Отработка процедур обработки и анализа результатов социометрического опроса
5.1.Что такое социометрическая матрица? По какому принципу она строится? Какие виды выборов и отклонений находят отражение в социометрической матрице и как они обозначаются? Для каких целей служит социограмма? Охарактеризуйте различные виды социограмм, построенных в зависимости от потребности анализа различных аспектов групповой структуры |8. С. 401—402]. Что такое индивидуальная социограмма? Как строится социограмма лидера?
5.2.В результате социометрического опроса группы были получены следующие результаты: А: + Б, В. Б: + А, В, - 3.
В: + А, Б, Г. Д: + Г. Е: + В, Ж, - Г. Ж: + Е, В. Г: + В, Д.
3: + В, Ж, И, — Б, В, Е. И: + нет, - 3. К: + нет, - нет:
(Буквами обозначены члены группы. Знак « + » означает выбор, знак «—» означает отклонение. После двоеточия следуют выборы и отклонения, которые сделал данный член группы).
1) Постройте социоматрицу данной группы.
2) Постройте социограмму данной группы по типу мишени Нортвей.
3) Рассчитайте по формулам, приведенным в схеме 5, следующие индексы: а) 0+ для индивида В; б) О для индивида 3; в) Э+ для А; г) Э- для 3; Э+ гр; И; Вв; Сп.
5.3. Что такое границы доверительного интервала в обработке социометрических данных? По какой формуле они рассчитываются [2. С. 13—17].
Рассчитайте границы доверительного интервала, т. е. сколько выборов и отклонений должен получить член группы из 27 человек, чтобы считаться популярным или непопулярным, если общее число выборов 93, а число отклонений 49, при вероятности допустимой ошибки Р- 0,05.
Краткая характеристика метода
Социометрический метод — вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связен предпочтения в ситуациях выбора. Относится к числу экспериментальных методов изучения малых групп.
Основное назначение: служит диагностике состояния взаимоотношений в малых группах и коллективах. Предназначен для получения информации о структуре связей между членами группы относительно выделенного критерия. С помощью социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений между ее членами (чувства симпатии, неприязни), устанавливается место в указанной структуре, занимаемое тем или иным членом группы (лидер, изолированный, отверженный).
Область применения: используется как средство активного управления групповой деятельности. Применяется при изучении институциональных малых групп, коллективов для работы в экстремальных условиях (и приближенных к экстремальным), а также тогда, когда характер эмоциональных взаимоотношений оказывает значительное влияние на результаты совместной деятельности. В прикладном социологическом исследовании может быть использован наряду с другими методами в качестве основного и вспомогательного. Относится к числу специальных методов социальной психологии. Используется также в медицине при исследовании и терапии неврозов.
Основные нормативные требования: обоснованность применения метода, его адекватность изучаемому объекту и характеру исследовательских задач. Надежность социометрической техники. Доверительность взаимоотношений исследователя с респондентами, их заинтересованное отношение к результатам опроса. Тщательность в интерпретации полученных данных. К социометрическому методу предъявляются все основные требования социального эксперимента.
Ограничения в применении: может применяться только в рамках анализа структуры взаимоотношений в малых (контактных) группах, достаточно сложившихся, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев. Данные, полученные с его использованием, нельзя рассматривать как полную картину внутригрупповых отношений; она ограничивается выделенными критериями. Необходимость дополнения данных другими методами сбора информации, особенно при выработке практических рекомендаций.
Программа проведения социометрического опроса. Особое внимание уделяется предварительному знакомству с группой, точному определению социометрических критериев, разработке адекватного инструментария, выбору форм обработки (социо-грамм, социоматриц) и анализа информации (социометрических индексов).
Малая (контактная) группа (объект социометрического опроса)— социальная группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном взаимодействии друг с другом. Среди малых групп есть неинституциональные (неофициальные) и институциональные (официально признанные), к числу которых относятся малые коллективы.
Предмет социометрического исследования: во-первых, социометрическая структура группы, во-вторых, социометрический статус отдельных членов группы.
Выбор (единица анализа и измерения) — установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации. В социометрическом опросе фиксируются различные виды выбора (схема 10.2).
Социометрический критерий (категория анализа)—конкретная содержательная ситуация (реальная или предполагаемая), представленная респонденту в качестве основы выбора или отклонения других членов группы в качестве партнеров совместной деятельности либо в виде предложения о том, кто из членов группы выберет (отклонит) респондента в этой ситуации. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрические критерии могут применяться в виде тестов. (Классификация критериев дана в схеме 10.3).
