В Господе Иисусе Христе две воли и два действования

Учение о двух волях и действованиях во Христе было разработано в православном богословии в 7 в. в контексте борьбы с ересью монофелитства. В отличие от монофизитов. Монофелиты принимали орос 4 Вселенского Собора и признавали реальное различие Божественной и человеческой природ во Христе. Однако при этом они утверждали, что во Христе имеет место единая воля и единое действование (энергия) (43).

Признание во Христе единой воли ведет к неприемлемым последствиям. Фактически монофелитство утверждает, что воля есть атрибут не природы, а Лица, тогда как согласно учению о Пресв. Троице, воля в Боге является атрибутом не Божественных Лиц, но общей Им природы. признание во Христе единой Богочеловеческой воли, отличной как от Божественной, так и от человеческой, логично приводит к трибожию, то есть к рассечению Троицы на трех различных богов.

В случае признания единой воли во Христе Божественной человеческое естество Спасителя оказывается лишенным свойственной человеческому естеству активности и предстает как пассивное орудие Божества. Очевидно, что существо, которое не обладает человеческой волей и энергией, невозможно назвать совершенным человеком. "Природа вне энергии есть просто абстракция, просто отвлеченная сущность, не существующая реально. Если во Христе действует только Божественная воля и энергия, тогда Он всего лишь призрак человека, не обладающий реальным бытием. Тогда человеческая природа не может считаться ни воспринятой, ни исцеленной Божеством", (44) — пишет Х. Яннарас.

Согласно вероопределению 6 Вселенского Собора, во Христе имеют место "две естественные воли или хотения, и два естественных действия", которые, подобно естествам, соединены "нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно" (45).

Свщ. Писание указывает на две воли во Христе: "Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк.22,42).

По Божеству у Отца и Сына одна и та же общая воля. Какая же может быть во Христе воля, отличная от воли Отчей? Естественно, человеческая. Свт. Афанасий Великий комментирует этот евангельский стих следующим образом: "показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него" (46).

 

3. О ЛИЦЕ ПРЕСВ. ДЕВЫ МАРИИ, ПОСЛУЖИВШЕЙ ТАИНСТВУ ВОПЛОЩЕНИЯ СЫНА БОЖИЯ

Дева Мария происходила "из племени Авраама и Давида, из племени которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию, обрученная Иосифу из того же племени, дабы он был Ее хранителем, ибо Она была посвящена Богу, с обетом пребывать всегда Девою" (47).

Православная Церковь чтит Пресвятую Деву Марию "наименованием Богородицы". Наименование "Богородица" является богодухновенным, "праведная Елисавета называет Пресвятую Деву Материю Господа (Лк.1.43). А сие наименование равносильно наименованию Богородицы" (48).

Естественно, говоря, что Дева Мария родила Христа, мы не утверждаем, что Она родила саму Божественную природу, ибо Божеское естество вечно и не может претерпеть рождения во времени. "Пространный Катихизис" говорит, что "Иисус Христос родился от Нее не по Божеству Своему, которое есть вечно, а по человечеству — однако Она достойно наречена Богородицею, потому что Родившийся от Нее в самом зачатии и рождении от Нее был, как всегда есть, истинный Бог" (49).

Родиться может только "кто", а не "что", личность, а не естество. Таким образом, Мария именуется "Богородицей" потому, что субъектом рождения от Нее является Сын Божий, ибо во Христе, в силу единства Лица, нет никого другого, кто мог бы родиться от Нее. Единственной Личностью, которую родила Дева Мария, была Личность Бога — Слова, родившегося от Нее по человечеству.

Православная Церковь именует Пресвятую Деву также и "Приснодевой" (50). Это означает, что она была Девой прежде Рождества, пребыла истинной Девою в Рождестве, родив Иисуса Христа безболезненно (ибо "рождение сие было совершенно свято и чуждо греха") и без нарушения девства, и осталась чистою Девою и по Рождестве, не познав во всю жизнь мужа.

По словам св. Иоанна Дамаскина, наименование "Богородица" содержит в себе "все таинство домостроительства" (51). Весь Ветхий Завет являлся лишь приуготовлением появления Той, Которая была способна и недостойна принять в себя Божественное Слово. Особая близость Пресв. Девы к Богу, открывшаяся в богоматеринстве, по учению Церкви, превосходит близость к Богу даже высших ангелов. "Как матерь Господа, Она превосходит благодатию и приближением к Богу, а следовательно и достоинством всякое сотворенное существо, и потому Православная Церковь чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов" (52).