Алгоритм 5.20. Создание прерывания в выполнении задачи

Чтобы создать прерывание в выполнении задачи, нужно выполнить следующие действия.

1. Загрузить нужный файл при помощи команды Файл\Открыть.При необходимости выполнить его обработку.

2. Чтобы создать перерыв в выполнении некоторой задачи, пролистать список задач проекта так, чтобы эта задача находилась в видимой части экранной формы.

3. Прокрутить календарную диаграмму при помощи полосы прокрутки так, чтобы отрезок нужной задачи был виден в поле календарной диаграммы. Для быстрого выполнения этой операции выделить нужную задачу при помощи любого из алгоритмов 2.1 или 2.3 и нажать кнопку , расположенную в стандартной панели инструментов ближе к ее правому краю.

4. Убедиться в том, что в поле календарной диаграммы виден тот календарный интервал, в котором следует ввести прерывание, и, при необходимости, с помощью полосы прокрутки сделать его видимым.

5. Щелкнуть левой кнопкой мыши на кнопке стандартной панели инструментов ближе к ее центру.

6. После выполнения описанных в п. 5 действий внешний вид указателя мыши изменится и будет представлять собой две вертикальные линии со стрелкой вправо.

7. Установить указатель мыши на отрезок задачи, в выполнение которой необходимо ввести прерывание, в точке, соответствующей дате начала перерыва, и нажать левую кнопку мыши. Выполнение этой операции облегчается тем, что при этом на экране появляется сообщение о дате, соответствующей положению указателя мыши в настоящее время (пример сообщения показан на рис. 5.19).

8. Удерживая кнопку мыши нажатой, передвинуть мышь влево с тем, чтобы указатель мыши оказался в точке, соответствующей дате завершения прерывания, и отпустить кнопку. Выбор точки, в которой должно завершиться прерывание в выполнении задачи, облегчается тем, что при этом на экране появляется сообщение о дате, соответствующей положению указателя мыши в настоящее время (такое сообщение показано на рис. 5.20). В отличие от подсказки, приведенной на рис. 5.19, в нем указывается не только дата начала перерыва, но и дата его окончания.

9. На линейной диаграмме прерывание выполнения задачи обычно показывается со специфическим форматированием.

В выполнении любой работы может быть сделано любое количество прерываний, при этом задача будет разбита на соответствующее количество частей. Каждая из частей задачи, в выполнении которой сделано прерывание, сохраняет определенную автономность. Каждую из них можно передвинуть на более ранний или более поздний срок путем перетаскивания (перетаскивать можно и задачи, не имеющие перерывов в выполнении).

Но при этом показатели в табличной части линейной диаграммы (начало, окончание и длительность) всегда будут характеризовать задачу в целом. Например, поле Трудозатратывсегда будет содержать суммарную трудоемкость всех отдельных частей задачи, значение в поле Началобудет определяться датой начала первой из частей задачи, а значение в поле Окончаниевсегда будет определяться датой окончания последней из частей задачи.

Если одну из частей задачи перетащить вплотную к другой части этой же задачи, прерывание в выполнении этой задачи тем самым будет устранено - части задачи соединятся.

Такая возможность является дополнительным средством выравнивания загрузки ресурсов. Она удобна для практики, но разработчикам Project она далась достаточно дорого. Ее поддержка заставила сильно усложнить структуру базы данных этой системы управления проектами, начиная с версии Project 98.

Альтернативной возможностью введения прерываний в выполнение задач является выполнение действий, аналогичных описанным в алгоритме 5.5.

Если при выполнении п. 7 этого алгоритма ввести для некоторого календарного интервала нулевое значение поля Фактические трудозатраты, этобудет означать введение прерывания в выполнение данной задачи, причем даты начала и окончания такого прерывания будут определяться начальной и конечной датами этого календарного интервала.

 

Корректировка детального плана выполнения проекта-примера

Для логического завершения поддерживающих эти процессы возможностей Project целесообразно проиллюстрировать их применение на проекте-примере, сделав при помощи алгоритма 5.21, в котором рассмотрен комплекс приемов управления временем проекта и ресурсами применительно к рассматриваемому проекту-примеру.

 

Алгоритм 5.21. Перепланирование выполнения детального плана проекта-примера

Для перепланирования выполнения детального плана проекта-примера нужно выполнить следующие действия.

1. Открыть файл Ремонт25.mрр при помощи команды Файл\Открыть.При выполнении всех действий с этим файлом необходимо учитывать, что для него дата отчета установлена 16 июля 2003 года. Следовательно, любые изменения в этом графике возможны только в период после этой даты -законченную часть проекта уже невозможно изменить.

2. Если на экране сформирована не линейная диаграмма, выполнить команду Вид\Диаграмма Ганта.

3. При помощи команды Проект\Фильтрприменить фильтр Критические задачи.

4. При помощи алгоритма 2.10 или 2.11 ввести в таблицу столбцы Отклонение окончания и Общий временной резерв.Ненулевые значения поля Отклонение окончанияможно найти только у суммарных задач. При выборе задач, расписание которых целесообразно изменить, в первую очередь целесообразно рассматривать задачи, которые должны выполняться в относительно ранний срок.

