Упражнения и контрольные задания
1. Определите характер грамматических нарушений. Исправьте ошибки.
1) Автор дает беспощадную характеристику светскому обществу.
2) На задание отправились пять девушек во главе старшины Федота Васкова.
3) Барон жил жизнью, предназначенной им происхождением.
4) Большинство произведений Некрасова посвящены крестьянам.
5) Гоголь и Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает человеческие пороки.
6) Поняв, что приближающаяся беда грозит всем, Безухова охватывает непреодолимое желание убить Наполеона.
7) Роман "Плаха" о современной жизни, тема которого затрагивает конфликт между силами добра и зла.
8) Погода была чудесна, прекрасна, солнечная, совсем без дождей.
9) Недавно мы купили очень красивую бра.
10) Многие считают, что новый преподаватель более образованнее старого.
11) Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника.
2. Определите характер лексико-фразеологических нарушений. Исправьте ошибки.
1) Это конфликт закостенелого фамусовского общества с яркой и сильной личностью.
2) Тема экологичности, если выражаться современным языком, волновала и наших великих классиков.
3) Песенный ритм этого стихотворения говорит совершенно о многом.
4) Данко обладает мифологической силой духа.
5) Утешительство Луки приручает к терпению, покорности, уводит от действительного отношения к жизни.
6) "Кому на Руси жить хорошо" и в целом, и в каждой из своих частей напоминает крестьянскую мирскую сходку, которая является выражением народного демократического самосознания.
7) Виктор Астафьев на страницы "Печального детектива" выливает столько грязи, пошлости и косности, что становится страшно.
8) В произведении "Петр I" А. Толстой выразил эпоху патриархальной России.
9) Герои пьесы обречены волочить жалкое существование на дне жизни.
3. Найдите и объясните в тексте изложения старшеклассника нарушения грамматических норм и норм словоупотребления. Отредактируйте текст, исправив все обнаруженные ошибки.
Как работал Чехов.
Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жил рядом с ним, угадывал, что в сознании писателя всегда кипела внутренняя работа.
Казалось, его органы чувств постоянно закрепляли в памяти выражения, диалоги, краски, запахи, многие из которых Чехов заносил в записную книжку. Не оказавшись книжки под рукой, он записывал на чем попало: на клочке бумаги, чужой визитной карточке, на обороте адресованного к нему письма. Чехов любил говорить, что тема дается случаем. Но писатель не ждал, когда случай придет к нему, а сам мчался ему навстречу, упорно выискивая тему, как охотник вынюхивает дичь.
Это значило, что темы составлялись Чеховым, не сидя в кабинете за письменным столом. Благодаря этим постоянным поискам, писатель часто отлучался из дому, проводя многие часы в ночных чайных, гостиницах уездных городов, железнодорожных станциях.
Строки из записных книжек быстро превращались в наброски к будущим произведениям, потом - в черновик, вокруг покрытый исправлениями и вставками. Рукописи всех настоящих мастеров зачеркнуты вдоль и поперек.
Чехов хорошо знал, что писать просто - самое трудное занятие. Он добивался, чтобы в рассказе не было ни одного ненужного слова, и бездушно зачеркивал все, что казалось ему лишним. "Краткость - сестра таланта", - замечал он. Радуясь, когда находил эту краткость у Лермонтова, у французского писателя Мопассана.
Проанализируем этот текст с точки зрения его композиционной стройности и речевого оформления.
Те кто жил рядом с ним, угадывал... Грамматическая ошибками согласовании подлежащего и сказуемого (правильно: Те, кто жили, угадывали...).
Казалось, его органы чувств постоянно закрепляли в памяти выражения, диалоги, краски, запахи, многие из которых Чехов заносил в записную книжку. Нарушена лексическая сочетаемость: краски и запахи нельзя занести в записную книжку. Один из отредактированных вариантов: Многое из подмеченного Чехов заносил в записную книжку.
Не оказавшись книжки под рукой, он записывал на чем попало... Грамматическая ошибка, как в употреблении, так и в построении деепричастного оборота.
