Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком

В силу особого, центрального положения человека в мире, грехопадение оказалось не только его "частным делом", но явилось поистине космической катастрофой. Свв. отцы учат, что человек является личностным возглавителем твари, проводником Божественных действий на всю тварь, его духовно-нравственным состоянием определяется состояние всего мира. Только через человека материальный космос способен воспринимать и усваивать Божественную благодать. По словам свт. Григория Нисского, человек поставлен в центре мироздания для того, "чтобы земное сопревознеслось с Божественным и единая некая благодать равночестно проходила по всех твари…" (15).

В лице человека пал и лишился благодати весь тварный космос. Потеряв доступ к Божественной благодати, "вся тварь совокупно стенает и мучается доныне" (Рим.8,22).

Человек был введен Богом в мир как владыка твари (Быт.1,28). В результате грехопадения человек утрачивает свою власть над миром, который выходит из повиновения своему господину и начинает мстить ему за причиненные страдания. Так, земля отказывается кормить своего хозяина, произращая "терния и волчцы" (Быт.3,18).