Состояние человека до грехопадения.

До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребывали в состоянии блаженного младенческого неведения. Свв. отцы учат, что прародители и до падения были способны различать добро и зло: "Рассуди о свободе воли и преизбытке мудрости его и не говори, будто он не знал, что добро, и что зло"(1). "Человек был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти…Божием был подобием"(2).

Почему же в таком случае одно из райских деревьев называется древом познания добра и зла (Быт.2,18)?

В еврейском тексте Библии использован глагол "jada", означающий не внешнее, а опытное знание, знание через непосредственное приобщение предмету познания (3). Действительно, личного опыта вхождения в зло у первозданного человека не было, однако, способность различать, что приближает к Богу, и что удаляет от Него, что угодно Богу, и что нет, была. Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. Так, перед сотворением жены Господь сказал: "Нехорошо быть человеку одному" (Быт.2,18). Эти слова представляют собой глубокое определение зла, которое по сущности и есть разделение, одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие любви и общения.

Если бы прародители до грехопадения совершенно не различали добра и зла, то они были бы безответственны, и грех не мог бы быть им вменен. Нравственная вменяемость предполагает не только знание, но и свободу. "Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но притом свободную, а человек употребил во зло сию свободу"(4).

Правда, воля человека уклонилась во зло не сама по себе, но под действие враждебной силы: "Диавол прельстил Еву и Адама, и склонил их преступить заповедь Божию" (5).

Не следует думать, что вкушение плода древа познания добра и зла было смертоносно для человека, потому что эти плоды заключали в себе особую магическую силу. "Пространный Катихизис" говорит, что вкушение было смертоносно потому, что "соединено было с ослушанием воле Божией, и таким образом отделяло человека от Бога и благодати Его, и отчуждало от жзни Божией…наименование древа познания добра и зла приличествует сему предмету…потому что человек чрез сие древо познал самым опытом, какое добро заключается в послушании воле Божией, и какое зло в противлении оной" (6).