Цивилизационная суть глобального конфликта
И здесь мы переходим к глобальным темам. Дело в том, что
указанный внутренний цивилизационный конфликт в России
развертывается, в сущности, не по классовому или этническому
принципу, а вбирает в себя глобальный конфликт Запада и
Востока, является квинтэссенцией его. В России сталкиваются
планетарные силы, нередко маскирующиеся и стилизующиеся то под
"борьбу классов", то под борьбу этносов против империи.
Сегодня это проявляется со всей очевидностью. Еще недавно
могло казаться, что в мире в самом деле идет борьба демократии
с тоталитаризмом. Но когда тоталитарный СССР был повержен,
Запад отнюдь не ослабил свой натиск на Россию и страны,
сохраняющие свою православную идентичность (Сербия). Напротив,
стала обнажаться другая -- не идеологическая, а
цивилизационная суть глобального конфликта, прежде
идеологически стилизованного. Не случайна та реконструкция
самого понятия "тоталитаризм", которая сопутствовала победе
Запада в холодной войне. Прежде тоталитаризм интерпретировался
как этнически и цивилизационно нейтральное понятие -- как зло,
источники которого -- в трагедиях истории, в соблазнах
политики и идеологии, но отнюдь не в расовых, этнических и
цивилизационных особенностях, разделяющих людей. Разве война с
тоталитарной Германией не велась сообща, двумя фронтами --
атлантической коалицией совместно с СССР?
И разве германский фашизм оценивался как органический продукт
немецкой культуры, немецкого менталитета? Нет, он оценивался в
парадигме просвещения -- как заблуждение ума, а не этнической
природы или культуры, как выверт человеческого сознания
вообще, преодолеваемый терапией просвещения. Но этот этнически
и цивилизационно нейтральный (универсалистский)
просвещенческий дискурс неожиданно отбрасывается после победы
Запада в холодной войне. Теперь тоталитаризм интерпретируется
в духе культурологического и этнического расизма -- как
специфический продукт русской ментальности, русской культуры,
а в самое последнее время -- как продукт православия.
Надо сказать, точно такими же расистскими "культурологами"
зарекомендовали себя основатели постсоветского режима в
России. Они потому и постарались вывести Россию из состава
СССР, что не верили в демократический потенциал "внутреннего
Востока", как не верили и в потенциал просвещения, равно
преобразующего умы и сердца людей, безотносительно к их
этнической и цивилизационной принадлежности. Если бы речь шла
о демократизации как этнически и цивилизационно нейтральном
процессе, незачем было бы ломать Советский Союз. Следовало бы,
на основе демократического сдвига, ожидать перехода от
тоталитарного союза к демократическому союзу.
Но наши демократы, с подачи своих западных наставников,
мыслили иначе.
Благородную открытость просвещения они заменили эзотерикой
"демократического" расизма, связанного с убеждением в том, что
демократия имеет свой цвет кожи и свой тип ментальности,
характеризующий европейского "белого человека". Страшась
демографического взрыва в республиках Средней Азии, они были
убеждены, что СССР демократически непреобразуем -- по причине
преобладания "неевропейского населения".
Эти расистские фобии наших "демократов" предопределили выход
России из состава СССР в 1992 году: демократический и
антикоммунистический радикализм они измеряли этническими
критериями. "Случайно ли парламент России оказался радикальнее
парламента СССР, а парламент Литвы радикальнее парламента
России?.. Характерно, что одной из причин гибели первого Рима
(Западной Римской империи) считается его чрезмерное углубление
на Восток. Из-за него сенаторы -- италики, то есть
классические римляне, по прошествии времени оказались
обладателями лишь 35--40% мест в Сенате"3.
Тогда, в начале 90-х годов, мало кто обратил внимание на тот
факт, что "новые демократы" мыслят по-расистски, отказываясь
от установок христианского и просвещенческого универсализма.
Прошло совсем немного времени, и эффект бумеранга настиг новую
Россию. С середины 90-х годов в демократических СМИ,
политической публицистике, а также в зарубежных публикациях,
посвященных России, все явственнее звучит тема
"демократического недоверия" к России как таковой. Характерно,
что "азиатский" образ Верховного Совета СССР, где тон задают
"тюбетейки", стал проецироваться на Государственную думу
Российской Федерации с ее "красно-коричневым большинством".
Красный цвет коммунизма и коричневый цвет нацизма, казалось
бы, никак не могут сливаться -- между ними кровь Великой
Отечественной войны. Да и КПРФ, кажется, не давала никакого
повода заподозрить ее в пронацистских симпатиях. Процедура
слияния этих непримиримых идеологических противоположностей
осуществима лишь при условии этнического или цивилизационного
прочтения коммунизма -- как специфического продукта русской
общинности или православной соборности. Привязав коммунизм к
русской традиционной ментальности, можно поставить перед
Россией дилемму: либо она должна полностью отказаться от своей
идентичности, выкорчевать сами корни собственной культуры,
либо ее удел -- противостояние всему демократическому миру.
Эта радикализация темы коммунизма, заставляющая "копать
глубже" -- за идеологическим коммунистическим сознанием
разглядеть коллективно-бессознательное русского духа, --
формирует качественно новую атмосферу: климат расовой войны
"демократического" Запада и "демократической" элиты в самой
России против русского народа и православной цивилизации. Вся
концепция прав человека и другие правозащитные стратегии
определяются таким образом, чтобы в оптику правозащитного
сознания попадало что угодно, но не устрашающие факты нового
геноцида. Задержание журналиста, являющегося российским
гражданином, но работающего на радио "Свобода" и освещающего
события в Чечне явно в антироссийском духе, вызвало не только
бурю негодования в "демократических" СМИ, но и дало толчок
массированной защитной кампании. Напротив, невиданные за
последние несколько столетий экспроприация и люмпенизация
большинства населения -- когда минимальная заработная плата в
двадцать раз ниже реального прожиточного минимума, равно как и
ежегодный вывоз десятков миллиардов долларов из обескровленной
страны не удостаиваются не только кампании протеста, но даже
статуса простой газетной сенсации. Это возможно только при
совершенно определенной -- расистской презумпции: голодание и
вымирание миллионов людей "местного типа" -- ничто по
сравнению с какими-либо неудобствами людей высшего,
демократического типа.
Пожалуй, меня обвинят в том, что я произношу недопустимо
жесткие, громкие слова, но я убежден, что именно инициаторы и
исполнители преступления заинтересованы в том, чтобы все шло
втихую и приручение общественности к двойным стандартам
происходило постепенно, под аккомпанемент
демократически-благонамеренных речей.