Отработка процедур обработки и анализа результатов социометрического опроса

 

5.1.Что такое социометрическая матрица? По какому прин­ципу она строится? Какие виды выборов и отклонений находят отражение в социометрической матрице и как они обознача­ются? Для каких целей служит социограмма? Охарактеризуйте различные виды социограмм, построенных в зависимости от потребности анализа различных аспектов групповой структуры |8. С. 401—402]. Что такое индивидуальная социограмма? Как строится социограмма лидера?

5.2.В результате социометрического опроса группы были получены следующие результаты: А: + Б, В. Б: + А, В, - 3.

В: + А, Б, Г. Д: + Г. Е: + В, Ж, - Г. Ж: + Е, В. Г: + В, Д.

3: + В, Ж, И, — Б, В, Е. И: + нет, - 3. К: + нет, - нет:

(Буквами обозначены члены группы. Знак « + » означает вы­бор, знак «—» означает отклонение. После двоеточия следуют выборы и отклонения, которые сделал данный член группы).

1) Постройте социоматрицу данной группы.

2) Постройте социограмму данной группы по типу мишени Нортвей.

3) Рассчитайте по формулам, приведенным в схеме 5, следую­щие индексы: а) 0+ для индивида В; б) О для индивида 3; в) Э+ для А; г) Э- для 3; Э+ гр; И; Вв; Сп.

5.3. Что такое границы доверительного интервала в обра­ботке социометрических данных? По какой формуле они рассчи­тываются [2. С. 13—17].

Рассчитайте границы доверительного интервала, т. е. сколь­ко выборов и отклонений должен получить член группы из 27 человек, чтобы считаться популярным или непопулярным, если общее число выборов 93, а число отклонений 49, при веро­ятности допустимой ошибки Р- 0,05.

Краткая характеристика метода

Социометрический метод — вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связен предпочтения в ситуациях выбора. Относится к числу экспериментальных методов изучения малых групп.

Основное назначение: служит диагностике состояния взаимо­отношений в малых группах и коллективах. Предназначен для получения информации о структуре связей между членами груп­пы относительно выделенного критерия. С помощью социомет­рического метода дается описание структуры взаимоотношений в группе, количественная оценка (измерение) характера эмо­циональных отношений между ее членами (чувства симпатии, неприязни), устанавливается место в указанной структуре, за­нимаемое тем или иным членом группы (лидер, изолированный, отверженный).

Область применения: используется как средство активного управления групповой деятельности. Применяется при изучении институциональных малых групп, коллективов для работы в экстремальных условиях (и приближенных к экстремальным), а также тогда, когда характер эмоциональных взаимоотноше­ний оказывает значительное влияние на результаты совместной деятельности. В прикладном социологическом исследовании мо­жет быть использован наряду с другими методами в качестве основного и вспомогательного. Относится к числу специальных методов социальной психологии. Используется также в медици­не при исследовании и терапии неврозов.

Основные нормативные требования: обоснованность приме­нения метода, его адекватность изучаемому объекту и характе­ру исследовательских задач. Надежность социометрической тех­ники. Доверительность взаимоотношений исследователя с рес­пондентами, их заинтересованное отношение к результатам оп­роса. Тщательность в интерпретации полученных данных. К со­циометрическому методу предъявляются все основные требова­ния социального эксперимента.

Ограничения в применении: может применяться только в рамках анализа структуры взаимоотношений в малых (контак­тных) группах, достаточно сложившихся, имеющих опыт сов­местной деятельности не менее 6 месяцев. Данные, полученные с его использованием, нельзя рассматривать как полную карти­ну внутригрупповых отношений; она ограничивается выделен­ными критериями. Необходимость дополнения данных другими методами сбора информации, особенно при выработке практи­ческих рекомендаций.

Программа проведения социометрического опроса. Особое внимание уделяется предварительному знакомству с группой, точному определению социометрических критериев, разработке адекватного инструментария, выбору форм обработки (социо-грамм, социоматриц) и анализа информации (социометрических индексов).

Малая (контактная) группа (объект социометрического оп­роса)— социальная группа, члены которой находятся в устой­чивом непосредственном взаимодействии друг с другом. Среди малых групп есть неинституциональные (неофициальные) и ин­ституциональные (официально признанные), к числу которых относятся малые коллективы.

Предмет социометрического исследования: во-первых, социо­метрическая структура группы, во-вторых, социометрический статус отдельных членов группы.

Выбор (единица анализа и измерения) — установка индиви­да относительно взаимодействия с членами своей группы в оп­ределенной ситуации. В социометрическом опросе фиксируются различные виды выбора (схема 10.2).

