несмотря на это остававшаяся символом роскоши и светскости, была приобретена французской гостиничной корпорацией «Аккор». Сеть турагентств «Ask Mr. Foster», получившая к тому времени международное признание, постигла та же участь. Она влилась в американский туристский гигант «Карлсон Групп». В 1994 г. «Аккор» и «Карлсон» подписали соглашение об объединении турагентских сетей, создав совместное предприятие и новый бренд «Карлсон Вагон-ли Трэвел».
Третья группа международных корпораций включает международные корпоративные союзы, которые чаще всего предстают в виде консорциумов (от лат. consortium — соучастие, сотоварищество). Это организационная форма временного объединения предприятий, организаций, учреждений для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности членов консорциума, доля каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта определяются соглашением о консорциуме. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками. По достижении поставленной цели консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.
Один из самых известных международных корпоративных союзов в мировой индустрии туризма — гостиничный консорциум «Бест Вестерн», которому в 2006 г. исполнилось 60 лет.
«Бест Вестерн» был основан в США после окончания Второй мировой войны, в 1946 г., когда активизировались путешествия американцев по стране. Покидая отель утром, они хотели вечером гарантированно иметь номер в другом хорошем отеле по пути следования. Уловив эту тенденцию в потребительском спросе и опираясь на собственный богатый опыт работы в гостиничном бизнесе, М.К. Гертин создал в Калифорнии неформальную группу отелей. Члены группы, небольшие семейные придорожные гостиницы, сохраняли правовую и экономическую независимость, но должны были выдерживать определенные стандарты качества и передавать клиентов по цепочке друг другу: рекомендовать для остановки партнеров, напрямую связываться с их службами приема и по телефону бронировать места. В скором времени они превратились в престижные и доходные заведения, что позволило им с полным основанием называться «Best Western», т.е. лучшие отели на западе США. Сеть Гертина быстро распространилась на восток, охватив всю страну, а с 1964 г. приобрела транснациональный статус. Сегодня «Бест Вестерн» является одним из самых известных гостиничных брендов, объединявшим в 2005 г. 4200 отелей в 79 странах Америки, Европы, Азии и Океании, Африки и Ближнего Востока.
Членство в консорциуме дает независимым отелям ряд преимуществ, позволяя им выдерживать конкуренцию со стороны гостиничных ТНК. Вступая в добровольные союзы, они получают доступ к услугам, ранее считавшимся привилегией интегрированных гостиничных цепей. бесплатные игры для мальчиков Консорциум оказывает содействие отелям в разработке и реализации маркетингового комплекса, продвижении их продуктов, подключении к глобальным и региональным системам резервирования, подготовке кадров и в других видах деятельности, которые требуют больших затрат и не всегда под силу каждому предприятию в отдельности. Консолидируясь, члены консорциума выигрывают на экономии от масштаба операций. При необходимости они могут получить техническую помощь, консультации по вопросам менеджмента, воспользоваться базами данных о клиентах.
При характеристике современных международных производственных объединений особое значение имеет не столько их происхождение, сколько география приложения капитала, поэтому в специальной литературе все группы международных корпораций называются одинаково — ТНК.
За последние десятилетия в деятельности туристских ТНК произошли серьезные сдвиги. Исторически самой ранней формой интеграции в туризме было объединение туристских предприятий, находящихся на одной ступени технологического процесса, т.е. выпускающих одинаковую продукцию или оказывающих аналогичные услуги. Ей обязаны своим появлением первые международные гостиничные цепи, такие, как американские корпорации «Хилтон», «Шератон», «Марриот» и др.
Современные туристские ТНК представляют собой крупные диверсифицированные комплексы с широким участием банковских учреждений. Под единым финансовым контролем они объединяют предприятия, расположенные в разных странах мира и относящиеся к разным отраслям экономики и секторам индустрии туризма. Переход к сложной конгломеративной структуре усиливает экономические позиции туристских ТНК, придавая им большую устойчивость и обеспечивая преимущества в конкурентной борьбе.
В Германии ведущие банки страны «Дрезднер Банк», «Коммерцбанк», «Дойче Бундесбанк» и ряд страховых компаний расширяют свое присутствие на туристском рынке. Они выступают акционерами или входят в совет директоров многих туроператоров, турагентств, авиакомпаний и розничных торговых фирм, которые контролируют туристские группы. Для германского рынка туризма характерна высокая доля перекрестной собственности (системы участия), образующей так называемые блоки. Наиболее сложный по структуре и самый влиятельный блок на германском рынке туризма сформировался вокруг банка «Вестдойче Ландесбанк» и авиакомпании ЛТУ. В его рамках действует крупнейший туроператор ТУИ и ряд средних - «Тьереборг», «Майерс Вельтрайзен» и др., турагентские цепочки - «Ферст Райзебюро», «Томас Кук» и пр.,
а также гостиничные предприятия и круизная фирма. Одной из целей банка является создание своеобразной туристской империи, далеко выходящей за пределы Германии.
