Три уровня Свщ. Предания
Свщ. Предание не может быть сведено к некоторому преемственно передаваемому учению или к набору материальных памятников, в которых это учение зафиксировано: книги, священные изображения, обряды и т.д. Предание есть нечто большее, чем просто передача информации. Предание говорит нам о Боге, о богопознании. Но подобное, как отмечал еще Платон, познается подобным, и чтобы понимать то, что собственно передается в Предании, предварительно необходимо иметь некоторое представление и о Боге, и о богопознании, иначе говоря, иметь личный опыт богообщения. Протопресвитер Иоанн Мейендорф (ум.1992) утверждает, что: "…предание есть непрерывная последовательность не только идей, но и опыта. Она предполагает не только интеллектуальную согласованность, но и живое общение на путях постижения истины" (10); "…подражайте мне, как я Христу" (1 Кор.4,16), — призывает коринфских христиан ап. Павел.
Таким образом, понятие "Предание" включает в себя не только букву учения, передаваемую словом, но и опыт духовной жизни в соответствии с этим учением, который может быть передан только личным примером.
Но Господь Иисус Христос не только передал Своим ученикам некоторое учение, не только явил им пример Своей жизни и сообщил опыт жизни в Боге. Он также повелел им принять Духа Святого, силу благодати, которая единственно открывает путь к разумению Божественной истины.
"…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями…" (Деян.1,8), — сказал Господь ученикам перед Своим Вознесением. Учение Иисуса Христа постигается только в свете Божественной благодати, и сам опыт жизни во Христе есть опыт благодатный. Ап. Павел утверждает, что: "…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым" (2 Кор.12,3).
Значит, даже истинно исповедать Иисуса Христа своим Господом может только тот, на чье сердце так или иначе воздействовал Святой Дух. Поэтому, по словам свт. Филарета Московского, "Священное Предание — это не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений, соборов, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения" (11).
Таким образом, в едином и неразрывном потоке Предания можно различать три уровня передаваемого:
А) передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;
Б) передача опыта духовной жизни в соответствии с богооткровенным учением, который сообщается личным примером;
В) передача благодатного освящения, осуществляемая прежде всего посредством церковных таинств.