Социометрический критерий (категория анализа)—конкрет­ная содержательная ситуация (реальная или предполагаемая), представленная респонденту в качестве основы выбора или от­клонения других членов группы в качестве партнеров совмест­ной деятельности либо в виде предложения о том, кто из чле­нов группы выберет (отклонит) респондента в этой ситуации. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления струк­туры взаимоотношений. Социометрические критерии могут при­меняться в виде тестов. (Классификация критериев дана в схе­ме 10.3).

Социометрическая карточка (опросный лист, анкета)—ме­тодический инструмент для сбора информации при социометри­ческом опросе.

Социоматрица — таблица, с помощью которой анализируют­ся результаты социометрического опроса.

Социометрический индекс — показатель, используемый для количественной характеристики взаимоотношений в группе и статуса отдельных членов группы; вычисляется на основе дан­ных социометрического опроса.

Социограмма – графическое изображение связей внутри группы, устанавливаемых на основе социометрического опроса.

 

Инструкция организатору социометрического опроса

 

Помимо общих положений инструкции анкетеру-интервьюе­ру (с. 119) инструкция организатору социометрического опроса содержит следующие указания и рекомендации:

стремиться к созданию доверительной обстановки. Избегать официальности, которая может создать впечатление админист­ративной проверки;

разъяснить причины выбора группы для опроса, особенно в тех случаях когда выбор не обусловлен решением изучить вза­имоотношения именно в данной группе;

расположить респондентов так, чтобы они имели возмож­ность отвечать на вопросы самостоятельно, не советуясь друг с другом;

желательно, чтобы испытуемые могли свободно обозревать группу во время опроса. Необходимо удостовериться в правиль­ности своего выбора, зрительно проверить, не упущен ли кто из товарищей. Вместе с тем респонденты не должны переговари­ваться друг с другом;

рекомендуется на доске или бумаге крупно выписать состав всей группы, особенно выделить отсутствующих. Обратить вни­мание на то, что отсутствующих надо тоже учитывать при вы­боре. Указать, что отсутствующие будут опрошены позже;

напомнить о том, сколько выборов может сделать респон­дент, о необходимости записи выбранных в порядке предпочте­ния (или отвержения). Респондент может и не указывать нико­го при ответе на отдельные (или не все) вопросы;

у респондента должно быть достаточно времени на обдумы­вание ответов. При зачитывании вопросов каждый раз надо убедиться, что все ответили на предыдущий вопрос;

при опросе недопустимо присутствие официального лица, кроме членов опрашиваемой группы;

проконтролировать, чтобы на бланках ответа была указана фамилия ответившего. Разъяснить, что без этого полученные данные нельзя обработать. Возможно использование предвари­тельного кодирования (скрытой нумерации) бланков опроса. В этом случае респонденты могут не указывать фамилию;

при получении заполненных бланков внимательно проверить правильность их заполнения по каждому вопросу;

необходимо принять строгие меры сохранения тайны отве­тов респондентов, бережного отношения к заполненным доку­ментам.

 

Ошибки, трудности, проблемы применения социометрического метода

1. Социометрический опрос проводится без специально раз­работанной программы. Не сформулированы цели, задачи; нет четкого представления о том, как будут использованы его ре­зультаты.

2.Социометрическая карточка проектируется без предвари­тельного знакомства с объектом исследования. В качестве кри­териев выбраны общие ситуации общения.

3.Исследователь не сумел завоевать доверие группы.

4. Респондентам непонятны формулировки вопросов, а пред­ложенные ситуации мало связаны с повседневной деятельностью группы.

5.При подготовке методик опроса не учитывался возраст респондентов.

6. Часть членов группы отказывается принимать участие в опросе, мотивируя свой отказ тем, что такой опрос лишь ухуд­шит взаимоотношения в группе.

7. Исследователи столкнулись с проблемой интерпретации данных. Получены большие расхождения выборов по разным социометрическим критериям.

8. Результаты опроса не совпадают с данными наблюдения за реальным поведением членов группы.

9. После проведения социометрического опроса респонденты ожидали изменений в своей группе; отсутствие практических мер вызвало у них разочарование в проведенном исследовании.

10.Без использования других данных, лишь на основе показателей социометрического опроса исследователем сделаны
поспешные выводы и даны заказчику опрометчивые рекомендации (выводы о состоянии сплоченности в группе, рекомендации о назначении на руководящие должности).

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.

2. Г р е ч и х и н В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

3. К о к у р и н а И. Г. Социометрический тест // Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1981.

4. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М., 1989.

5. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.

6. Паниотто В. И. Социометрический метод изучения малых социальных групп//Социол. исследования. 1975. № 2.

7. Психологическая диагностика. М., 1981.

8. Рабочая книга социолога. М., 1983.

9. Ядов В. А. Социологические исследования. М., 1987.