Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура».

Шевченко Л. Л., Игумен игум. Георгий (Шестун)

Список иллюстраций

I четверть

Общая тема: "Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем"

Урок 1. Красота в звуках, красках, формах окружающего мира

1. И.И. Шишкин. Рожь (фрагмент) .
2. А.А. Дейнека. Раздолье
3. А.А. Дейнека. Будущие летчики
4. К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня
5. А.А. Пластов. Сенокос (фрагмент)
6. Бартоломео Бимби. Подсолнух
7. Бартоломео Бимби. Виноград
8. Бартоломео Бимби. Цитрусовые
9. Бартоломео Бимби. Ягоды
10. Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж

Уроки 2—3. Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная

11. И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу
12. Н. Пиросманишвили. Белая медведица с медвежатами
13. Н. Пиросманишвили. Косули на водопое
14. Н. Пиросманишвили. Олень
15. Неизвестный художник. Тигр и жирафы
16. А. Дюрер. Заяц
17. А.А. Рылов. В голубом просторе (фрагмент)
18. Пьетро Пери Скаччати. Обезьяна, сойка, аист, попугай
19. И.К. Айвазовский. Морской берег. Прощание
20. И.К. Айвазовский. Вид Одессы в лунную ночь
21. Собор Покрова Божией Матери на Рву (храм Василия Блаженного). Москва. XVI век
22. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Перли. Боголюбово. XII век

Урок 4. Бог — Творец красивого мира

23. И.И. Левитан. Золотая осень
24. Сотворение мира (Бытие I, 1 —19). Фреска. Ярославль
25. Мир Божий. Фотография

Урок 5. Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие

26. Сотворение человека (Бытие II, 15—18). Фреска. Ярославль
27. Создание жены (Бытие II, 21—25). Фреска. Ярославль

Урок 6. Правила жизни, данные Богом в Раю

28. Пахарь. Фреска (фрагмент). Ярославль
29. Древо познания (Бытие П, 15—18; Ш, 1—7). Фреска. Ярославль

Урок 7. Как изобразить доброго и красивого человека?

30. К.С. Петров-Водкин. Петроград 1918 года
31. Преподобный Серафим Саровский. Икона
32. И.П. Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме
33. В.А. Тропинин. Кружевница
34. Л.П. Боровиковский. Архангел Гавриил (фрагмент картины "Благовещение")

II ЧЕТВЕРТЬ

ОБЩАЯ ТЕМА: "В ОЖИДАНИИ РОЖДЕСТВА — САМОГО КРАСИВОГО СОБЫТИЯ ЗИМЫ"

Урок 1. Как Адам и Ева ушли из Рая

35. Изгнание из Рая (Бытие III, 14—24). Фреска. Ярославль

Урок 2. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира

36. В.М. Васнецов. Аленушка
37. И.К. Айвазовский. Море ночью
38. А.И. Куинджи. На острове Валааме (фрагмент)
39. Ф.А. Васильев. Перед дождем
40. К.Е. Маковский. Дети, бегущие от грозы

Урок 3. Добрые и злые люди

41. Авель (Бытие IV, 1—2). Фреска. Ярославль
42. Каин убивает Авеля (Бытие IV, 3—8). Фреска. Ярославль

Урок 4. За что Бог наказал людей

43. Потоп (Бытие VII, 10—15)
44. И.К. Айвазовский. Бурное море
45. И.К. Айвазовский. Девятый вал
47. Богоматерь Умиление. Икона
48. Благовещение. Икона
49. Ф.П. Решетников. Прибыл на каникулы

III четверть общая тема: "Праздники-радости"

Уроки 1—2. Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово

50. Вифлеем. Базилика Рождества
51. Рождество Христово. Икона
52. Богоматерь Тихвинская. Икона. XIX век
53. В.М. Васнецов. Богоматерь с Младенцем. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
54. В.М. Васнецов. Богоматерь. Эскиз для мозаики русской православной церкви святой Марии Магдалины в Дармштадте
55. В.И. Отмар. Поклонение волхвов. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Урок 3. Зимние радости. Святки

56. 57. В.И. Суриков. Взятие снежного городка (фрагменты)

Урок 4. Праздник Крещения

58. Крещение. Икона
59. И. Тупылев. Крестины
60. В.В. Беляев. Благословение детей. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Урок 5. Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела

61. Ангел Златые власы. Икона. Конец XII века
62. М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею
63. М.В. Нестеров. Юность преподобного Сергия Радонежского

