Принцип открытой логичности
Принцип открытой логичности в организации плана содержания проявляется и в особенностях актуального членения. Для научной речи характерна отчетливая выраженность обоих компонентов актуального членения (ср., например, разговорную речь, для которой типично опущение темы в ответных репликах диалога).
Так как научное описание имитирует процесс познания, передает последовательный ход логических рассуждений автора, то здесь чрезвычайно важна организация актуальной связи высказываний. Отчетливая актуальная расчлененность отдельных высказываний на тему и рему сочетается в научном описании с отчетливой выраженностью актуальной связи соседних высказываний. Автор научного произведения должен подавать новую информацию как доказательство, опирающееся на фундамент известного и логически вытекающее из данных опыта или из рассуждения, из системы других доказательств, сопоставлений и т. п. Эта опора на фундамент известного, эта поступательность движения мысли от данного к новому и возникает за счет содержательной (актуальной) связи соседних высказываний. Вот почему эта связь, существенно важная для многих видов речи, для речи научной существенна в наибольшей степени. Ведь если нарушится эта содержательная связь высказываний, читатель легко может упустить логическое звено в цепи рассуждений и сообщаемая научная информация может быть не понята или воспринята неадекватно. Во-первых, содержательная связь высказываний может осуществляться таким образом, что известное из предыдущего контекста содержание воспроизводится в последующих предложениях в их тематических частях. Это значит, что развитие, динамика текста идет «путем интенсивного накопления в нем абсолютно новой информации за счет рематических частей сочетающихся предложений».
Но содержательная соотнесенность высказываний может осуществляться и при активном участии рем последующих высказываний. Это значит, что известная, данная информация воспроизводится еще раз как коммуникативно актуальная. «Появление известных смыслов не только в темах, но и в ремах предложений обусловлено спецификой научной коммуникации, в процессе которой, наряду с сообщением абсолютно новых сведений, осуществляется толкование, пояснение, иллюстрация предыдущего содержания. С помощью видов связи этой группы производится не активное накопление новой информации в тексте, а варьирование, углубление, обогащение предыдущего содержания. Развитие текста таким путем оптимально отвечает направленности научного стиля — «доказывать истину»(Ш. Балли). Например:
«Основная функция языка, главное его общественное назначение — быть средством общения людей. Именно через посредство языка люди обеспечивают взаимопонимание в процессе труда и быта. Посредством языка они выражают и делают доступными для других свои мысли, настроения и желания».
Здесь в последующих двух высказываниях воспроизводится и тема, и рема первого предложения. Рема первого предложения раскрывается, конкретизируется в ремах второго и третьего предложений, а тема остается неизменной во всех трех высказываниях.
Эти виды актуальной связи высказываний действуют в научном тексте одновременно, организуя его содержание как логически стройное и последовательное и вместе с тем как доступное, доказательное, убедительное. Но в разных жанрах научной речи может быть более активен один из них. Например, в учебных и в научно-популярных произведениях автор чаще должен прибегать ко второму виду актуальной связи, а в собственно научных произведениях (особенно в малых жанрах и при тезировании) актуализируется первый способ, когда почти каждое предложение сообщает новую информацию.
Смысловая координация актуально сочетающихся высказываний выражается при помощи лексического повтора, местоименной или местоименно-субстантивной замены, синонимической замены и пр.
Открытая логичность как принцип организации научного текста предполагает тесную взаимосвязь элементов речи на всех ступенях синтаксической структуры (словосочетание, предложение, сложное целое) и четкую выраженность этой связи. Отсюда — активное использование в научном тексте всякого рода показателей связи — союзов, союзных слов, предлогов, частиц, соотносительных слов. Очень активны в научнои речи модальные слова, специально предназначенные для выражения логических отношений между частями высказывания и между самостоятельными высказываниями (следовательно, итак, значит, во-первых, главное и пр.), а также вводные и вставные конструкции (словосочетания и предложения), призванные уточнять содержание высказывания, ограничивать его объем, вводить необходимые пояснения, указывать источник информации и др.
Основные жанры научной речи — статья, доклад, лекция, монография — отчетливо тяготеют к трехчастному построению как наиболее удачному способу логической организации передаваемой научной информации.
Таким образом, и план содержания, и план выражения в научном произведении организуются в строгом соответствии с принципом открытой логичности.
Таким образом, логичность художественной речи весьма специфична, но при этом она опирается на логичность как общее качество хорошей речи, ибо законы логики, т. е. законы правильного мышления едины.