Становление потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста
Процесс становления общения ребенка со сверстниками проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания потребности, которая побуждает детей к взаимодействию. Первоначально контакты ребенка с другими детьми побуждаются потребностями во впечатлениях, активном функционировании и общении со взрослым. Собственно потребность в общении со сверстниками складывается на их основе и формируется постепенно.
М.И. Лисина выдвинула четыре критерия для выявления наличия у ребенка потребности в общении.
Первым является интерес и внимание ребенка к другому человеку. В этом критерии обнаруживается направленность его на познание другого, который становится объектом особой активности ребенка.
Вторым критерием выступает его эмоциональное отношение к другому человеку, свидетельствующие о неравнодушном, пристрастном отношении к нему.
Третий критерий включает инициативные действия, направленные на привлечение к себе внимания партнера. Они имеют своей целью проявить себя, вовлечь партнера
104 И. Особенности развития ребенка раннего возраста
7. Развитие общения со сверстниками Ю5
в совместные действия и в то же время увидеть свои возможности через реакцию другого человека.
Четвертым критерием служит чувствительность ребенка к отношению другого, в которой обнаруживается готовность принять инициативу другого и ответить на нее. Этот критерий выявляет также способность ребенка воспринять оценку и отношение к себе партнера по общению, согласовать (или перестроить) свои действия в соответствии с ними.
Выделенные критерии являются общими для общения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, поскольку это две стороны единого процесса общения, имеющие социальную природу.
О наличии у ребенка потребности в общении можно утверждать только в том случае, когда в его поведении присутствуют действия, соотносимые со всеми четырьмя критериями коммуникативной потребности.
Потребность в общении с ровесниками складывается на протяжении раннего возраста постепенно.
Вначале, на втором году жизни, дети проявляют только интерес и внимание друг к другу, окрашенные положительными эмоциями, а контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Их поведение по отношению к сверстникам отвечает лишь первому и второму критериям потребности в общении. Инициативные обращения к ровесникам встречаются редко, так же редко дети отзываются и на. их инициативу. В их взаимодействии нет синхронности. Слабые попытки привлечь к себе внимание другого часто остаются без ответа или просто не замечаются.
В конце второго года жизни на фоне усиливающегося интереса к сверстникам растут инициативность и чувствительность к обращениям ровесника. Эти два параметра потребности в общении бурно нарастают на третьем году жизни. В этом возрасте уже все четыре параметра коммуникативной потребности оказываются сформированными и о детских контактах можно говорить как о полноценном общении.