Уроки 5—6. Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария

46. Неизвестный художник (И.Я. Вишняков и мастера Живописной канцелярии). Рождество Божией Матери

Урок 6. День защитника Отечества

64. В.М. Васнецов. Три богатыря
65. Святой благоверный князь Александр Невский. Икона
66. П.Д. Корин. Александр Невский. Средняя часть триптиха

Урок 7. Масленица. Прощеное воскресенье

67. Б.М. Кустодиев. Масленица (фрагмент)

Уроки 8—9. Как люди предали Христа. Покаяние

68. Симон Ушаков.Тайная вечеря. Икона
69. Распятие. Икона
70. В.М. Васнецов. Распятие. Оригинал мозаики для храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
71. Богоматерь Владимирская. Икона (цветное изображение)
72. Богоматерь Владимирская. Икона (черно-белое изображение)

IV четверть общая тема: "Пасха: цвета и звуки весны"

Урок 1. Праздник Благовещения

73. И.И. Левитан. Март
74. А.К. Саврасов. Грачи прилетели
75. А.Г. Венецианов. На пашне. Весна
76. Благовещение. Икона

Урок 2. Как мы готовимся к празднованию Пасхи

77. В.М. Васнецов. Плащаница. Оригинал Плащаницы Владимирского собора в Киеве

Урок 3. Какого цвета Пасха?

78. Ангел на гробе. Складень (фрагмент)
79. Воскресение Христово. Складень
80. Сошествие во ад. Икона
81. М.В. Нестеров. Сошествие Христа во ад. Эскиз для иконостаса храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
82. Вознесение. Икона
83. Б.М. Кустодиев. Христосование

Урок 4. Праздник Дня Победы

84. Преподобный Сергий Радонежский (фрагмент покрова). XV век
85. И.С. Глазунов. Князь Димитрий Донской
86. 87. И.С. Глазунов. Куликово поле (фрагменты)
88. А.П. Бубнов. Утро на Куликовом поле
89. Великомученик Георгий Победоносец

Урок 5. Родословие моей семьи

90. Родословие Иисуса Христа. Икона
91. А.Е. Егоров. Отдых на пути в Египет
92. С.В. Иванов. Семья
93. А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке
94. С. Славянский. Семейная картина
95. А.А. Пластов. Сенокос (фрагмент)