Настоящий этап развития туристских ТНК характеризуется обострением конкуренции между ними и, вместе с тем, возникновением взаимоотношений сотрудничества в рамках стратегических альянсов. Эти новые организационные формы в индустрии туризма нацелены на согласование и координацию усилий в рещении самых разных задач, встающих перед туристскими компаниями: в проведении маркетинговых исследований, разработке, производстве и сбыте туристских продуктов, а также профессиональной подготовке кадров. В отличие от традиционных межфирменных договоров, стратегические альянсы призваны обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества для компаний — участниц альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности.
Авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выделила три главные характеристики стратегического альянса. Во-первых, две или более компании объединяются для достижения согласованных целей и сохраняют независимость после образования альянса. Во-вторых, компании-участники совместно используют результаты, полученные в период функционирования альянса, а также контролируют процесс достижения целей альянса. В-третьих, компании-участники на постоянной основе вносят в производственный процесс собственные стратегические ресурсы (технология, продукция, управление и т.д.).
Примеры стратегических альянсов существуют в разных секторах индустрии туризма. Реже встречаются межсекторальные альянсы.
В секторе транспортных перевозок прочные партнерские связи налаживаются между ведущими авиакомпаниями мира. Они предпочитают создавать стратегические альянсы с конкурентами, а не покупать акции менее крупных перевозчиков, Достигнув между собой согласия, авиакомпании могут быстро расширить маршрутную сеть, увеличить рыночную долю и ограничить доступ на рынок других перевозчиков. Такое сотрудничество дает общий для всех участников альянса результат - рост объема воздушных перевозок и прибыли.
В зависимости от содержания соглашений и степени интегрированности участников стратегические альянсы авиаперевозчиков делятся на две группы. Первая включает альянсы с сильными и глубокими партнерскими отношениями и широким спектром направлений совместной деятельности: ценовая политика, стандартизация транспортных средств и предоставляемых услуг, создание и продвижение общего. имиджа и бренда, распределение доходов и прибыли. Вторую группу образуют альянсы менее интегрированные и более гибко организованные, с упором на совместный маркетинг и техническое развитие. Первоначально они создавались для трансфера пассажиров в аэропорты. Сегодня подавляющее большинство альянсе авиаперевозчиков (по некоторым оценкам, до 70%), основана на взаимном обмене идентификационными кодами.
Идентификационный код обычно представляет собой определенное сочетание двух латински букв, присваиваемое авиаперевозчику. Например, SU — «Аэрофлот — Российские международные авиалинии», AF - «Эр Франс», АА - «Америкэн Эйрлайнз», ВА - «Бритиш Эйрвейз», По правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) авиакомпания имеет право предоставлять в пользование свои идентификационные коды другой авиакомпании или несколько перевозчиков могут использовать одни и те же коды. В простейшем случае взаимный обмен кодами выглядит следующим образом: два авиаперевозчика подписывают деловое соглашение, по которому каждый из них приобретает блоки мест на полеты компании-партнера с последующей их перепродажей от своего имени. Таким образом, указанный в расписании полетов XX 123 - рейс 123, выполняемый авиакомпанией XX, - в действительности оказывается YY 456 или ZZ 9876. Для защиты прав потребителей предлагается ввести регулирование обмена кодами. молодежный и детский туризм в Красногорске Вопрос находится в процессе обсуждения, а пока авиакомпании должны по крайней мере информировать пассажиров о подобной практике.
Соглашение об обмене идентификационными кодами может распространиться на один маршрут и один рынок или на несколько маршрутов и рынков. В 2000 г. «Эйр Канада» и «Дельта Эйрлайнз» объявили об обмене идентификационными кодами при осуществлении полета между крупными канадскими городами — воздушными воротами страны — и американскими центрами базирования авиакомпании «Дельта Эйрлайнз» - Атланта, Цинциннати, Даллас и Солт-Лейк-Сити. Авиакомпании «Свиссэйр».(Швейцария) и «Сабена» (Бельгия), с одной стороны, и «Америкэн Эйрлайнз» (США) - с другой, обменивались кодами на международных маршрутах Даллас — Цюрих - Чикаго и Вашингтон - Бостон - Брюссель.