...адресованного к нему письма. — Грамматическая ошибка в структуре словосочетания, связанная с неверным выбором формы глагольного управления: адресованный кому? ему (управление беспредложное).
Но писатель не ждал, когда случай придет к нему, а сам мчался ему навстречу... - Замена слова в устойчивом сочетании идти навстречу ничем не оправдана.
...упорно выискивая тему, как охотник вынюхивает дичь. - Ошибка в словоупотреблении (дичь вынюхивает не охотник, а собака) повлекла за собой стилистическое нарушение: употребление слова вынюхивать по отношению к человеку является явно просторечным. Сравнение надуманно, не содержит зрительного образа. Вероятно, выбор подходящего синонима к словам выискивать и вынюхивать (например, выслеживать) сделает сравнение более точным.
Данный абзац необходимо разбить на два: абзацным отступом не отделена новая, очень важная мысль о том, откуда черпал писатель темы своих произведений.
...темы составлялись Чеховым, не сидя в кабинете за письменным столом. - Предложение составлено неудачно, поскольку содержит сразу две ошибки:
1) грамматическую (неверно употреблен деепричастный оборот);
2) лексическую (нарушение лексической сочетаемости): придумывать, выдумывать тему, а не составлять.
Благодаря этим постоянным поискам, писатель часто отлучался из дому, проводя многие часы в ночных чайных, гостиницах уездных городов, железнодорожных станциях. - Распространенная ошибка в употреблении предлога "благодаря" (этот предлог лучше заменить синонимичными из-за, ввиду, по причине, вследствие). Кроме того, предлог "в", употребленный один раз, не может быть отнесен к слову "станциях" (где?на станциях).
Строки из записных книжек быстро превращались... -
Подчеркнутое слово - лишнее.
...Черновик, вокруг покрытый исправлениями и вставками.
- При первом чтении текста вы, без сомнения, обратили внимание на ошибочное словоупотребление, искажающее смысл того, о чем хотел написать ученик. Лексическая ошибка в выборе синонима (сплошь, кругом).
Рукописи всех настоящих мастеров зачеркнуты вдоль и поперек. - Лексическая ошибка - смешение паронимов, близких по значению (зачеркнуть - перечеркнуть). Кроме того, в следующем абзаце употреблено слово зачеркивать.
....Бездушно зачеркивал все, что казалось ему лишним — Лексическая ошибка, связанная с неверным выбором синонима (бездушно - безжалостно).
"Краткость - сестра таланта", — замечал он. Радуясь, когда находил эту краткость у Лермонтова, у французского писателя Мопассана. - Грамматическая ошибка: нарушены границы предложения. Вследствие этого деепричастие во второй части "повисает", отсутствует предложение, в котором оно должно обозначать добавочное действие. Можно соединить две части в одно предложение с деепричастным оборотом, можно убрать деепричастный оборот и составить новое предложение и т.д.
4. Найдите и объясните в тексте нарушения грамматических норм и норм словоупотребления. Отредактируйте текст, исправив все обнаруженные ошибки.
Самосознание и образ "я".
Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и образа "я", то есть самовосприятия личности.
Как, становясь взрослее, меняется образ "я"? Психологические исследования в этой проблеме идут в нескольких направлениях.
Прежде всего, изучается, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценки, какое значение отводится внешности, а какое - умственным и моральным качествам.
Для старшеклассников внешность - самая важнейшая сторона жизни. Юноши и девушки, проводящие долгие часы перед зеркалом, которые решают, что лучше одеть, делают это не благодаря самодовольству, а в большинстве случаев из-за чувства тревоги. Ведь броские наряды для них - это средство для того, чтобы получить подтверждениео том, что опасения напрасны, что они интересуют окружающих.
С возрастом, озабоченность о своей внешности становится менее значительнее. На первый план при самооценке теперь выдвигаются ряд свойств самой личности: умственные способности, волевые и моральные качества. Но одни оценивают себя по учебным результатам, спортивным достижениям, другие представляют возможность окружающим влиять на самооценку, больше прислушиваясь к их мнению, чем к собственному. Однако самокритичность к себе далеко не всегда является показателем заниженной самооценки.
