Формирование положительного отношения ребенка к себе

Для формирования и поддержки у ребенка положитель­ного отношения к себе педагоги должны создавать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружаю­щих, их любовь, был уверен в том, что всегда получит под­держку и помощь с их стороны. Все это формирует доверие ребенка к миру и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

Поэтому желательно как можно чаще создавать такие си­туации, где центром внимания является каждый ребенок. Детей обязательно нужно называть по имени, используя имя ребенка в играх, потешках, песенках. В групповом помеще­нии желательно разместить фотографии детей так, чтобы каждый мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать ее детям и взрослым. Можно оформить альбом, в котором со­браны семейные фотографиями детей, групповые снимки и пр. Необходимо также экспонировать рисунки, поделки каждого ребенка, показывать их родителям, сотрудникам, детям, хвалить их в его присутствии. Хороший способ поста­вить малыша в центр внимания — отмечать дни рождения, изготавливать и дарить подарки.

Очень важно проявлять интерес к его чувствам и предпо­чтениям, разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Взрослые должны чутко реагировать на все переживания ребенка, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать ему понять причину того или иного переживания, выразив его словами.


6 1246


162 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


4. Социально-личностное развитие ребенка 163


 


Взрослые должны способствовать развитию у ребенка представления о своем внешнем облике. Следует обращать внимание на цвет его глаз, волос, одежду, подчеркивать его достоинства. Это можно делать как в непосредственном общении, так и разглядывая вместе с ним его отражение в зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые малышу, например, бантик на спине, рисунок на заднем кармашке и пр. Как правило, малыши с удовольствием рас­сматривают себя в зеркале, улыбаются своему отражению, называют себя по имени, стараются поправить что-то в своем облике. Это свидетельствует о том, что первичный образ са­мого себя у ребенка уже достаточно оформлен, стабилен, что у него сформировано положительное отношение к себе.

Если нее, рассматривая себя в зеркале, он напряжен, проявляет признаки тревоги, испуга или недоумения, отво­дит взгляд от своего лица, это может послужить сигналом о неблагополучии в развитии личности ребенка. Возможно, родители или воспитатели мало интересуются им, недоста­точно общаются с ним, мало играют. Из-за того, что отноше­ние взрослых к ребенку как к личности слабо развито, отно­шение малыша к себе тоже не имеет яркой положительной эмоциональной окраски, образ себя недостаточно четок и определен, что и находит отражение в поведении перед зерка­лом. В целях коррекции образа себя следует восстановить в полноценном объеме ведущие линии психического развития ребенка на первом году жизни — эмоционально-личностное общение и практическое сотрудничество с ним. Начинать надо с тех контактов, которые для него предпочтительны в данное время. Если малыш предпочитает совместную пред­метно-практическую деятельность со взрослым и избегает эмоциональных контактов, их следует постепенно вводить в процессе совместной игры. Если нее он предпочитает эмоци­ональные контакты, следует, удовлетворяя потребность в эмоциональном общении, постепенно вводить совместные действия с предметами. Этим рекомендациям воспитатель должен следовать сам и советовать придерживаться их роди­телям ребенка.

На протяжении раннего возраста происходит все более от­четливая дифференциация представлений ребенка о своих возможностях, способностях и действиях, уточняется отно­шение его к себе как к действующему субъекту с одной сторо-


ны и определенной уникальной целостности, обладающей постоянством черт и характеристик,— с другой. Все эти из­менения образа себя у ребенка наглядно проявляются в его поведении. К концу второго года все дети безошибочно пока­зывают свой носик, глазки, ротик, узнают себя на фотогра­фии, знают, где их место за столом, какую одежду надевать на прогулку. Для формирования у ребенка представлений о своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого малыша, комментировать его действия, поощрять настойчи­вость в деятельности. Обращать внимание ребенка на ошиб­ки следует деликатно; помогая исправить их, взрослый дол­жен обязательно поддержать в малыше уверенность, что он вскоре все научится делать правильно.

На третьем году дети обычно имеют отчетливое представ­ление о себе как о мальчике или девочке, а поэтому уже в этом возрасте следует уделять внимание формированию у ребенка поло-ролевой идентификации: указывать на особен­ности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам — папой, дядей, шофером и т.п. Как правило, в группах ранне­го возраста находятся преимущественно игрушки «для дево­чек» (куклы и предметы ухода за ними) и игрушки, «нейт­ральные» с точки зрения поло-ролевой принадлежности (ку­бики, мячи, пирамидки). Такие традиционные игрушки для мальчиков, как машинки, солдатики, рыцари, всадники, иг­рушечные молотки, плоскогубцы и т.п. часто отсутствуют. Однако в групповом помещении и на участке должны быть игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не зна­чит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый в праве играть с теми игрушками, ко­торые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие поло-ролевой идентификации.