Соглашения об обмене идентификационными кодами часто перерастают в многоплановые международные стратегические альянсы авиаперевозчиков. Крупнейшими среди них являются «Стар Альянс», «Уануорлд» и «СкайТим», на долю! которых приходится более половины общего объема пассажирских авиаперевозок в мире.
Альянсы основаны на соглашениях между ведущими авиаперевозчиками Европы и Северной Америки, обслуживающими самые напряженные трансатлантические линии воздушного сообщения. Ниже дана краткая их характеристика.
Стар Альянс — первое и подлинно глобальное объединение авиаперевозчиков, созданное по инициативе авиакомпании «Люфтганза» совместно с «Юнайтед Эйрлайнз». Сегодня в него входят авиакомпании Германии, Великобритании, США, Канады, Японии, Австрии, Испании, Португалии, Польши, объединенный авиаперевозчик Дании, Швеции и Норвегии, а также авиакомпании Новой Зеландии, Республики Корея, Сингапура, Таиланда и Бразилии. Маршрутная сеть альянса связывает 795 пунктов назначения в 139 странах на всех континентах. С присоединением в ближайшее время южноафриканской и швейцарской авиакомпаний она охватит 846 пунктов, расположенных в 151 стране. Количество ежедневно выполняемых рейсов увеличится до 16 930.
Партнеры называют «Стар» «консенсуальным» альянсом, подчеркивая коммерческую и производственную самостоятельность каждого участника. Тем не менее, они смогли значительно углубить процесс интеграции, выработав общую стратегию коммерческой деятельности. В рамках альянса действует единая программа поощрения часто летающих пассажиров. Достигнута договоренность о совместном использовании комнат отдыха в аэропортах. В крупных городах, обслуживаемых всеми авиакомпаниями альянса, открыты их объединенные коммерческие представительства. Для удобства клиентов партнеры состыковали маршруты и расписания внутренних и международных полетов, ввели единые билеты в случае пересадок на самолеты других авиакомпаний - членов альянса. Они проводят согласованную тарифную политику. Усилиями членов альянса создана интегрированная платформа для развития информационных технологий. Авиакомпании наладили общие закупки комплектующих деталей, топлива и самолетов и приступили к консолидации брендов. Дальнейшее укрепление сотрудничества ведет, по определению Европейского Союза, к виртуальному слиянию членов альянса.
В 2004 г. «Стар Альянс» начал реализацию так называемой региональной концепции. Она предусматривает проникновение на отдельные рынки пассажирских перевозок посредством региональных авиакомпаний, которые спонсируются членами альянса.
В 2005 г. «Стар Альянс» во второй раз за последние три года был удостоен престижной мировой награды в области туризма «Уорлд Трэвел Эводс».
Уануорлд. В 1998 г. пять авиаперевозчиков во главе с «Америкэн Эйрлайнз» и «Бритиш Эйр-вейз» объявили о создании глобального стратегического альянса «Уануорлд». С 1999 г. они приступили к реализации совместной программы действий стоимостью в десятки миллионов фунтов стерлингов. В настоящее время членами альянса являются крупнейшая в мире авиакомпания «Америкэн Эйрлайнз», мировой лидер по объему международных пассажирских перевозок «Бритиш Эйрвейз», австралийская авиакомпания «Куантас», выделяющаяся дальностью полетов, одна из наиболее сильных в Азии сянганская авиакомпания «Катай Пасифик», испанская «Иберия» - главный авиаперевозчик на маршрутах Европа - Латинская Америка, чилийская ЛАН, которую специальный журнал назвал «одинокой звездой на южно-американском небосклоне», финская «Финэйр» - ведущая авиакомпания стран Северной Европы, наиболее продвинутая в области информационных технологий, и недавно присоединившаяся к ним ирландская авиакомпания «Аэр Лингус», одна из наиболее быстро развивающихся в Европе. В 2005 г. самолеты этих авиакомпаний перевезли в общей сложности 240 млн. человек, т.е. каждого тридцатого жителя Земли, налетали более 2 млрд. миль, что равнозначно 12 оборотам вокруг Солнца, выполнили около 3 млн. полетов, совершая посадку или взлетая через каждые 5 с. В том же году доходы «Уануорлд» превысили 60 млрд. дол.