Надо отличать критическое отношение к себе тех подростков и молодежи, которые проявляют склонность к депрессии, и тех, кто в своем стремлении к совершенству выбрал слишком высокий критерий для подражания. Этот критерий так высок, что сравнивая с ним свои достижения, они кажутся молодым людям незначительными.
5. Отредактируйте тексты сочинений старшеклассников и абитуриентов.
Ранний романтизм Горького
В конце 90-х годов XIX века читатель был удивлен появлением трех томов "Очерков и рассказов" нового писателя — М. Горького. "Большой и оригинальный талант", - это была общая мысль о новом писателе и его книгах.
В обществе растущее недовольство и ожидание перемен отобразилось в творчестве молодого М. Горького. Герои этих рассказов - люди "с солнцем в крови", сильные, гордые, красивые, эти герои мечта Горького, такой герой должен "усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее".
Прочитав ранние романтические рассказы М. Горького, нам становится ясно, что центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному труду и подвигу во имя блага своего народа. Огромнейшее значение в раскрытии этого образа играет рассказ "Старуха Изергиль". В образ Данко Горький вложил гуманную идею о человеке. Этот человек все силы отдает служению народу. Данко - молодой красавец, смелый и решительный. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их. Он разорвал себе грудь и вырвал из нее сердце и поднял над головой. Освещая путь людям горящим сердцем, они пошли вперед. "В жизни всегда есть место подвигам," - говорит старуха Изергиль. Об идее возвышенного подвига и во имя людей Горький написал в своей знаменитой "Песне и Соколе" Сокол - олицетворение борца за счастье своего народа. В 1901 году Горький написал "Песню о Буревестнике". Буревестник - воплощение героизма. Он противоположен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам. Журнал, в котором была напечатана эта песня, был закрыт.
Проблема добра и зла в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
В течение тысячелетий жизнь людей стремительно менялась: изменялся внешний облик городов, внешность людей, а человеческие ценности оставались неизменными. Но наряду с истинными ценностями рядом с человеком, в его душе жили пороки: зло, жадность, подлость. Классики русского слова в своих произведениях пытались дать ответы на многочисленные вопросы человечества.
Будь то нравственные искания героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова до и после восстания на Сенатской площади, или осознание преступности собственной теории Родионом Раскольниковым, или душевное обнищание героев Чехова, или стремление к счастью персонажей Толстого, - все это лишь попытка открыть, а точнее - приоткрыть человеческую душу, разобраться в причине пороков.
Полнее всего спектр человеческих недостатков отразился в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита", и, как подлинный гений, злу, жестокости, жадности, подлости он противопоставил светлые, чистые человеческие чувства: любовь, преданность, способность жертвовать собой ради любимого человека.
Неоднозначно отношение автора к своим героям, по-разному к ним относятся читатели. Читая роман, надо бы ненавидеть взяточников, пьяниц, карьеристов, но жалость опережает ненависть.
Разве можно ненавидеть покойного Берлиоза, боящегося отступить о правовых норм тоталитарного государства? Можно ли не сочувствовать Степе Лиходееву, не способному разобраться в трудностях личной жизни и профессиональных проблемах? Искренне пожалеть можно и взяточника Никанора Ивановича Босого. Да, боязнь за собственную жизнь, любовь к кутежам, страсть к деньгам были присущи людям всех времен и народов. А нравственная нищета не должна оправдываться, она подлежит осмеянию и наказанию. Булгаков, подтверждая неоднозначность человеческой души, избирает карателем зла того, кто сам состоит из злостных пороков и недостатков.
Возвращаясь к истории Мастера и Маргариты, нельзя однозначно утверждать, что зло или добро взяло верх. Разве кто-нибудь осмелится утверждать, что Маргарита - святая, даже учитывая ее преданность Мастеру и заслугу в сохранении рукописей?.. Нет, она не святая - она ведьма! Она продала душу дьяволу, но не ради себя, а ради счастья того, чье имя и чей образ освещали ее спокойную жизнь, о которой мечтали тысячи ее современниц и которую она ненавидела. Нельзя с уверенностью сказать, что победило зло или одержало победу добро, но можно утверждать, что победила человеческая душа с ее достоинствами и недостатками.
