ПОНЯТИЕ О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ
Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь.
Слово "церковь (ekklhsia)" происходит от глагола ekkalew, что значит "собирать, вызывать". В древних Афинах "экклесией" называли городское собрание. В котором принимало участие не все население города, а только избранные, то есть те, кто соответствовал определенным требованиям.
В христианстве изначально под церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих "род избранный" (1 Пт.2,9).
В Символе веры мы исповедуем свою веру в Церковь, но "как может быть предметом веры Церковь, которая видима, когда вера, по Апостолу, есть "уверенность в невидимом"" (Евр.11,1) (1).
Церковь имеет две стороны — видимую и невидимую, подобно тому, как Господь Иисус Христос состоит из двух естеств — видимого человеческого и невидимого Божеского. С видимой стороны Церковь предстает как человеческое объединение, общество христиан, а с невидимой — это Сам Господь Иисус Христос и спасительная благодать, изливаемая от Него на всех принадлежащих к Церкви. По своей невидимой стороне Церковь является предметом веры.
Согласно "Пространному Катихизису", веровать в Церковь "значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа" (2).
В самом общем смысле под Церковью понимают от Бога установленнное общество всех личностных существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных в Нем, как с единой Главой.
Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ Главы и тела. Согласно этому образу, Церковь есть богочеловеческий организм, тело Христово, Главою которого является Сам Христос, а членами — все верующие во Христа и соединенные с Ним как со своей Главой. "Бог Господа нашего Иисуса Христа…по действию державной силы Его, которую он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах…все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его…" (Еф.1,17-23);
"И вы — тело Христово, а порознь — члены" (1 Кор.12,27).
Принадлежат к Церкви:
1. "все православные христиане, живущие на земле";
2. "все, скончавшиеся в истинной вере и святости" (3);
3. ангелы (Еф.1,10; Кол.1,18-20; Евр. 12,22-24).
Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада. Первое стадо — это Церковь, состаящая из членов, живущих на земле, и обычно называемая "странствующей" (Евр.13,14) или "воинствующей" (Еф.6,12). Второе стадо — Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, обычно называемая небесною или "торжествующей" (Евр.12,13).
Странствующая и торжествующая Церкви отличаются как по составу, так и по условиям жизни своих членов, "поелику одна воиснствует и находится в пути, а другая торжествует побуду, достигла отечествва и получила награду" (4).