В прошлом динамичное развитие альянса сдерживалось неурегулированностью отношений между основными фигурантами интеграционного процесса — «Америкэн Эйрлайнз» и «Бритиш Эйрвейз». Эти две весьма амбициозные авиакомпании, контролирующие ббльшую часть рынка воздушных пассажироперевозок между США и Великобританией, не могли достичь согласия по главному вопросу об обмене идентификационными кодами. Это обстоятельство, а также отсутствие договоренности об «открытом небе» между двумя странами затрудняли долгосрочные соглашения между членами альянса. Не случайно в зарубежной литературе «Уануорлд» характеризовался как альянс-«обманщик».
Сегодня «Уануорлд» - одно из наиболее интегрированных объединений авиаперевозчиков. В рамках альянса действует одноименная всемирная тарифная сеть, проводится обмен идентификационными кодами, реализуется общая программа поощрения часто летающих пассажиров, выполняется согласованная эмиссия авиабилетов и введена единая система их бронирования, существует объединенная маршрутная сеть, совместно проводятся трансферные операции, положительный опыт распространяется между всеми членами альянса.
«Уануорлд» стал первым глобальным стратегическим альянсом авиаперевозчиков с централизованным менеджментом. В 2000 г. ведение текущих дел альянса было возложено на специальную управленческую группу, которую возглавил Управляющий партнер. Ему переданы в подчинение лица, ответственные за коммерческую деятельность, информационные технологии, связи с общественностью, обслуживание аэропортов и пассажиров, а также директор Глобального проекта. Управляющий партнер подотчетен Правлению альянса, в котором каждый член объединения представлен руководителем высшего ранга. Правление вырабатывает стратегию развития альянса и контролирует текущее его состояние.
Эффективное управление способствовало быстрому росту альянса. В ближайшее время в его ряды вольются три новых члена - японская, иорданская и венгерская авиакомпании.
И тогда маршрутная сеть альянса соединит 686 пунктов назначения в 140 странах (территориях) мира.
По итогам 2004 г. «Уануорлд» как лучший альянс авиаперевозчиков был отмечен двумя престижными наградами в области путешествий и туризма - «Бизнес Трэвел Эводс» и «Уорлд Трэвел Эводс».
СкайТим. Этот глобальный стратегический альянс возник в 2000 г. Начало ему было положено несколькими годами ранее, когда одна из ведущих американских авиакомпаний, «Дельта Эйр-лайнз», вышла на европейский, рынок воздушных перевозок в поисках регионального транспортного узла для базирования, чтобы упрочить позиции на трансатлантическом направлении. Наладив сотрудничество с «Эр Франс», она получила доступ к аэропорту Руасси-Шарль-де-Голль. В Латинской Америке партнером «Дельта Эйрлайнз» и «Эр Франс» по альянсу стала «Аэромексико», а в Азии — «Кореан Эйрлайнз».
Хотя «СкайТим» никогда не ставил целью расширение численного состава, со временем число его участников возросло с четырех до 10 в 2006 г. В 2001 г. к альянсу присоединились две авиакомпании — чешская «Чек Эйлайнз» и итальянская «Алиталия», а в 2004 г. — еще три авиаперевозчика — американские «Континентл» и «Носвест», а также нидерландская КЛМ. В 2006 г. в альянс вступил «Аэрофлот». «СкайТим» стал первым глобальным авиаальянсом, принявшим российского перевозчика в свои члены. В 2005 г. парк воздушных судов «СкайТим» насчитывал 2069 единиц. Они совершали 15 207 вылетов в день. Маршрутная сеть альянса связывала 684 пункта назначения в 133 странах.
Целями и одновременно преимуществами «СкайТим» являются облегченный набор полетных миль по программе поощрения часто летающих пассажиров и их взаимный зачет всеми членами альянса, совместное использование авиакомпаниями «СкайТим» комнат отдыха в аэропортах, удобная состыковка маршрутов для обеспечения «бесшовных» полетов, гарантированное бронирование билетов для постоянных пассажиров, широкий выбор тарифов, унифицированная процедура регистрации пассажиров и багажа при погрузке в самолеты авиакомпаний альянса, поддержание стандартов качества обслуживания, единая система резервирования. За первые пять лет работы альянсу удалось улучшить обслуживание пассажиров, расширить предложение услуг, развить новые технологии.
В центре внимания альянса находится клиент, чьи нужды и желания он призван удовлетворить. По словам создателей, альянс должен в большей степени быть ориентированным на интересы пассажиров, чем все ранее оформившиеся объединения. Развернутая в средствах массовой информации США, стран Европы, Латинской Америки и Азии рекламная кампания альянса проходит под девизом «Мы заботимся о вас».
В 2005 г. читатели авторитетного «Всемирного туристского журнала» назвали «СкайТим» лучшим альянсом авиакомпаний.