Урок 6. Мои обязанности

96. Андрей Рублев. Спас. Икона 97. Богоматерь Умиление Белозерская. Икона 98. Евангелие. 1751 год 99. А.Г. Венецианов. Жнецы 100. Ф.П. Решетников. Опять двойка 101. Страница из "Слова похвального на зачатие святого Иоанна Предтечи". XVI век Православное пособие. Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура». Шевченко Л. Л., Игумен игум. Георгий (Шестун) IV четверть, общая тема: "Пасха: цвета и звуки весны" Урок 1. Праздник Благовещения Повторение Рассказ: О смысле праздника. О праздничных обычаях. Творческая работа: Аппликации. Открытки. Показ иллюстраций: № 73—76 — И.И. Левитан. "Март"; А.К. Саврасов. "Грачи прилетели"; А.Г. Венецианов. "На пашне. Весна"; "Благовещение". Икона. Слушание музыки: С.В. Рахманинов. "Весенние воды" на слова Ф. Тютчева; С.В. Рахманинов. "Богородице Дево, радуйся" ("Всенощное бдение"); П.И. Чайковский. "Апрель. Песня жаворонка" из цикла "Времена года". Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (IV четверть, урок 1). Рассказ учителя: Учитель напоминает о том, что наступила весна. Показ иллюстраций: № 73 — И.И. Левитан. "Март"; № 74 — А. Саврасов. "Грачи прилетели". Cлушаем: С.В. Рахманинов. "Весенние воды" (фон). Продолжение рассказа учителя: Но сейчас идут дни Великого Поста. И вот в эти печальные дни наступил праздник Благовещения. Мы уже знаем с вами о Матери Божией Деве Марии. (1. Отец и мать Девы Марии святые праведные Иоаким и Анна. 2. Обучение при храме: чему училась Дева Мария (рукоделие, ремесла, Закон Божий). 3. Архангел Гавриил.) Показ иллюстрации: № 76 — "Благовещение". Икона. (Далее — рассказ по И.С. Шмелеву: восприятие праздника глазами Вани): "Праздник такой великий, что никто ничего не должен делать, только радоваться. Если бы не было Благовещения, никаких бы праздников не было Христовых. Мы идем от всенощной и напеваем любимую молитвочку: "Благодатная Мария, Господь с Тобою! Благовещенье, и каждый должен обрадовать кого-то, а то праздник не в праздник будет. Кого обрадовать?"" Слушаем: С.В. Рахманинов. "Богородице Дево, радуйся". Рассказ о традиционных праздничных обычаях: На Руси в Благовещение было принято выпускать птичек на волю, а певчих птиц — купать, чтобы они лучше пели. Чтение рассказа: О купании соловьев. "Благовещенье сегодня! В передней гремит ведерко и слышится плеск воды. "Погоди, держи его так, еще убьется". "Носик-то ему прижмите. Не захлебнулся бы". Отец берет соловья в ладонь, зажимает соловью носик и окунает три раза в ведро с водой. Потом осторожно встряхивает и ловко пускает в клетку. Соловей очень смешно топорщится, садится на крылышки и смотрит, как огорошенный. Пришла весна, и соловьев купают, а то не будут петь. Птицы у нас везде. В передней — чижик, в спальной — канарейки, в проходной комнате — скворчик, в спальне отца — канарейки и черный дроздик, в зале — два соловья, в кабинете — жавороночек, и даже на кухне живет на покое весь лысый чижик, который пищит, когда застучат посудой". Чтение с детьми стихотворения о птицах (учебник) — "Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей!" Слушаем: П.И. Чайковский. "Песня жаворонка". "Выпускают птиц на волю. "Бери в руки птичку. Держи — не мни, — говорит он строго. — В небо гляди, как она будет петь улетая". Я до того рад, что даже не вижу птичку — серенькое и тепленькое у меня в руке. Я разжимаю пальцы и слышу — пырхх... — но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села... и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! " Творческая работа: Рисуем, вырезаем, клеим открытки с птичками. (Музыка (фон): П.И. Чайковский. "Песня жаворонка".) Домашнее задание: Задание учебника. Урок 2. Как мы готовимся к празднованию Пасхи Творческая работа: Птицы. Рассказ: Страсти Христовы. Показ иллюстрации: № 77 — В.М. Васнецов. "Плащаница". Слушание музыки: Н. Озеров. Кондак акафиста Страстям Христовым. Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (IV четверть, урок 2). Творческая работа (проверка домашнего задания): Приклеиваем "благовещенских" птичек на лист. Панно "Птицы прилетели". Чтение детям рассказа о том, как их сверстник, маленький мальчик Ваня, радостно ждал праздника Пасхи. Он тоже жил в Москве. Но давно, тогда, когда жили ваши прабабушки и прадедушки. Праздник начинал подходить потихоньку. Раньше был красивый обычай — печь специальные печенья, похожие на жаворонков. Как раз в это весеннее время они и прилетали из теплых стран после зимы. "Каждое утро я вижу их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинках. