Карта наблюдения за ребенком в период адаптации
Фамилия, имя ребенка........................... Возраст.........................................
Дата поступления в ясли .......................................
Сфера наблюдения | Дни посещения яслей | ||||||
и т.д. | |||||||
Разлука с матерью: — спокойная — легкое беспокойство, быстро успокаивается — тяжелая | |||||||
Общий эмоциональный фон: — ребенок спокоен в течение дня или оживлен — постоянно плачет, зовет маму, настороженно относится к окружающим — выглядит равнодушным, ничем не интересуется | |||||||
Режимные моменты: — хорошо ест — быстро засыпает |
Продолжение карты
Сфера наблюдения | Дни посещения яслей | ||||||
ит. д. | |||||||
Навыки самообслуживания: — стремится есть сам — стремится одеваться сам — просится на горшок | |||||||
Общение со взрослыми: — охотно вступает в деловые контакты — предпочитает физический контакт — отказывается от контактов | |||||||
Общение со сверстниками: — охотно играет рядом с другими детьми; — проявляет инициативу в общении — избегает контактов | |||||||
Действия с предметами: — играет длительно и увлеченно — играет вяло — отказывается от игры | |||||||
Средства общения: — экспрессивно-мимические средства — предметные действия, — лепет — активная речь | |||||||
Примечания |
Наблюдение ведется в течение всего периода адаптации, чтобы проследить, как быстро ребенок привыкает к яслям, по каким направлениям отмечаются положительные или менее благоприятные изменения. Для фиксации можно использовать разные способы:
• цифровую шкалу ( трех- или пятибалльную);
• условные обозначения (плюс, минус, галочка);
• словесные обозначения (постоянно, часто, редко, никогда).
246 IN. Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
8. Организация планирования педагогической деятельности 247
____________________ и наблюдения за развитием детей__________
В случае необходимости в графе «Примечания» делаются короткие записи, дополняющие предложенную схему.
Анализируя данные наблюдений, воспитатель выявляет зону особого внимания, решает, с какой проблемой ребенка ему нужно работать прежде всего, составляет план работы, проводит беседы с родителями в целях общей стратегии поведения взрослых.
По окончании периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном периоде, а с большим временным интервалом, например, раз в месяц. Это зависит от состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, следует вернуться к более частым записям.
Ниже приводится образец такой карты наблюдения.