Добро и зло вечно борются в душах людей, заставляя их страдать, метаться, искать выхода эмоциям. Зло становится сильней - и человек совершает преступление, развязывает войну, нарушает спокойствие окружающих. Добро, одерживая победу, одухотворяет людей, толкает их на подвиги, призывает к перу и кисти. Конца схватке не будет никогда, пока жива мятущаяся и страстная человеческая душа.
6. Отредактируйте тексты, устранив грамматические, лексические и стилистические нарушения.
Менеджер.
Работа управленца трудная, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый менеджер должен научиться обращаться сам с собой в качестве уникального, драгоценного ресурса, чтобы поддерживать свою производительность. Есть руководители, рискующие своим здоровьем и которые позволяют волнениям и рабочим заботам поглощать их энергию. Те руководители, которые не умеют правильно "разряжаться", не целиком используют свое время и энергию и не умеющие справиться со стрессами, возникнувшими в жизни управленца, ограничены неспособностью управлять собой. От менеджеров ежедневно ожидается прием решений, основывающихся на своих индивидуальных личных ценностях и принципах. Недостаточно прояснив для себя личные ценности, менеджеру будет не хватать твердых оснований для суждений, которые могут восприниматься поэтому окружавшими как необоснованные. Современная концепция сегодняшнего дня рассматривает управление, что оно в целом ориентировано на такие ценности, как эффективность, реализация потенциала работников и растущая готовность к нововведениям. Менеджеры, для которых неясны собственные основные принципы или которые в них непостоянны, или чьи ценности не соответствуют времени, ограничены размытостью своих личных ценностей.
О преимуществах уверенности. Вне зависимости от содержательности своей речи, люди, которые мямлят, говорят несвязно, воспринимаются менее значительнее, чем те, которые говорят ясно и убедительно. Мы означаем последних в качестве уверенных в себе людей. Развить навыки поведения уверенного в себе человека, увеличивая таким образом способность успешно влиять на других, вполне возможно. Мы называем уверенностью в себе качество, которое демонстрируют люди, знающие чего они ощущают и чего хотят, действия которых, выражающие их взгляды, четки и ясные, которые не позволяют себе прибегать к обходным путям и добивающиеся того, чтобы всем была ясна их позиция.. Уверенность в себе - это далеко не то же, что агрессивность. Агрессивный человек может быть назван слишком напористым. Агрессивность часто приводит к попыткам испугать других, нарушить их права. Уверенный в себе человек реализует свое индивидуальное право свободно высказывать свой взгляд и добиваться того, чтобы его слушали, уважая при этом права других людей. Умение быть по-настоящему уверенным в себе можно идентифицировать, и ему можно научиться, увеличивая способность в себе позитивно действовать на окружающих. Уверенность в себе - это часто подход к жизни и одновременно социальный знак, который усваивается в раннем возрасте, зачастую влияя на человека в различных формах.
Варианты контрольных работ по теме: «Правильность речи. Нормы русского, литературного языка»
Вариант 1
1. Перепишите, ставя ударение:
эксперт, приведенный, шофер, облегчить, отзыв, закупорить, премировать, средства, обеспечение, цемент, статуя, кулинария, сливовый, теплопровод, гладильный.
2. Отметьте случаи твердого произношения согласных перед буквой "е" в заимствованных словах:
термин, бутерброд, свитер, лазер, фонетика, анестезия, шинель.
3. Отметьте случаи перехода "е " в "о ":
афера, заселенный, маневр.
4. Образуйте от существительных форму именительного падежа множественного числа:
шофер, счет, редактор, жемчуг, конструктор, ректор, терем.
5. Определите род имен существительных:
толь, шимпанзе, барокко, травести, антраша, рантье, вальс-фантазия, АТС, Гоби.
6. Спишите, записывая числительные прописью:
1) Не менее 721850 наименований.
2) Около 9894 подразделений.
7. Согласуйте сказуемое с подлежащим:
1) Часть студентов получил... стипендию.
2) Детство и юность ее прошл... в городе.
3) Ряд писем был... получен... в этом месяце.