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвоста. Пост уже на исходе. Идет весна. Прошумели скворцы над садом. Прилетели и жаворонки. Скоро Пасха! На окне магазина поставили карусель с яичками. Я подолгу любуюсь ими: кружатся тихо-тихо, одно за другим, как сон. В булочных — белые колпачки на окнах с буковками X. В. Иллюминация в Кремле. Болтаться без дела грешно. И меня сажают читать Евангелие. Делают пасочницы. Мне дают красить яички. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество они были голубые. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняты чехлы с бордовых кресел. На образах — веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные дорожки. В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. На пуховых подушках, в столовой на диване, — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым". Но в эти же дни произошли очень горькие события. Учитель напоминает детям содержание уроков 8—9 и далее рассказывает о Страстях Христовых. Показ иллюстраций: № 69 — "Распятие". Икона; № 77 — "Плащаница". Слушаем: Н. Озеров. Кондак Акафиста Страстям Христовым, фрагмент. Продолжение чтения рассказа: Сегодня в храме чтение Двенадцати Евангелий. "Страстная седмица. Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты. Спаси, Христос! Выжигаем над дверью кухни, над погребицем, над коровником. Кажется мне, что на нашем дворе — Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и везде. В черном крестике от моей свечки — пришел Христос. И все — для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные это дни — страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями — и ничего, потому что везде Христос. "Кресту Твоему покланяемся, Христе". Из церкви выносят Плащаницу. Плащаница увита розами. Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость: воскреснет завтра! Золотой гроб, святой. Смерть — это только так — все воскреснут! Ночь. Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички. Стоит Плащаница в церкви одна, горят лампады. Он теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны. Везде Христос. Большое сахарное яйцо я вижу, и в нем Христос". Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси. Запись в тетрадь слов: Крест, Плащаница. Домашнее задание: Нарисовать (слепить, раскрасить) пасхальное яйцо на открытке. Задание учебника. Урок 3. Какого цвета Пасха? Рассказ: Воскресение Христово. Творческая работа: Рисование на тему "Пасха красная ". Слушаем: "Красный Лаврский перезвон"; "Христос воскресе" (гармонизация П. Турчанинова); П.И. Чайковский. Пятая симфония, финал. Показ иллюстраций: № 78—83. Запись в тетрадь слова: Воскресение. Данный урок является драматургической кульминацией уроков всего года. Задача урока: эмоциональное сопереживание духовно-нравственного события. Ангелы поют на небеси... Чтение, рисование, слушание: "Иллюминация в Кремле. Четыре ракеты с шипением рванулись в небо и рассыпались щелканьем на семицветные яблочки. Полыхнули "смоляки", и огненный змей взметнулся, разорвался на множество змей. Взлетел по куполу до креста и там растаял. В черном небе алым крестом воздвиглось! На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые (лампочки) — кубастики, розовые кресты между ними, зеленые и голубые звезды. Сияет — X. В. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени — кресты. Хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди. Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ... Со светлым праздником! Трезвоны, перезвоны, красный — согласный звон. Пасха красная". Чтение, рисование: Темы для рисования дети выбирают вместе с учителем после чтения рассказа. "Подаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него — все волшебное. С солдатиками. С уточками, резное-костяное... И вот фарфоровое — отца. Чудесная панорамка в нем... за розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом. За стеклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос хоругвью воскрес из Гроба. Обедают под трезвон. Розовые, красные, синие, желтые, зеленые яичные скорлупки — всюду, и в луже светятся! Пасха красная! красен и день, и звон" (И. С. Шмелев). Показ иллюстраций: № 78—82 — "Ангел на гробе"; "Воскресение Христово"; "Сошествие во ад"; "Вознесение"). Обычаи Пасхи: Илл. № 83 — Б.