В условиях рыночной экономики»

 

Ситуация в сфере занятости в 2005-2006 годах будет оставаться сложной, так как рынок труда имеет перекос, вызванный рядом причин. С одной стороны, много безработных (около 6,2 млн. чел.), с другой - не хватает квалифицированных работников. В заявленных работодателями вакансиях преобладают рабочие профессии (77%), в то время как для безработных специалистов работы предлагается мало. Большинство безработных живет в малых городах и сельской местности, а вакансий больше в крупных городах и промышленных центрах.

Создание равных стартовых условий всем трудоспособным гражданам для развития трудового и образовательного потенциала в легальной экономике возможно только при повышении ответственности государства за реализацию конституционного права на труд, интеграции политики занятости в систему социально-экономической политики, признании безработицы общенациональной проблемой.

Необходимо принимать серьезные усилия как по развитию инновационных производств, сохранению и поддержанию имеющихся рабочих мест на крупных и средних предприятиях через прямое государственное финансирование и госзаказ, так и по увеличению числа рабочих мест в малом бизнесе, четкому разделению труда, координации их функций с крупными предприятиями и объединениями.

Преодолению скрытой безработицы без дополнительных капитальных вложений, вытеснению вынужденной неполной занятости будет способствовать развитие добровольной занятости в режиме неполного рабочего времени. Одно рабочее место может быть занято двумя работниками. Парадоксальность ситуации состоит в том, что, с одной стороны, вынуждают трудиться неполное рабочее время, а с другой – действуют ограничения для добровольного перехода на этот режим. Отказ от ограничений в действующем законодательстве, препятствующих развитию добровольной занятости с режимом неполного рабочего времени, позволит преодолеть многие негативные последствия вынужденной неполной занятости, упорядочить взаимоотношения работника и работодателя, ввести их в правовое русло. Доля безработных, выразивших стремление работать неполную рабочую неделю (неполный рабочий день), постоянно увеличивается. Особенно велик удельный вес безработных женщин, которые хотели бы трудиться на условиях режима неполного рабочего времени.

Структурная безработица может быть решена через стимулирование мобильности, межтерриториального и межрегионального перераспределения рабочей силы. Таким образом, можно смягчить напряженность на региональном рынке труда, преодолеть диспропорции в обеспечении экономики отдельных территорий рабочей силой, сократить масштабы профессиональной подготовки, рационально использовать квалифицированные кадры, стратегия выживания которых в настоящее время зачастую связана с ведением домашнего и личного подсобного хозяйства.

Становление современного полноценного рынка труда в России, в отличие от «естественного» его становления в странах с рыночной экономикой, осложнено рядом факторов. Среди них важно отметить:

· проведение общеэкономических реформ базировалось на методах монетаризма, хотя более приемлемой в условиях переходного состояния экономики представляется теория рационального ожидания и естественной безработицы;

· формирование рынка труда в условиях длительного применения монетаристских методов затруднено, так как последние усиливают социальную нестабильность, снижают жизненный уровень большинства трудящихся, негативно сказываются на профессионально-трудовом потенциале общества:

· становление института службы занятости происходит в период трансформации всей социально-экономической системы, что деформирует рынок труда и становится невозможным прогнозировать рост безработицы.

Характерными негативными особенностями для всего российского рынка труда в настоящее время стали: ухудшение общей демографической ситуации, массовый переход скрытой безработицы в открытую, дальнейшее усиление сегментации рынка труда, сопровождающееся оттоком работников из официального сектора рынка труда и одновременным уменьшением его емкости. Моделирование активной политики занятости в подобных условиях представляется достаточно сложной задачей.

Следование принципу «работа для всех» потребовало бы создания рабочих мест для всего трудоактивного населения, обеспечения его не только объемом работ (что нереально в условиях экономической депрессии), но и соответствия рабочих мест уровню квалификации и профессиональной подготовки, а также гарантиями обеспечения безопасных условий труда и достойного размера заработной платы. В условиях структурной перестройки и экономической нестабильности такой вариант может быть только искусственно созданным.

