Наблюдение воспитателя за развитием детей

Умение наблюдать является одним из важных условий успешной работы педагога с детьми. Оно необходимо воспита­телю, поскольку позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, це­ленаправленно руководить группой в целом. Повседневные заботы по уходу за маленькими детьми, поддержанию поряд­ка в помещении, организация групповых занятий могут поглотить все силы и внимание воспитателя, заслонить его ин­терес к поведению детей в свободное от занятий и режимных моментов время, потребностям, состояниям каждого малыша, к переменам в его развитии. Поэтому наблюдение за поведени­ем детей должно быть специальной задачей педагога.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмыслен­ным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом оно не должно ста­новиться самоцелью. В отношении детей с нормальным разви­тием информация, полученная в результате наблюдения, не­обходима для фиксации новых умений, формирующихся у


8. Организация планирования педагогической деятельности 241
____________________________ и наблюдения за развитием детей__________

ребенка, его интересов и предпочтений, для развития взаимо­действия с ребенком и вовлечения каждого в ту сферу деятель­ности, которая соответствовала бы его естественному ходу раз­вития. Внимательное наблюдение позволяет своевременно выявить случаи атипичного или замедленного развития. Педагоги, которые знают, что является типичным в развитии ребенка и каков диапазон возможных вариантов, смогут ква­лифицированно выявить атипичные случаи. Наблюдение должно быть направлено на то, чтобы вовремя заметить воз­никшие проблемы, скорректировать собственную деятель­ность по отношению к ребенку, создать условия для продвиже­ния вперед, помочь ему справляться с трудностями.

Необходимым условием успешной работы воспитателя яв­ляется координация усилий с коллегами: вторым воспитате­лем, помощником, педагогами, работающими по отдельным направлениям развития детей (преподавателем физкульту­ры, музыкальным руководителем и др.). Совместное обсуж­дение, участие в ведении записей, внесение дополнений по­могут лучше понять ребенка, разработать совместную про­грамму взаимодействия с ним.

Чтобы научиться наблюдать, необходимо, помимо житей­ских или интуитивных представлений о ребенке данного воз­раста, иметь научные знания о закономерностях психическо­го развития. В противном случае педагог не сможет во всей полноте реализовать задачи воспитания, заметить возмож­ные отклонения в развитии ребенка или особые способности в какой-то сфере.

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребен­ком и группой в целом. Составив четкое представление о сво­их воспитанниках, он может планировать индивидуальную работу с каждым из них, отслеживать эффективность ее в ходе последующих наблюдений. Например, воспитатель за­метил, что какой-то ребенок предпочитает постоянно играть в одиночестве. Следовательно, встает задача пробудить у ма­лыша интерес к сверстникам, к совместной игре с ними, в процессе коррекционной работы провести наблюдение за тем, как меняется отношение ребенка к другим, и на основа­нии этого сделаеть вывод, продуктивны его педагогические воздействия или нет.

Время наблюдения зависит от того, что именно собирается увидеть воспитатель. Если он хочет уточнить, как ребенок


242 HI. Содержание и методы педагогической

________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


8. Орпвдизация планирования педагогической деятельности 243
________________ и наблюдения за развитием детей__________


 


играет или как дети взаимодействуют между собой, лучше всего это сделать во время свободной игры малышей в группе и на детской площадке. Если намерен проанализировать, как ребенок общается со взрослым, следует специально организо­вать ситуацию взаимодействия, например, предложить ма­лышу вместе с воспитателем собрать матрешку, поиграть с формами-вкладышами или почитать книжку.

Внимательный воспитатель может извлечь полезную ин­формацию для понимания особенностей ребенка даже из ко­роткого эпизода наблюдения, сделать выводы и в случае не­обходимости провести педагогическую коррекцию или обра­титься за помощью к психологу.