М. Кустодиев. "Христосование". Запись в тетрадь слова: Воскресение. Домашнего задания нет. Праздник. Слушаем: "Красный Лаврский перезвон". Рассказ учителя о Воскресении Христовом. Христос воскресе из мертвых Смертию смерть поправ... Рассказ о Крестном ходе. Урок 4. Праздник Дня Победы Рассказ: Радоница. Что это означает? Преподобный Сергий Радонежский и князь Димитрий Донской. Запись в тетрадь слова: Память. Показ иллюстраций: № 84—88 — "Преподобный Сергий Радонежский"; И.С. Глазунов. "Князь Димитрий Донской", "Куликово поле"; А.П. Бубнов. "Утро на Куликовом поле". Слушание: М.И. Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила"; "Земле русская", стихиры русским святым. Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (IV четверть, урок 4). Задача урока: Эмоциональное сопоставление радости-радуги и радоницы — памяти о предках. Соединение эстетического понятия "красиво" с нравственно-положительной характеристикой "память". Рассказ: Радоница. "А наш знакомый мальчик Ваня называл этот день Радуница. И радость и радуга вместе. Погода майская, черемуха цветет, соловьи поют, а сверху грачи кричат, такой веселый гомон и оттого так радостно. Что это за день? Это день, когда вспоминают всех умерших людей, своих бабушек, прабабушек и прадедушек и всех-всех. В этот день идут их навестить на могилки. И тихонько говорят: "Христос Воскресе, усопшие рабы Божии! Радуйтесь, все мы теперь воскреснем!" Потому и зовется этот день таким радостным словом — радоница-радуница. По всему кладбищу только и слышно "Христос воскрес из мертвых!" — люди приехали навестить своих родных. И вспоминают в этот день всех тех, кто погиб в войнах за Отечество. В истории России не забывают эти святые имена. И мы с вами постепенно будем вспоминать всех. А сегодня мы вспомним один из дней 1314 года. И один день 1350 года. Видите — это было давно-давно. Но мы не забываем. Что это за дни? В июле 1314 года родился мальчик Варфоломей. Мы уже слышали о нем. Вспомним, что мы знаем о нем. (Ответы детей по материалу 6 урока 3 четверти). А в 1350 году родился князь Димитрий. Что связывало этих так давно живших людей? Почему мы их помним? И не забудем никогда? Благоверный князь Димитрий Донской и святой преподобный Сергий Радонежский оба были защитниками Руси. Оба они помогли собрать все силы людей для того, чтобы страна была дружной, единой. Соединила всех людей единая православная вера. (Напоминаем, что такое православная вера, из предыдущих уроков.) И люди верили, что если преподобный Сергий поддерживает Димитрия, значит, дело Божеское и правое. Когда татарский хан Мамай двинул свои войска на Дон, преподобный Сергий благословил князя Димитрия и предсказал ему победу над врагом. Все русские дружины примыкали к войску Димитрия. Преподобный Сергий молился и просил Бога о победе русского оружия. И победа пришла! На Куликовом поле орда получила удар. Но и русских защитников полегло очень много. Всех защитников нашего Отечества, погибших в войнах, мы сегодня вспоминаем. Православная Церковь установила специальный день памяти (поминовения) усопших (умерших) воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Минута молчания: Звучит реквием (П.И. Чайковский. Шестая симфония, финал, фрагмент). Запись в тетрадь слов: память, герои, радоница. (Если остается резервное время, изучается еще тема — "Великомученик Георгий Победоносец" — илл. № 89.) Домашнее задание: Подготовить рассказ о своих родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Задание учебника. Урок 5. Родословие моей семьи Рассказ: Что такое родословие? Творческая работа: Родословное дерево моей семьи. Показ иллюстраций: № 90—95 — "Родословие Иисуса Христа". Икона; А.Е. Егоров. "Отдых на пути в Египет"; С.В. Иванов. "Семья"; А.П. Рябушкин. "Семья купца в XVII веке"; С. Славянский. "Семейная картина"; А.А. Пластов. "Сенокос". Слушание музыки: П.