Другие культуры

Партнерство как освобождение не типично для Востока. В партнерство не вступают ни ради того, чтобы уйти из родительского дома, ни ради того, чтобы освободиться от уже существующих отношений. И то, и другое немыс­лимо, так как противоречит традициям и религиозным нормам. «Освобождение», под которым подразумевается уход из расширенной семьи с утратой всех связей с ней, породило бы неуверенность в завтрашнем дне и страхи. Каждый член расширенной семьи включен в этот соци­альный организм, и все должны заботиться о нем, если ему придется плохо.

Взаимопомощь действует безотказно. Так, например, бизнесмену помогают все члены расширенной семьи в слу­чае его неплатежеспособности, отцу семейства - преодо­леть материальные трудности. Если умирает кормилец, то члены расширенной семьи берут на себя обязанности по материальному обеспечению его семьи. Точно так же при всевозможных психических нарушениях, таких как, на­пример, депрессии, конфликты или беспомощность пожи­лых людей, близкие чувствуют себя ответственными. Так возникает солидарность: женщины стоят друг за друга, а мужчины предлагают свою помощь. Эта солидарность проявляется во всех случаях жизни: не только после смер­ти кого-либо из родственников, во время вынужденной разлуки супругов в связи с профессиональным обучением, но и в случаях неразделенной любви и связанных с этим страданий. Ответственность несут все члены семьи сооб­ща. Роль семейного коллектива можно, пожалуй, сравнить только с ролью организации по социальному обеспечению в Германии, где посредством инвестиций создаются учреж­дения, куда могут обращаться граждане в случае нужды. Всего этого лишается на Востоке человек, который решил «освободиться».

Если тем не менее по каким-либо причинам дело до­ходит до развода, инициатор которого, как правило, мужчина, то это не может оставаться личным делом суп­ружеской пары, а касается всей большой семьи. Муж, оставляющий семью, должен позаботиться о щедрой де­нежной помощи детям. Он не хочет, чтобы о нем плохо отзывались, но семья жены принимает на себя основное бремя забот. Отец жены обеспечивает прожиточный ми­нимум. Традиция не предусматривает того, что женщина сама может позаботиться о себе.