8. Исправьте ошибки, определите тип нарушения.
1) Ранние произведения Горького напоминаютбайронические поэмы.
2) Этот человек не боится опасностей и рисков.
3) Несколько стихотворений написаны в этот период.
Вариант 2
1. Перепишите, ставя ударение:
квартал, еретик, упрощенный, усугубить, договор, раскупорить, избаловать, туфля, сосредоточение, христианин, зубчатый, цыган, нефтепровод, диспансер, августовский.
2. Отметьте случаи перехода "е" в "о":
опека, посоленный, маневренный.
3. Отметьте случаи твердого произношения согласных перед буквой "е " в заимствованных словах:
тенор, адекватный, тенденция, сессия, антенна, брюнет.
4. Образуйте от существительных форму именительного падежа множительного числа:
сектор, лектор, тенор, округ, договор, образ, мех, токарь, цех.
5. Определите род имен существительных:
тюль, алиби, амплуа, колибри, алоэ, буржуа, кресло-качалка, Токио, ЖЭУ.
6. Спишите, записывая числительные прописью:
1) Город с 949840 жителями.
2) Около 147,5 (гектары).
7. Согласуйте сказуемое с подлежащим:
1) Большая часть книг получен... вчера.
2) Установка нового и реконструкция старого оборудования вед...тся параллельно.
3) Большинство произведений Некрасова посвящен… русскому крестьянству.
8. Исправьте ошибки, допущенные абитуриентами в сочинениях. Определите тип нарушения.
1) Этим эпизодом автор отражает ядро романа.
2) Сколько любви ко всему живому содержится в стихах Есенина, сжимая сердце от жалости к братьям нашим меньшим.
3) Наташа отдает все подводы солдатам. И искренне рада их спасению.
Вариант 3
1. Перепишите, ставя ударение:
феномен, углубленный, верба, расклеить,звонишь, начал, запломбировать, ходатайство, черпать, завсегдатай, корысть, наверх, дремота, тигровый, завидно, приободрить.
2. Отметьте случаи перехода "е " в "о ":
приобретенный, истекший, афера.
3. Отметьте случаи твердого произношения согласных перед буквой "е" в словах иноязычного происхождения:
термос, лотерея, пенсне, купе, индекс, шинель, бижутерия, свитер, диспансер.
4. Употребите формы родительного падежа множественного числа существительных, раскрывая скобки и дописывая, где требуется, окончания:
пара (носки), полк (гусары), пара (серьги), 5 килограмм..., несколько (якуты и башкиры), пара (клипсы), 400 грамм…, 8 Ом..., несколько (капли).
5. Определите род имен существительных:
вуаль, досье, варьете, иваси, травести, жюри, леди, альфа-излучение, Тбилиси, ГЭК.
6. Спишите, записывая числительные прописью:
1) Принятый 549 предприятиями план.
2) Более 897684 единиц хранения.
7. Согласуйте сказуемоес подлежащим:
1) Ряд студентов нашей группы получил... направление на практику в Германию.
2) В аудитории находится преподаватель и студенты.
3) Кресло-кроватьотодвинут... к стене.
8. Исправьте ошибки. Определите тип нарушения.
1) Для нас стало очевидным разрушительное действие человека на природу.
2) Нам тоже следовало бы уделять пристальное внимание к своим истокам.
3) Князь Андрей был предан делам своего полка, заботлив о людях и офицерах.
Вариант 4
1. Перепишите, ставя ударение:
генезис, приобретенный, коклюш, приободрить, шевелишь, приняли, ходатайствовать, индустрия, сформировать, таможня, гусеница, немота, грушевый, газопровод, добыча угля, черпать.
2. Отметьте случаи перехода "е" в"о":
разношерстный, современный, оценен.
3. Отметьте случи твердого произношения согласных перед буквой "е" в заимствованных словах:
компьютер, бассейн, партер, пюре, тембр, крем, шатен, ателье, шинель.
4. Образуйте от существительных форму именительного падежа множественного числа:
диспетчер, инженер, ястреб, катер, приговор, хлеб, лист, шофер.