И. Чайковский. Марш солдатиков из балета "Щелкунчик". Смотрим и обсуждаем: Илл. № 90—95. Что мы видим? Это примеры семей, в которых, наверно, люди любят друг друга, понимают и заботятся. Мама, папа. Дедушка и бабушка. И у них были мама и папа, дедушка и бабушка, и у тех тоже были родители. Если мы попробуем узнать всех наших давно живших бабушек и дедушек, то увидим, что это не просто. Кого мы знаем и можем назвать сами? (Ответы детей) А кто нам может помочь узнать и назвать наших еще ранее живших прабабушек и прапрабабушек и еще ранее живших? Можно и нужно спросить о них наших мам и пап об их мамах и папах и спросить своих бабушек и дедушек об их бабушках и дедушках. И можно нам нарисовать красивое ветвистое дерево, каждая веточка которого будет связана с другими веточками. Это будет дерево нашего рода. Так же будет выглядеть родословное дерево знаменитого человека. Мы можем посмотреть родословное дерево Господа Иисуса Христа (илл. № 90).Учитель показывает родословное дерево Иисуса Христа, объясняет корни происхождения рода. Иисус Христос почитал своих родителей и прародителей. Прародители. Это слово означает древнее, более старшее поколение, т. е. прародители — это старшие (древние) родители. Адама часто называют праотцом, а Еву — праматерью, а их вместе — прародителями. Это не случайно, так как Адам и Ева были первыми родителями. Они дали начало всему человеческому роду. Еще родителей и прародителей называют словом "предки". Это значит, что они предшествуют, идут перед нами, перед нашим рождением. Наших предков, взятых вместе с нами, можно назвать родом. Есть много похожих слов: народ, родня, Родина, родник, родственник. Каждый должен знать и помнить своих предков. Если мы забудем о них, мы можем вскоре забыть и о том, кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша Родина. О таких людях говорят, что это Иваны, не помнящие родства. Для того чтобы не забыть предков, составляли специальные записи. Они назывались родословными грамотами. Там записывались все имена предков (92). На прошлом уроке мы говорили о светлом дне радонице, когда вспоминают всех своих предков. Такому отношению к памяти предков учит нас Святая Православная Церковь. В ее храмах постоянно происходит поминовение (панихида) всех православных христиан, всех воинов, отдавших жизнь за Родину, за родных и близких. Такие специальные дни воспоминания (поминовения) о близких называются родительскими днями. А так как они происходят в субботу — то родительскими субботами. А день 9 мая, о котором мы говорили на прошлом уроке, стал днем памяти воинов, потому что он считается Днем Победы наших предков над страшным и жестоким врагом — фашистской Германией. Творческая работа: Рисуем свое родословное дерево. Учитель рисует детям свое родословное дерево. На веточках указывает свое имя, имена своих детей и близких, показывает фотографии своих родителей, бабушек, дедушек. Учитель показывает, что родословное дерево можно строить от имени конкретного ребенка к именам его предков. Слушаем: В качестве сопровождения звучит Марш солдатиков из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик". Домашнее задание: Написать имена тех своих предков, которые я знаю. (Родословное дерево дети могут строить только по материнской или по отцовской линии, и только по желанию, вместе с родителями, чтобы не коснуться возможных семейных проблем.) Урок 6. Мои обязанности Творческая работа: Мое родословное дерево Рассказ: Обязанности человека. Мои обязанности. Ответственность. Обязанности по отношению к Богу. Обязанности по отношению к другим людям. Обязанности по отношению к себе. Показ иллюстраций: № 96—101 — Андрей Рублев. "Спас"; "Богоматерь Умиление Белозерская"; "Евангелие"; А.Г. Венецианов. "Жнецы"; Ф.П. Решетников. "Опять двойка"; Страница из "Слова похвального... ". Слушание музыки: П.И. Чайковский. "Верую" (Литургия Иоанна Златоуста); М.П. Мусоргский. "Богатырские ворота" из цикла "Картинки с выставки"; П.И. Чайковский. "Март. Подснежник" из цикла "Времена года". Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (IV четверть, урок 6). Задача урока: Урок является содержательным обобщением в разработке тем всех четвертей. Творческая работа (проверка домашнего задания): Приклеиваем свое родословное дерево на общий лист. Образуется сад родословных деревьев. Итоговое заключение учителя: Мы помним наших умерших предков; вспоминаем их специально в особые дни. Это наша обязанность .