ЛИЧНОЕ СВОЙСТВО СВЯТОГО ДУХА

Святой Дух не есть безличная Божественная сила. Это явствует из слов ап. Павла: "Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор.12,11).

Очевидно, что действовать "как ему угодно", может только свободное и разумное существо, то есть личность.

Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин.15,26). Этот пункт вероучения имеет принципиальное значение с точки зрения полемикис римо-католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, которое не имеет основания ни в Свщ. Писании, ни в творениях свв. отцов древней Церкви.

В Свщ. Писании встречаются выражения "Дух Сына" (Гал.6,6), "Дух Христов" (Рим.8,9). Однако выражения эти говорят лишь о том, что Святой Дух "свойственен…Сыну, как именуемый единосущным с Ним" (7). "Все восточные Отцы признают, что Отец есть monh aitia — единственная причина Сына и Духа. Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение "чрез Сына", то как раз именно этим выражением они охраняют догмат исхождения от Отца и нерушимость догматической формулы "от Отца исходит". Отцы говорят о Сыне — "чрез", чтобы оградить речение "от", относящееся только к Отцу" (8).

Св. Иоанн Дамаскин, "печать отцов", учит: "Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем; от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем" (9).

В Символе веры также говорится о исхождении Святого Духа только от Отца, поскольку Отец является единственной ипостасной причиной Святого Духа.