За ходом интервью (анкетирования)

Респонденты. Кто они? Каков род занятий, в чем основное содержание деятельности? Характер взаимоотношений. Струк­тура группы, коллектива.

Обстановка. Где, в каких условиях проходит опрос? Чем может отличаться поведение в данной ситуации? Чем могут за­ниматься? Какие действия можно ожидать? Какие действия бу­дут неожиданными? Как воспринято предложение об опросе среди окружающих?

Интервьюер. Кто он? Как оказался в роли интервьюера? Как относится к этой роли? Как воспринято его появление в среде опрашиваемых? Как достигает контакта, добивается со­гласия на беседу?

Респондент. Чем выделяется среди окружающих? Как отно­сится к предложению на интервью? Высказал ли сомнение, от­каз? Выяснял ли причины обращения именно к нему? Какие цели, мотивы, причины побудили к участию в опросе?

Начало беседы. Сколько времени прошло от установления контакта до начала беседы? Время начала беседы. Возникли вопросы у респондента по поводу задач интервью, инструк­ции по ходу интервью? Ход интервью по первым вопросам. За­метно ли изменение в действиях интервьюера и респондента, после ответов на несколько первых вопросов? Ведут ли они себя более раскованно?

Ход беседы. Насколько точно интервьюер следует инструк­ции? В каких местах у респондента и интервьюера изменяется характер действий; повышается интерес, появляется раздраже­ние, утомление, переходит к механическому выполнению зада­ний? Замечает ли интервьюер изменение отношения респонден­та? Какие приемы использует? Замечает ли респондент изме­нение отношения интервьюера, как реагирует? Какой момент беседы был самым напряженным? По каким вопросам потребо­вались дополнительные пояснения, возникла просьба повторить? Были ли отказы в ответе? Как проходили переходы от одного блока вопросов к другому? Обнаруживалось ли влияние интер­вьюера на ответы респондента? В каких местах это влияние было заметным? Оказывал ли влияние респондент на поведе­ние интервьюера? В чем это выражалось? Были ли случаи от­влечения от беседы по инициативе респондента? интервьюера? третьих лиц? каких-то факторов?

Окончание беседы. Заметно ли изменение темпа опроса к концу интервью? Как воспринято респондентом окончание бе­седы? Какие приемы снятия напряжения у респондента исполь­зовал интервьюер? Были ли в ходе беседы, по ее окончании претензии у интервьюера к методике (к вопроснику)? Время окончания беседы. Как можно оценить искренность ответов рес­пондента, его компетентность в вопросах?