ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ

Для простоты предположим, что имеется три репрезентативных че­ловека. Пусть xi будет наиболее преуспевшим человеком, хз наименее преуспевшим, a ki — находящимся между ними. Пусть ожидания х\ будут отложены вдоль горизонтальной оси, а ожидания Х2 и хз — вдоль вертикальной оси. Кривые, показывающие вклад наиболее преуспевших в пользу других групп, начинаются в начале координат — гипотетическом положении равенства. Более того, имеется максимум приобретения, дозволяемого наиболее преуспевшим, в предположении, что даже если бы принцип различия позволил идти за максимум, это привело бы к появлению эффекта несправедливости в политических и тому подобных делах, что не допускается приоритетом свободы.

Принцип различия выбирает точку, где кривая для *з достигает максимума, например, в точке а на рис. 9.

Цепная связь означает, что в некоторой точке, где кривая хз поднима­ется вправо, кривая хз поднимается так же, как это имеет место в интервалах слева от точек а и b на рис. 9 и 10. Цепная связь ничего не говорит о случае, где кривая хз опускается вправо, как это имеет место в интервале справа от точки а на рис. 9. Кривая хз может либо подниматься, либо опускаться (как указано пунктирной линией х^)- Цеп­ная связь не соблюдается справа от точки b на рис. 10.

Интервалы, в которых как кривая Х2, так и кривая хз поднимают­ся, определяют интервалы положительных вкладов. Чем больше вправо, тем больше увеличивается среднее ожидание (средняя полезность, если полезность измеряется ожиданиями), и тем больше удовлетворяется принцип эффективности как критерий изменения. То есть точки спра­ва улучшают ситуацию каждого.

На рис. 9 средние ожидания могут подниматься и выходить за пределы точки а, хотя ожидания наименее преуспевших падают (это зависит от весов нескольких групп). Принцип различия исключает это и выбирает точку а.

Связанность (close-knitness) означает, что на кривых Х2 и хз нет плоских участков. В каждой точке кривые либо поднимаются, либо опускаются. Все кривые на приведенных иллюстрациях связанны.

Я не буду обсуждать сейчас, насколько вероятно, что цепная связь и связанность имеют место. Принцип различия не случаен на этих отношениях, если они выполняются. Однако когда вклады более преуспевших положений распространяются по всему обществу, а не

ограничиваются его отдельными частями, то кажется правдоподобным, что если наименее преуспевшие выигрывают, то же происходит и с остальными, находящимися между крайними положениями. Более того, широкому распространению выгод способствуют две особенности институтов, проявляемых базисной структурой: во-первых, они уст­роены так, что продвигают некоторые общие для всех фундаменталь­ные интересы, и, во-вторых, должности и положения открыты. Таким образом, кажется вероятным, что если привилегии и власть, скажем, законодателей и судей, улучшают ситуацию менее преуспевших, они улучшают общую ситуацию граждан. Цепная связь часто может иметь место, при условии, что выполняются другие принципы справедли­вости. Если это так, тогда мы можем видеть, что в области по­ложительных вкладов (где преимущества людей в благоприятном положении поднимают перспективы наименее удачливых) любое прод­вижение по направлению к полностью справедливому устройству улучшает ожидания каждого. В таких обстоятельствах принцип раз­личия имеет примерно такие же практические следствия, как и принципы эффективности и средней полезности (если полезность измеряется первичными благами). Конечно, если цепная связь слу­чается редко, это подобие не является важным. Но весьма вероятно, что в рамках справедливой социальной схемы часто имеет место общее распространение выгод.

Есть еще одно усложнение. Связанность предполагалась для того, чтобы упростить формулировку принципа различия. Весьма возможно, независимо от практических соображений, что наименее преуспевшие никоим образом не будут задеты некоторыми изменениями в ожидания преуспевших, хотя эти изменения могут быть к выгоде других. В этом случае связанность не проходит, и для того чтобы совладать с ситуацией, мы можем выразить более общий принцип следующим образом: в базисной структуре с n представителями сначала макси­мизируется благосостояние наименее преуспевшего репрезентативного человека; далее среди наименее преуспевших представителей равного благосостояния максимизируется благосостояние второго, чуть лучше устроенного репрезентативного человека среди наименее преуспев­ших, и т. д., до последнего случая, в котором среди всех предшест­вующих п-1 представителей равного благосостояния максимизируется благосостояние наиболее преуспевшего репрезентативного человека. Мы можем рассматривать это как лексический принцип принципа различия13. Я полагаю, однако, что в реальных случаях этот принцип вряд ли окажется существенным, потому что когда большие по­тенциальные выгоды более преуспевших являются значительными, наверняка должен быть также некоторый способ улучшения ситуации и менее преуспевших. Общие законы, управляющие институтами базисной структуры, гарантируют, что случаи, требующие лексиче­ского принципа, не появятся. Таким образом, я всегда буду исполь­зовать принцип различия в более простой форме, и как результат последних нескольких параграфов второй принцип принимает следу­ющую форму:

Социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они были (а) к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших и делали (б) доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей. Наконец, несколько замечаний о терминологии. Экономисты могут пожелать рассматривать принцип различия как критерий максимина, но я тщательно избегал такого названия по нескольким причинам. Критерий максимина в общем случае понимается как правило выбора в условиях большой неопределенности (§ 26), в то время как принцип различия есть принцип справедливости. Весьма нежелательно исполь­зовать одно и то же имя для совершенно разных вещей. Принцип различия является весьма специальным критерием: он применим, главным образом, к базисной структуре общества, через репрезен­тативных индивидов, чьи ожидания должны оцениваться индексом первичных благ (§ 15). В добавление к этому, именование принципа различия критерием максимина могло бы привести к неверному предположению, что основной аргумент от исходного положения в этом принципе выводится из предпосылки об очень большом не­приятии риска. Между принципом различия и таким предположением и в самом деле существует некоторая связь, но экстремальный подход к риску при этом не постулируется (§ 28). В любом случае, есть множество рассмотрении в пользу принципа различия, в которых неприятие риска не играет вовсе никакой роли. Таким образом, самое лучшее — это использовать термин „критерий максимина" только лишь для правила выбора в условиях неопределенности.