5. Определите род имен существительных:
мозоль, клише, арго, кольраби, леди, кюре, автомобиль-мастерская, Сочи, МГУ.
6. Раскройте скобки, запишите числительные прописью:
1) Не менее 2890 студентов.
2)Более 847,5 (центнеры).
7. Согласуйте определение с определяемым словом:
1) Последн... два тома выйдут через месяц.
2) Перв... две главы работы руководитель уже прочел.
3) Нов... выставка-просмотр методической литературы открыт... в библиотеке.
8. Исправьте ошибки, допущенные абитуриентами в сочинениях. Определите тип нарушения.
1) Герой его ранней поэзии - мятежник, ищущий уединения с природой.
2) Читая это произведение, у нас возникает ощущение причастности к происходящему.
3) Мы видим, как героя может изуродовать среда безнравственности и вседозволенности.
Вариант 5
1. Перепишите, ставя ударение:
щавель, новорожденный, жалюзи, углубить, созыв, откупорить, нормировать, намерение, упрочить, хвоя, алфавит, санитария, кедровый, легкоатлет, кладовая, в плоскостях.
2. Отметьте случаи перехода "е " в "о ":
бесхребетный, валежник, прирученный.
3. Отметьте случаи твердого произношения согласных перед "е " в заимствованных словах:
капелла, декан, партер, генетика, бифштекс, пюре, брюнет, свитер.
4. Образуйте от существительных форму именительного падежа множественного числа:
почерк, офицер, инструктор, вексель, бухгалтер, гражданин, лектор, торт.
5. Определите род имен существительных:
шампунь, регби, шоу, цеце, хиппи, конферансье, музей-усадьба, ЭВМ, Миссисипи.
6. Раскроите скобки, запишите числительные прописью:
1) Фонд библиотеки ежегодно пополняется 500 - 600 книгами.
2) Не менее 97,5 % (проценты).
7. Согласуйте сказуемое с подлежащим:
1) Часть работ направлен... на экспертизу.
2) Большинство книг посвящен... проблемам внешней экономики.
3) Несколько выпускников нашего факультета получил... направление в школы города.
8. Исправьте ошибки. Определите тип нарушения.
1) Об этом недостатке не раз указывалось учителем.
2) Действие комедии захватывает длинный период русской истории.
3) Все это оставляет неизгладимое впечатление на Родиона Раскольникова, и он начинает вынашивать план убийства.
Вариант 6
1. Перепишите, ставя ударение в словах:
свекла, внесенный, партер, принудить, теплиться, сажень, закупорить, каталог, вероисповедание, еретик, мытарство, изобретение, оптовый, деспотия, на похоронах, мельком, туфля.
2. Отметьте, что произносится на месте орфографического"чн "- "шн " или"чн ":
скучно, скворечник, нарочно, булочная, яичница, пустяшный, будничный.
3. Отметьте случаи твердого произношения согласных перед "е":
бутерброд, менеджер, сессия, компьютер, брюнет, диспансер, лотерея, тенор, термин.
4. Употребите формы родительного падежа множественного числа, раскрывая скобки и дописывая, где требуется, окончание:
несколько (молдаване, грузины, татары, казахи); восемь килограмм... (помидоры), пара (грабли), купить несколько килограмм... (баклажаны, апельсины, яблоки).
5. Определите род имен существительных:
попурри, какаду, салями, толь, тюль, кресло-качалка, Баку,ГЭС, протеже.
6. Правильно согласуйте определения с определяемымисловами:
1) В числе победителей оказались команды КВН исторического и филологического (факультета / факультетов).
2) Три (соседние / соседних) здания были построены в прошлом году.
3) (Первые / первых) два места поделили студенты саратовских вузов.
7. Раскройте скобки, запишите числительные прописью:
1) Город с 857500 жителями.
2) Около 97,5 % (проценты).
8. Исправьте ошибки, допущенные абитуриентами в сочинении. Определите характер нарушений.
1) А. Мартынов в стихотворении "В ядре" производит диалог человека с землей, жаждущего познать все ее тайны.
2) В романе много примеров о том, что герой любит природу.
3) Поэт часто применяет в своих произведениях народное творчество.
3. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