Задания для самостоятельной работы.

I. Терминологический диктант (дописать ответы).

1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма - …

2. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о структуре определенного белка - …

3. Конъюгация гомологичных хромосом происходит на ……..стадии мейоза

4. Аллельные гены располагаются в …………хромосомах

5. Основоположник хромосомной теории наследственности - …..

6. Дигомозигота доминантная имеет генотип…

7. Половые хромосомы в генотипе женщины…

II. Определить тип скрещивания.

(записать генотип исходных форм.)

1. Расщепление по фенотипу равно 3:1. Какие особи скрещены?

2. Красные плоды у томатов доминируют над желтыми. Скрещены растения выращенных из семян красных плодов с растением, обладающим желтыми плодами. В их многочисленном потомстве 50% красных плодов, 50% - желтых, т.е. 1:1. С каким генотипом были скрещены особи?

3. При скрещивании двух растений по двум признакам получилось расщепление по фенотипу. Какие особи скрещены?

4. При скрещивании гороха с красными и белыми цветками все потомки – красноцветные. Какие особи скрещены

Какой признак доминантен?

 

III. Выполнить задания в тестовой форме (возможен один или несколько правильных ответов).

1. Два аллельных гена А и а ответственны за признак. Клетки с каким генотипом будут гомозитными:

а) АА; б) Аа; в) аа.

2. Два аллельных гена А и а ответственны за признак. Клетки с каким генотипом будут гетерозиготными?:

а) АА; б) Аа; в) аа.

3. В гетерозиготном состоянии проявляются:

а) доминантные гены; б) рецессивные гены.

4. В гомозиготном состоянии проявляются:

а) доминантные гены; б) рецессивные гены.

 

 

Глава 3. Наследственность и среда

 

Исходным фактором, определяющим развитие любого признака, является генотип. Особенности генотипа организма формируются в момент оплодотворения, но степень последующего развития некоторых признаков в значительной мере зависит от внешних факторов, воздействующих на организм во время его развития.

Примеры:

- исследование близнецов (монозиготных), развитие которых происходило в разных социально-экономических условиях.

- развитие мультифакториальных заболеваний (сахарный диабет, гипертоническая болезнь, шизофрения, врожденный вывих бедра).

- развитие галактоземии (организм ребенка не в состоянии использовать галактозу, если кормят материнским или коровьим молоком, то развивается слабоумие, если исключить галактозу из питания - нормальное развитие).

Вывод: организм с генетической конституцией, способной реализоваться в болезнь, но не испытывающей влияния соответственных факторов не заболевает.