Карта наблюдения за ребенком в период адаптации

Фамилия, имя ребенка........................... Возраст.........................................

Дата поступления в ясли .......................................

 

Сфера наблюдения Дни посещения яслей
  и т.д.
Разлука с матерью: — спокойная — легкое беспокойство, быстро успокаивается — тяжелая              
Общий эмоциональный фон: — ребенок спокоен в течение дня или оживлен — постоянно плачет, зовет маму, настороженно относится к окружающим — выглядит равнодушным, ничем не интересуется              
Режимные моменты: — хорошо ест — быстро засыпает              

Продолжение карты

 

Сфера наблюдения Дни посещения яслей
  ит. д.
Навыки самообслуживания: — стремится есть сам — стремится одеваться сам — просится на горшок              
Общение со взрослыми: охотно вступает в деловые контакты — предпочитает физический контакт — отказывается от контактов              
Общение со сверстниками: — охотно играет рядом с другими детьми; — проявляет инициативу в общении — избегает контактов              
Действия с предметами: — играет длительно и увлеченно — играет вяло — отказывается от игры              
Средства общения: — экспрессивно-мимические средства — предметные действия, — лепет — активная речь              
Примечания              

Наблюдение ведется в течение всего периода адаптации, чтобы проследить, как быстро ребенок привыкает к яслям, по каким направлениям отмечаются положительные или ме­нее благоприятные изменения. Для фиксации можно исполь­зовать разные способы:

• цифровую шкалу ( трех- или пятибалльную);

• условные обозначения (плюс, минус, галочка);

• словесные обозначения (постоянно, часто, редко, никогда).


246 IN. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


8. Организация планирования педагогической деятельности 247
____________________ и наблюдения за развитием детей__________


 


В случае необходимости в графе «Примечания» делаются короткие записи, дополняющие предложенную схему.

Анализируя данные наблюдений, воспитатель выявляет зону особого внимания, решает, с какой проблемой ребенка ему нужно работать прежде всего, составляет план работы, проводит беседы с родителями в целях общей стратегии пове­дения взрослых.

По окончании периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном пери­оде, а с большим временным интервалом, например, раз в месяц. Это зависит от состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, следует вернуться к более ча­стым записям.

Ниже приводится образец такой карты наблюдения.