Социометрическая карточка (опросный лист, анкета)—методический инструмент для сбора информации при социометрическом опросе.
Социоматрица — таблица, с помощью которой анализируются результаты социометрического опроса.
Социометрический индекс — показатель, используемый для количественной характеристики взаимоотношений в группе и статуса отдельных членов группы; вычисляется на основе данных социометрического опроса.
Социограмма – графическое изображение связей внутри группы, устанавливаемых на основе социометрического опроса.
Инструкция организатору социометрического опроса
Помимо общих положений инструкции анкетеру-интервьюеру (с. 119) инструкция организатору социометрического опроса содержит следующие указания и рекомендации:
стремиться к созданию доверительной обстановки. Избегать официальности, которая может создать впечатление административной проверки;
разъяснить причины выбора группы для опроса, особенно в тех случаях когда выбор не обусловлен решением изучить взаимоотношения именно в данной группе;
расположить респондентов так, чтобы они имели возможность отвечать на вопросы самостоятельно, не советуясь друг с другом;
желательно, чтобы испытуемые могли свободно обозревать группу во время опроса. Необходимо удостовериться в правильности своего выбора, зрительно проверить, не упущен ли кто из товарищей. Вместе с тем респонденты не должны переговариваться друг с другом;
рекомендуется на доске или бумаге крупно выписать состав всей группы, особенно выделить отсутствующих. Обратить внимание на то, что отсутствующих надо тоже учитывать при выборе. Указать, что отсутствующие будут опрошены позже;
напомнить о том, сколько выборов может сделать респондент, о необходимости записи выбранных в порядке предпочтения (или отвержения). Респондент может и не указывать никого при ответе на отдельные (или не все) вопросы;
у респондента должно быть достаточно времени на обдумывание ответов. При зачитывании вопросов каждый раз надо убедиться, что все ответили на предыдущий вопрос;
при опросе недопустимо присутствие официального лица, кроме членов опрашиваемой группы;
проконтролировать, чтобы на бланках ответа была указана фамилия ответившего. Разъяснить, что без этого полученные данные нельзя обработать. Возможно использование предварительного кодирования (скрытой нумерации) бланков опроса. В этом случае респонденты могут не указывать фамилию;
при получении заполненных бланков внимательно проверить правильность их заполнения по каждому вопросу;
необходимо принять строгие меры сохранения тайны ответов респондентов, бережного отношения к заполненным документам.
Ошибки, трудности, проблемы применения социометрического метода
1. Социометрический опрос проводится без специально разработанной программы. Не сформулированы цели, задачи; нет четкого представления о том, как будут использованы его результаты.
2.Социометрическая карточка проектируется без предварительного знакомства с объектом исследования. В качестве критериев выбраны общие ситуации общения.
3.Исследователь не сумел завоевать доверие группы.
4. Респондентам непонятны формулировки вопросов, а предложенные ситуации мало связаны с повседневной деятельностью группы.
5.При подготовке методик опроса не учитывался возраст респондентов.
6. Часть членов группы отказывается принимать участие в опросе, мотивируя свой отказ тем, что такой опрос лишь ухудшит взаимоотношения в группе.
7. Исследователи столкнулись с проблемой интерпретации данных. Получены большие расхождения выборов по разным социометрическим критериям.
8. Результаты опроса не совпадают с данными наблюдения за реальным поведением членов группы.
9. После проведения социометрического опроса респонденты ожидали изменений в своей группе; отсутствие практических мер вызвало у них разочарование в проведенном исследовании.
10.Без использования других данных, лишь на основе показателей социометрического опроса исследователем сделаны
поспешные выводы и даны заказчику опрометчивые рекомендации (выводы о состоянии сплоченности в группе, рекомендации о назначении на руководящие должности).
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
2. Г р е ч и х и н В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
3. К о к у р и н а И. Г. Социометрический тест // Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1981.
4. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М., 1989.
5. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
6. Паниотто В. И. Социометрический метод изучения малых социальных групп//Социол. исследования. 1975. № 2.
7. Психологическая диагностика. М., 1981.
8. Рабочая книга социолога. М., 1983.
9. Ядов В. А. Социологические исследования. М., 1987.