Понятие о богословии, догматическое сознание.

Богопознание, жизнь с Богом — опытный процесс, но духовный опыт по мере накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует систематизации. Таким образом возникает наука — богословие.

Слово "богословие" (греч. Θεολογια, от θεος — Бог и λογος — слово) в различные эпохи могло употребляться в различных значениях. Так, свв. отцы Православной Церкви понимали под "богословием" учение о Боге в Самом Себе, о Пресв. Троице, а все остальные разделы вероучения (о Боге Творце мира, о Боге Промыслителе, о Воплощении Сына Божия, о Втором Пришествии Христовом и т.д.) относили к области Божественного домостроительства или икономии (5). Позднее богословием стали называть все христианское вероучение, включая как учение о Боге. Так и о Его домостроительстве (6). В настоящее время под богословием понимают совокупность религиозных наук, среди которых различают догматическое, нравственное, основное, литургическое, пастырское богословие. В корпусе богословских дисциплин особое место принадлежит догматическому богословию.

"Православное догматическое богословие — наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви" (7).

По определению арх. Макария (Булгакова), догматы (8) суть "откровенные (то есть открываемые нам Сами Богом — О.Д.) истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры" (9).

Вероучение, усвоенное человеком и составляющее предмет его веры. Называется догматическим сознанием. Наличие у человека догматического сознания, знание хотя бы основ вероучения необходимо

А) для обобщения и систематизации духовного опыта, для сообщения опыта тем, кто его не имеет. Архим. Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, передает следующие слова своего преподобного учителя: "никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего опыта…, если бы не стояла задача научить ближнего" (10).

Лишенный догматического сознания, в духовной жизни оказывается совершенно дезориентированным, такой человек подобен слепцу, который вынужден прокладывать себе путь ощупью. Например, он, в принципе, не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами, какое место в деле устроения спасения принадлежит собственно человеческой активности.

Б) для проверки доброкачественности нашего духовного опыта. Ложное, искаженное догматическое сознание не менее опасно для духовной жизни, чем полное его отсутствие.