Накладные расходы
Накладные расходыучитывают часть затрат, возмещаемых подрядным организациям, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организации, управления и обслуживания. Нормы накладных расходов и рекомендации по их применению в условиях развивающихся рыночных отношений, сложившихся в Российской Федерации, приведены в «Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС81 – 33.2004.
Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.
При определении стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса следует использовать систему норм накладных расходов. По своему функциональному назначению и масштабу применения нормы подразделяются на следующие виды:
- укрупненные нормативы по основным видам строительства;
- нормативы но видам строительных и монтажных работ;
-индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации;
-предельные нормы накладных расходов на строительные, монтажные и специальные строительные работы, предназначенные для определения стоимости работ в базисном уровне цен.
Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от выбранной базы исчисления:
- средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;
- сметной стоимости прямых затрат в базисном уровне сметных норм и цен. Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться Госстроем России в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования. Калькулирование предусматривает расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных
организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих - строителей и механизаторов
Постатейное калькулирование затрат при расчете индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять:
- по нормируемым статьям затрат - на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину;
- но ненормируемым статьям затрат - в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций.
При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций. Указанные расходы относятся на себестоимость продукции или услуги этих хозяйств.
Приразработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие следующих расходов:
-административно-хозяйственных, связанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (нетитульными) зданиями и сооружениями и др. При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.
Норматив накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.
При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов () может быть определена по формуле:
на стадии проекта:
Н= (3 Нс)/ 100
на стадии рабочей документации:
Н= (3 Нn )/ 100
Н= (3 Нрi| )/ 100
где Н - величина накладных расходов, руб.;
3- величина средств на оплату труда рабочих - строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб.;
Нс- укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в табл.3.1 (в%);
Нn - индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);
Нрi| - норматив накладных расходов по i-тому виду строительных и монтажных работ, приведенных в табл.3.2(в %).
Таблица 3.1