Последствия грехопадения в отношениях между людьми.

Грех не только извратил человеческую природу, нарушив иерархическую соподчиненность ее составляющих, но также и атомизировал ее. По замыслу Творца человек изначально представлял собой множество лиц, существующих в единстве природы (Быт.1,27). До грехопадения Адам и Ева как бы проникали друг друга, составляя единое целое, между ними невозможно было провести четкой внешней границы. Грех рассекает эту внутреннюю соборность человеческого естества. После падения каждая личность замыкается в самой себе как бы в некоей скорлупе, удерживая за собой осколок, фрагмент некогда общей природы. А других начинает воспринимать как нечто внешнее по отношению к себе. "В результате природа дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя — индивидов, вероломных по отношению друг к другу и оспаривающих друг у друга право на жизнь" (13).

До момента грехопадения "были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Быт.2,25), первым следствием греха явилось чувство стыда (Быт.3,7). В чувстве стыда, сопровождающем грех, "выражается осознание того факта, что устремленный на меня взгляд принадлежит не любящему и любимому существу, к которому я питаю полное доверие, но чужому. В этом взгляде нет любви; чужой человек смотрит на меня лишь как на объект собственных желаний и вожделений… Ощущение наготы означает разрыв личного отношения, отрицание любви, потребность в самозащите от опасности, которую с этого момента воплощает в моих глазах другой человек" (14).

Таким образом, после грехопадения между людьми устанавливаются отношения отчужденности, подозрительности и вражды.