— помнить наших предков. Наши дедушки и бабушки любили нас, и мы их любим, помним, не забываем. Какие еще у нас обязанности? Мы знаем уже, что Бог в Раю поручил Адаму и Еве какое-то дело. Вспомним, что было поручено делать Адаму и Еве? Правильно, возделывать и хранить Рай. Что это значит? Какие дела они должны были делать? (Ответы: охранять животных, беречь цветы и деревья и т. д.) Объяснение: Не просто делать, но возделывать. Слово "возделывать" означает не просто дело. Слово "возделывать" означает очень хорошо исполненное дело. Сказка о безответственном мальчике: (Звучит музыка: П.И. Чайковский. "Март. Подснежник" из цикла "Времена года"). Мама поручила мальчику полить цветы на окне. Он два цветка полил, а третий не успел. И решил: потом полью. Никуда цветок не денется. И забыл о цветке, побежал к своим радостям-развлечениям. А цветок не смог никуда убежать. Он долго ждал, когда мальчик вспомнит о нем. День ждал, второй. А потом загрустил, повесил листочки и от огорчения, что о нем забыли и не напоили, засох. Цветок погиб. Потом мама опять напомнила мальчику о цветах: он побежал поливать их. Но на окне осталось только два зеленых живых растения. Третий цветок был мертв. Кто был виноват в этом? (Ответы детей) Вывод: Мальчик дело сделал, но плохо, безответственно. Он не отвечал за то, как он его выполнил. Рассказ-беседа. Обязанности в семье. Кто их определяет? Смотрим иллюстрацию: № 92 — С.В. Иванов. "Семья". На картине видно, как построены отношения в семье. Вопросы: • Что мы видим на картине? • Кто был самым главным (главой рода)? • Могли ли дети не слушаться родителей? Запись в тетрадь слов: обязанность, ответственность. Бог установил для человека правила жизни. Одним из таких правил является ответственность за то, что ты делаешь. Бог тебя любит, жалеет, оберегает. Он позволяет тебе самому решать, с кем дружить, когда садиться делать уроки, а когда можно пойти во двор погулять. Но Бог предостерег человека, что если он плохо выполняет свои дела, не отвечает за них (не старается в учебе, не выполняет поручения родных), он обязательно будет наказан. Давайте вспомним, что случилось с Адамом после того, как он нарушил правила, данные Богом. Повторение по вопросам: • Остался ли Адам жить в Раю? Куда он пошел? • Где жили Адам и Ева? • Кто такие Каин и Авель? • Кто из братьев был добрым, а кто — злым? • Кто такой Ной? • За что Бог сохранил Ноя и его семью? • Какое обещание Бог дал людям? • Как Бог простил людей? • Для чего пришел в мир Иисус Христос? • Как поступили с Ним люди? • Кто подсказывает человеку, как надо поступить правильно? • Кто оберегает человека от зла? • Какие у меня обязанности по отношению к товарищам, к животным, к растениям, к родным? • Что нужно сделать, чтобы удержать себя от плохого поступка? Заключение учителя: Мы узнали, что Бог сотворил для жизни человека красивый мир. Поселил в нем много разных животных, насадил красивые растения и отдал человеку для сохранения. Человек нарушал законы Бога. Бог прощал людей и учил их быть добрыми, любить друг друга; любить все, что населяет созданный Им мир. Бог прислал в мир Своего Сына Иисуса Христа для спасения погибающих людей. (Учитель показывает илл. № 96). Любит и помогает людям Пресвятая Богородица, Матерь Божия. Книга, в которой написано о том, о чем вы узнали в 1 классе, называется Евангелие (показывает изображение илл. № 98). Она написана на том языке, на котором умели читать наши предки. Этот язык называется церковно-славянским. Вы можете попробовать почитать тоже. (Учитель показывает страницу, на которой ясно читаются три слова (илл. № 101): строим, праздник, радость.) Прочитанные слова венчают тему года "Праздники-радости" и вводят с опережением материал 2 класса: понятие о славянском языке. Рисуем: Дерево моих добрых обязанностей-дел. Слушаем: М.П. Мусоргский. "Богатырские ворота" из цикла "Картинки с выставки". Региональный компонент Урок 7. Экскурсия в храм Урок 8. Экскурсия в музей А.А. Дейнека. Будущие летчики К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня А.А. Пластов. Сенокос (фрагмент) Бартоломео Бимби. Подсолнух Бартоломео Бимби. Виноград Бартоломео Бимби. Цитрусовые Бартоломео Бимби. Ягоды Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж Пьетро Пери Скаччати. Обезьяна, сойка, аист, попугай И.К. Айвазовский. Морской берег. Прощание И.К. Айвазовский. Вид Одессы в лунную ночь Собор Покрова Божией Матери на Рву (храм Василия Блаженного). Москва. XVI век Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Боголюбово. XII век  