Создание стратегического альянса — долгий, трудный процесс и не всегда результативный. Подтверждением тому служит недавний крах двух известных объединений авиакомпаний — «Винз» и «Кволифлайер». Между тем опыт их непродолжительной работы имеет важное значение для развития интеграции на воздушном транспорте.
«Винз альянс». Его образованию предшествовало длительное сотрудничество американского и европейского авиаперевозчиков «Носвест» и КЛМ, стремившихся создать единую компанию. Появление в конце 1990-х гг. глобальных стратегических альянсов «Стар» и «Уануорлд» подтолкнуло неприсоединившихся к ним авиаперевозчиков к объединению. На этой волне создается альянс «СкайТим», швейцарская авиакомпания «Свиссэйр» и бельгийская «Сабена» запускают интеграционную программу «Кволифлайер». «Носвест» и КЛМ также налаживают деловые связи с авиакомпаниями «Континентл» и «Алиталия»: договариваются об обмене идентификационными кодами, согласовывают программы часто летающих пассажиров и др. Возникают потенциальные члены «Винз альянса» «Малайзиан Эйрлайнз», «ЭйрЕуроп» и венгерская «Малев». Однако последовавшая вслед за этим череда проблем, разногласий и упреков (конфликт КЛМ и «Апиталии» из-за строительства и обслуживания нового аэропорта, подозрения «Носвест» и «Континентл» в нарушении антимонопольного законодательства и пр.) привела к тому, что интеграционный момент был упущен. Участники «Винз альянса» сначала сосредоточились на двусторонних соглашениях, а затем поодиночке влились в «СкайТим».
Кволифлайер. Этот альянс создавался на основе финансовых связей между «СЭйрГруп», холдинговой компанией «Свиссэйр» и остальными партнерами. «Свиссэйр» владела от 34 до 49,5% акций каждого авиаперевозчика, входящего в альянс. Исключение составляла авиакомпания «Туркиш Эйрлайнз», сохранявшая полную автономию. «Свиссэйр» планировала дальнейшее укрепление альянса путем приобретения 85% акций «Сабены», 34% акций «ТАР ЭйрПортугал» и доли «Туркиш Эйрлайнз». Однако стратегия паевых вложений в акции не оправдала себя. Череда банкротств авиакомпаний, последовавшая за терактами в США в сентябре 2001 г., коснулась и «Свиссэйр». Лишившись ядра, «Кволифлайер» столкнулся с серьезными внутренними проблемами, прежде всего, с обострением конкуренции между членами альянса, несмотря на достигнутый ранее высокий уровень интеграции (единая программа поощрения часто летающих пассажиров, совместные коммерческие представительства всех участников альянса и др.). В 2002 г. альянс «Кволифлайер» прекратил свое существование.
В последнее время в связи с бурным развитием деловой активности в среде Интернет в индустрии туризма, в частности в секторе перевозок, появились альянсы нового типа.
В 2000 г. 13 ведущих авиакомпаний Северной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона во главе с «Эйр Канада» объединились для совместного ведения коммерческой деятельности с использованием компьютерных сетей и электронных технологий. Они создали интернет-компанию Aeroxchange.com, которую рассчитывают превратить в самое крупное предприятие в истории электронного бизнеса уровня В2В (сделки между юридическими лицами) на воздушном транспорте. В том же году к ним присоединились еще 20 авиаперевозчиков и сотни поставщиков авиационных товаров и услуг. Их техническим партнером стала фирма «Оракл», обеспечившая информационно-технологическую поддержку совместной работы. Головной офис «Aeroxchange» расположен в Далласе (США). Объем финансирования проекта составил 53 млн. дол. «Aeroxchange» призван обеспечить электронный менеджмент поставок авиационных товаров и услуг, их электронную закупку, а также предоставление соответствующих информационных услуг. Между членами альянса налаживается электронная торговля корпусами самолетов, авиационным электронным оборудованием, двигателями и запасными частями к ним и пр., заключаются контракты на техническое обслуживание. Первыми электронными сделками были продажи электрических лампочек для самолетов на сумму 3 млн. дол. и изоляционных материалов для грузовых контейнеров на 1 млн. дол. В будущем объем электронных продаж через Aeroxchange.com оценивается в 45—50 млрд. дол. в год.
Если тенденция к созданию стратегических альянсов сохранит силу в будущем, не исключено, что на основе этих образований возникнут более прочные союзы ТНК. Стратегические альянсы перерастут в многонациональные корпорации, но уже на новом, более высоком этапе их разви