Занятость значительной части трудоактивного населения возможна также путем компромиссных решений, например разделения имеющихся рабочих мест на более низкие по производительности труда, но зато более многочисленные, что позволит вовлечь в производство новых работников. Правда, негативной стороной такого проекта являются его экономическая нерентабельность, уничтожение высококвалифицированного трудового потенциала, невозможность обеспечить нормальный уровень жизни работников.

Сегодня на рынке труда прослеживается еще одна вновь возникшая тенденция. Она связана с ростом доходов и, возможно, ростом производительности труда определенной части работников при низком прожиточном уровне других. Следствием подобного расслоения становится увеличивающееся число длительно безработных, а выплата пособий по безработице все более тяжким грузом ложится на бюджет.

На государство ложится также задача создания инфраструктуры рынка труда, то есть совокупности учреждений и институтов содействия занятости (включая государственные и негосударственные, различные общественные организации и субъекты промышленности) в единстве с нормативно-правовыми структурами, что в совокупности призвано обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализовать право россиян на труд и социальную защиту.

Страны с высокоразвитой рыночной экономикой осуществляют в политике занятости масштабное государственное регулирование. Развитый институт службы занятости в свою очередь тесно констатирует с административно-правовыми и образовательными институтами, а также службами, обеспечивающими социальную поддержку.

В переходный период экономики функция управления службы занятости проявляется, прежде всего, в информационно-статистической деятельности ее органов, в подготовке ими необходимых для анализа и прогнозирования экономических процессов материалов.

Политика занятости включается в план-перспективу экономического развития, выполнения, как правило, инвестиционных и конверсионных программ в качестве основной его части. Это обеспечивает прогнозируемый крупномасштабный перелив трудоактивного населения в различные отрасли промышленности соответственно инвестиционным проектам.

Основными составляющими низкой эффективности системы социального партнерства выступают массовое несоблюдение органами государственной власти взятых на себя обязательств, невысокая степень организованности и ответственности со стороны работодателей, недостаточная настойчивость и умение самих профсоюзных организаций вести коллективные переговоры, добиваться реализации достигнутых договоренностей.

return false">ссылка скрыта

Безусловно, партнерские отношения не заработают сами по себе. Социальный диалог или трехстороннее сотрудничество как механизм регулирования интересов и соблюдения их баланса, необходимого для обеспечения всеобщего и продолжительного мира в обществе, - это постоянно развивающийся процесс, чутко реагирующий на политические и социальные перемены. Специфику развития социального партнерства в России определяет и то обстоятельство, что его развитие происходит на основе задач, поставленных ФНПР:

· повышения статуса Российской трехсторонней комиссии, отраслевых и региональных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

· придания Генеральному соглашению статуса федерального закона, положения которого учитываются при разработке основных социально-экономических показателей федерального бюджета на очередной год;

· повышения ответственности всех участников соглашений за выполнение принятых обязательств;

· создания профсоюзных организаций на предприятиях всех форм собственности;

· обязательного заключения коллективных договоров на всех предприятиях, где функционируют первичные профсоюзные организации;

· распространения положений отраслевых тарифных соглашений, заключенных между соответствующими отраслевыми профсоюзами и объединениями работодателей, на всех работодателей отрасли, не связанных тарифно-правовыми отношениями;

· совершенствования законодательной базы социального партнерства.

Повышение эффективности системы социального партнерства, служащей целям защиты социально-экономических и трудовых прав и интересов работников, во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов. Ее становлению должно способствовать не только и не столько давление профсоюзов на партнеров, сколько последовательная работа всех участников партнерских отношений, направленная на пропаганду и разъяснение их принципов. И российским профсоюзам предстоит кропотливая, упорная работа с депутатами Государственной думы, различными общественными движениями и организациями по расширению круга своих союзников, влияния на позиции федерального правительства и властей регионов.

Профсоюзы России – за развитие трехстороннего сотрудничества, за трансформирование самых сложных конфликтных отношений в партнерские.