5. Из визуального анализа экранной формы видно, что максимальная величина отклонения окончания составляет 3,3 дня у суммарной задачи "Основные ремонтные работы по сантехнике, электрооборудованию, столярке". В то же время величины отрицательного резерва времени задач этого пакета составляет -1,2 дня.

Все задачи пакета "Работы в комнате 2" с значением Ид. для этой задач определены как последовательные при том, что длительность выполнения каждой из них мала (от 0,5 до 1 дня). Сокращать длительность выполнения каждой из таких задач отдельно нецелесообразно. Вместо этого целесообразно пересмотреть организацию выполнения этих задач. Так например, задачи по замене окна, по замене проводки и электроарматуры, а также по замене внутренней двери (для них значения Ид. соответственно равны 64, 66 и 72) можно выполнять параллельно. Задачу по ремонту системы отопления в этой комнате (для нее значение Ид.равно 70) можно начать сразу после замены окна.

6. Для того чтобы принять описанную в п. 5 данного алгоритма организацию работ вместо определенной ранее в плане проекта, необходимо выполнить следующие действия.

• Выделить при помощи алгоритма 2.3 задачу с Ид. 66 ("Замена проводки и установка электроарматуры. Комната 2").

• Сделать двойной щелчок на ней левой кнопкой мыши. Формируемое после этого окно аналогично показанному на рис. 2.39.

• Выбрать в этом окне вкладку Предшественники.Формируемое после выполнения этого действия окно будет аналогично показанному на рис. 2.40.

• Удалить из списка предшественников этой задачи задачу 65 "Ремонт системы отопления. Комната 2" при помощи алгоритма 3.11.

• Не закрывая окна, добавить к списку предшественников задачу 52 "Ремонт полов. Комната 2" при помощи алгоритма 3.9 и нажать кнопку ОК.

• Выделить при помощи алгоритма 2.3 задачу с Ид. 67 ("Замена внутренней двери. Комната 2").

• Сделать двойной щелчок на ней левой кнопкой мыши. Формируемое после этого окна аналогично показанному на рис. 2.39.

• Выбрать в этом окне вкладку Предшественники.Формируемое после выполнения этого действия окно будет аналогично показанному на рис. 2.40.

• Удалить из списка предшественников этой задачи задачу 66 "Замена проводки и установка электроарматуры. Комната 2" при помощи алгоритма 3.11.

• Не закрывая окно, добавить к списку предшественников задачу 52 "Ремонт полов. Комната 2" при помощи алгоритма 3.9 и нажать кнопку ОК.

7.Анализ результата показывает, что теперь из всех заслуживает внимания резерв времени -0,6 дня у задач пакета "Основные ремонтные работы по сантехнике, электрооборудованию, столярке. Работы в комнате 1" (значение Ид.для этой суммарной задачи равно 58). Для устранения этого отставания достаточно начать выполнение задачи 61 "Замена проводки и установка электроарматуры. Комната 2" после задачи 51 "Ремонт полов. Комната 1" вместо задачи 60 "Ремонт системы отопления. Комната 1". Это можно сделать по аналогии с описанными в п. 6 данного алгоритма действиями. После выполнения этого действия резерв времени задачи 61 составит -0,1 дня.

8.Для устранения этого относительно малого отставания можно было бы использовать действия, аналогичные описанным в п. 7 данного алгоритма. Но расчетная дата начала этой задачи - 17 июля 2003 года. Начать ее раньше уже не удастся. Поэтому для изучения дополнительных возможностей Project предлагается использовать другую форму сокращения критического пути проекта - начать выполнение этой задачи на 0,2 дня раньше окончания предшествующей задачи 61.

• Выделить при помощи алгоритма 2.3 задачу с Ид. 62 ("Замена внутренней двери. Комната 1").

• Сделать двойной щелчок на ней левой кнопкой мыши. Открываемое после этого окно аналогично показанному на рис. 2.39.

• Выбрать в этом окне вкладку Предшественники.Открывшееся после этого окно аналогично показанному на рис. 2.40.

• Установить для задачи 61 "Замена проводки и установка электроарматуры. Комната 2" в списке предшественников выделенной задачи Запаздывание,равный -0,2 дня. Нажать кнопку ОК.

После выполнения описанных действий резерв времени ремонтных ра­бот в комнате 1 станет положительным.

9. По аналогии с п. 8 данного алгоритма начать выполнение задачи 76 "Замена проводки и установка электроарматуры. Кухня" после задачи 54 "Ремонт полов. Кухня" вместо задачи 75 "Ремонт сантехники".

Как видно из экранной формы, после выполнения описанных выше действий расписание выполнения проекта будет обеспечивать своевременное окончание проекта.

10. Сохранить файл под именем РемонтД26.mрр при помощи алгоритма 3.4.

В последствии после введения отчетных данных за другие периоды времени при необходимости детальный план проекта должен быть скорректирован.

Следует обратить внимание на то, что при хорошем владении интерфейсом Project, знании проекта и некотором опыте проработка вариантов организационно-технологических решений становится нетрудоемкой - даже при значительных размерах проекта время необходимо в основном для того, чтобы предложить решение и пути его описания средствами программы. Специалист получает возможность сосредоточить внимание на проблемах проекта, а не на способах определения связанных с ними показателей.