 

 
  • Догматическое богословие
 
  • Патрология
 
  • Святоотеческое наследие
 
  • Литургика
 
  • Агиография
 
  • Сравнительное богословие
 
  • Нравственное богословие
 
  • Сектоведение
 
  Версия для печати  
  Православное пособие. Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура». Шевченко Л. Л., Игумен игум. Георгий (Шестун) Музыкальное сопровождение к урокам православной культуры в 1 классе   I четверть   "Красота Божиего мира: "Наблюдаем, слушаем, изображаем"   Урок 1. Красота в звуках, красках, формах окружающего мира   Вход в класс (на каждом уроке) 1. М.П. Мусоргский. Цикл "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка" (жанр марша) 2. С.В. Рахманинов. Прелюдия оп. 23, ре мажор (фрагмент) 3. Русская народная песня "Во поле береза стояла" 4. П.И. Чайковский. Четвертая симфония, финал (фрагмент "Во поле береза стояла")   Уроки 2—3. Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная   5. М.П. Мусоргский. Цикл "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка" (фрагмент) 6. Звуки природы: Птицы (лес). Кукушка. Курица. Буря (ветер) и гром. Лягушка 7. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка", Танец птиц, фрагмент 8. М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила", адажио из 3-го действия   Урок 4. Бог — Творец красивого мира   9. П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть (фрагмент) 10. Д. Бортнянский. "Сей день, его же сотворил Господь" (фрагмент из Хорового концерта № 9)   Урок 5. Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие   11. П.И.Чайковский. "Верую" (Литургия Иоанна Златоуста) 12. С. Зубачевский. "Хвали, душе моя, Господа" 13. П.И. Чайковский. Вальс цветов из балета "Щелкунчик"   Урок 6. Правила жизни, данные Богом в Раю   14. Н. Кедров. "Отче наш" 15. А.К. Лядов. Полонез 16. П.И. Чайковский. Пятая симфония, 2-я часть, анданте кантабиле   Урок 7. Как изобразить доброго и красивого человека?   17. М.П. Мусоргский. "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка" 18. С.В. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром, 2-я часть 19. С.С. Прокофьев. Токката, оп. 11   II четверть   "В ожидании Рождества - самого красивого собития зимы"   Урок 1. Как Адам и Ева ушли из Рая   20. М.П. Мусоргский. "Картинки с выставки", пьеса "Прогулка" 21. Г.В. Свиридов. Романс 22. Седе Адам. Валаамский распев   Урок 2. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира   23. П.И. Чайковский. "Октябрь. Осенняя песня" из цикла "Времена года" 24. А.К. Лядов. "Музыкальная шкатулка" 25. "Ныне силы небесные", древний распев (гармонизация Г. Львовского)   Урок 3. Добрые и злые люди   26. П.И. Чайковский. Четвертая симфония, 2-я часть 27. С.В. Рахманинов. Вокализ   Урок 4. За что Бог наказал людей   28. М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" 29. А.Н. Скрябин. Этюд 30. П.И. Чайковский. "Господи, помилуй!" (из Литургии Иоанна Златоуста)   Уроки 5—6. Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария   31. Благовест 32. "Величаем Тя, Пресвятая Дева Богородица" 33. П.И. Чайковский. "Ноябрь. На тройке" из цикла "Времена года" 34. П.И. Чайковский. Увертюра к балету "Щелкунчик"   III четверть "Праздники - радости"   Уроки 1—2.Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово   35. С.В. Рахманинов. "Слава Богу в вышних" ("Шестопсалмие", "Всенощное бдение"), фрагмент 36. "Рождество Твое", рождественские песнопения 37. Д. Бортнянский. "Слава в вышних Богу"; Хоровой концерт № 6, фрагмент 38. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Ночь перед Рождеством", фрагмент   Урок 3. Зимние радости. Святки   39. П.И.Чайковский. "Декабрь. Святки" из цикла "Времена года"   Урок 4. Праздник Крещения   40. П.И. Чайковский. "Январь. У камелька" из цикла "Времена года" 41. П. Чесноков. "Слава... Единородный Сыне"   Урок 5. Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела   42. "Иже добродетелей подвижник", тропарь преподобному Сергию 43. Д. Бортнянский. "Господь, просвещение мое"; Хоровой концерт № 26, фрагмент   Урок 6. День защитника Отечества   44. А.П. Бородин. Вторая симфония — "Богатырская", 1-я часть, фрагмент 45. С.С. Прокофьев. Кантата "Александр Невский", фрагменты "Битва на Чудском озере" хор "Вставайте, люди русские, на смертный бой", "На Руси родной на Руси большой не бывать врагу"   Урок 7. Масленица. Прощеное воскресенье   46. П.И. Чайковский. "Февраль. Масленица" из цикла "Времена года" 47. Г.В. Свиридов. "Тройка", "Зимняя дорога" 48. С.В. Рахманинов. "Колокола", поэма для симфонического оркестра, хора и солистов, 1-я часть: "Слышишь, сани мчатся в ряд", фрагмент   Уроки 8—9. Как люди предали Христа. Покаяние   49. П.И. Ч айковский. Шестая симфония — "Патетическая", 4-я часть 50. А. Львов. "Уне тебе бяше, Иудо" 51. А. Львов. "Вечери Твоея" 52. Ф. Иванов. "Не рыдай мене, мати"   IV четверть "Пасха: цвета и звуки весны"   Урок 1. Праздник Благовещения   53. С.В. Рахманинов. "Весенние воды" 54. П.И.Чайковский. "Апрель. Песня жаворонка" из цикла "Времена года" 55. С.В. Рахманинов. "Богородице Дево, радуйся" ("Всенощное бдение")   Урок 2. Как мы готовимся к празднованию Пасхи   56. Н. Озеров. Кондак Акафиста Страстям Христовым   Урок 3. Какого цвета Пасха?   57. Красный Лаврский перезвон 58. "Христос воскресе" (гармонизация П. Турчанинова) 59. П.И. Чайковский. Пятая симфония, финал   Урок 4. Праздник Дня Победы   60. М.И. Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила" 61. П.И. Чайковский. Шестая симфония, финал 62. "Земле русская", стихиры русским святым   Урок 5. Родословие моей семьи   63. П.И. Чайковский. Марш солдатиков из балета "Щелкунчик "   Урок 6. Мои обязанности   64. П.И. Чайковский. "Верую" (Литургия Иоанна Златоуста) 65. П.И.Чайковский. "Март. Подснежник" из цикла "Времена года" 66. М.П. Мусоргский. "Богатырские ворота" из цикла "Картинки с выставки"