Пример. В группу заходит незнакомый ребенку взрос­лый (новый воспитатель). Двухлетний Денис сразу же подходит к нему, протягивает свой мячик, взрослый включается в игру, они несколько раз передают мяч друг другу в руки, затем взрослый подбрасывает его вверх и предлагает малышу сделать то же самое, но мальчик прячет руки за спину, опускает глаза и тихо шепчет: «Я не умею». Взрослый предлагает свою по­мощь и, держа руки ребенка в своих руках, подбрасы­вает мячик. Денис виновато смотрит на него и повторя­ет: «Не могу». Воспитатель успокаивает малыша, еще раз подбрасывает вместе с ним мяч и предлагает ему са­мому сделать это. Денис пытается повторить образец, но его внимание сосредоточено не столько на мяче, сколько на лице взрослого. Смущенная улыбка сопро­вождает все его действия.

Этот эпизод длится несколько минут, но опытному наблю­дателю позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, Денис доброжелательно относится к взрослым и инициативен в общении, о чем свидетельствует его поведение: он быстро подошел к взрослому, предложил ему начать игру. Следова­тельно, коммуникативная потребность у него развита хорошо. Во-вторых, мальчик, скорее всего, стеснителен, о чем свиде­тельствуют его смущенные взгляды и движения. Именно стес­нительностью объясняется попытка ребенка уклониться от выполнения нового для него действия, тревожное ожидание оценки взрослого, которое заслоняет собой интерес к игре.

Эти первоначальные выводы подтвердятся, если такое пове­дение малыша повторится и в других ситуациях. Тогда воспи-


татель должен сделать для себя вывод о необходимости прове­дения индивидуальной работы с мальчиком, разработать стра­тегию работы, направленной на укрепление уверенности ребенка в положительном отношении к нему взрослых, повы­шение его самооценки, раскрепощение эмоциональной сферы. Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо фик­сировать его результаты с целью последующего анализа. Спо­собы фиксации зависят от характера наблюдений и от педаго­гических целей.

Формы фиксации наблюдений Карточки наблюдения

Для ежедневных наблюдений могут использоваться кар­точки, в которые заносятся характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей, отмечаются как негативные про­явления малышей, так и их достижения.

Карточки могут не иметь тематической направленнос­ти, т.е. отражать ситуативные неструктурированные наблюдения, которые используются для передачи необхо­димой информации сменному воспитателю, психологу, ро­дителями.

Примеры:

•Сегодня Сережа впервые с удовольствием рисовал и с гордостью показал свой рисунок. Не забыть показать рисунок маме и похвалить мальчика в ее присутствии.

• Сегодня Наташе удалось не поссориться с Олей, а до­
говориться о совместной игре.

•Сегодня у Маши плохое настроение, она отказалась играть и сидела в стороне от детей. Выяснить у мамы, с чем это может быть связано.

return false">ссылка скрыта

• Петя снова кусал детей.

• У детей сложности в установлении контактов с новым музыкальным руководителем. Многие плакали, не хотели идти к нему на занятия. Необходимо поговорить с ним.

Такие записи можно использовать для заполнения тематиче­ских карт наблюдения, с этой целью на карточке ставится дата.

Вместо карточек можно использовать тетради, куда вос­питатели каждый день вносят свои наблюдения.


244 HI- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


8. Организация планирования педагогической деятельности 245
____________________ и наблюдения за развитием детей__________


 


Тематические карты-схемы наблюдения

Составляются для структурированной фиксации получен­ной в ходе наблюдении информации. Они должны быть ком­пактными, чтобы не занимать много времени для заполне­ния, и вместе с тем — информативными, отражающими существенные изменения в развитии ребенка. Они не требу­ют ежедневного заполнения.

Схема, до которой проводится наблюдение, зависит от то­го, что воспитатель хочет выяснить о ребенке. В нее могут входить такие разделы, как навыки самообслуживания, предпочтения в разных видах деятельности, особенности иг­ры, отношения со сверстниками и пр.

Поскольку структурированное наблюдение должно начи­наться с первого дня поступления ребенка в детское учрежде­ние, целесообразно в первую очередь использовать карту на­блюдения в период адаптации. Приведем ее форму.