Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор

 

Диагностика эмоцональных состояний (основные эмоциональные состояния: радость, гнев, грусть, страх, удивление, отвращение) и функциональных состояний (функциональные состояния связаны с уровнем бодрствования и внимания, подразделяются на следующие виды: 1 — сон; 2 — дремота; 3 — спокойное бодрствование; 4 — активное внимание; 5 — напряженное внимание, тревога, стрессовая мобилизация; 6 — утомление) наиболее объективно осуществляется с помощью психофизиологических методик регистрации вегетативных проявлений: частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и пр. в сочетании с методиками субъективного оценивания испытуемым своего психического состояния, самочувствия и настроения, с проективными методиками (Люшера, Роршаха, Сонди и пр.).

Диагностика мотивационной сферы, характера потребностей и мотивов человека наиболее успешно осуществляется с помощью проективных методик (ТАТ, проективная методика Люшера, Роршаха, рисуночные проективные методики) в сочетании с опросниками, с методиками субъективного шкалирования. Внутренний дискомфорт от ощущения неудовлетворенности в сочетании с определенным ситуационным стимулом приводит к актуализации определенной потребности, которая ищет своего удовлетворения в определенном предмете. Связь «потребность — предмет» становится движущим мотивом поведения. Одна и та же потребность может сформировать у разных людей разные мотивы поведения, например, сексуальная потребность может актуализироваться как в мотиве гетеросексуального влечения, так и в мотиве удовлетворения с помощью неадекватного объекта или способа. Хронически фрустрированные низшие потребности начинают опредмечиваться в «запретных мотивах», существование которых человек не осознает, но которые прорываются в его поведении всякий раз, когда снижается внешний или внутренний сознательный контроль над поведением. Можно выделить следующие виды потребностей:

первичные: витальные потребности (в пище, отдыхе, сексе, самозащите);потребности органического удовольствия (вкусовые, осязательные, эрогенные удовольствия); потребности движения и новизны; социальные потребности: в общении и любви родителей; потребность самоутверждения и достижения успехов; потребности познания и когнитивного консонанса (построения связной и непротиворечивой картины мира); высшие личностные потребности (формируются с подросткового и юношеского возраста): потребность в сострадательной любви, имеющей альтруистический компонент, что необходимо для психологической зрелости взрослого человека как родителя; потребность в продуктивной самореализации (в создании практически или эстетически ценных продуктов своей собственной творческой деятельности); потребность понимания смысла своей жизни.