Книга 8
В самом деле, общность души и тела ничуть не лучше их
разобщения, я это серьезно готов утверждать.
Поэтому государство наше, как и любой отдельный в нем человек, должно
жить счастливо, а те, кто счастливо живет, по необходимости должны прежде
всего не обижать друг друга и не подвергаться обидам со стороны других.
Первое из двух этих условий не столь уж трудное, но очень трудно обладать
такой силой, чтобы не подвергаться обидам.
...Причиной служит также и государственный строй: демократический,
олигархический, тиранический. Впрочем, ни то, ни другое, ни третье не есть
даже государственный строй, все это скорее может быть названо длительной
междоусобицей, ибо ни одно из этих устройств не принимается добровольно, но
держится постоянным насилием и произволом, подавляющим волю подданных.
Таковы две главные причины почти всех бед... Однако
ни той, ни другой причине нет места в том государстве, о котором у нас идет
речь и для которого мы устанавливаем законы. У граждан там будет величайший
досуг; они не будут зависеть друг от друга: думаю, что при таких законах они
совсем не будут сребролюбивыми. Поэтому только такое государственное
устройство из всех существующих ныне, естественное и одновременно разумное,
сможет осуществить то воспитание, о котором мы говорили, и те военные
забавы, обсуждение которых мы правильно завершили в нашей беседе.
Нельзя требовать, чтобы верховный устроитель государства установил
законы для всех мелочей - такие законы по плечу и любому законодателю.