Упражнения и контрольные задания

1. Определите характер грамматических нарушений. Ис­правьте ошибки.

1) Автор дает беспощадную характеристику светскому обществу.

2) На задание отправились пять девушек во главе старшины Фе­дота Васкова.

3) Барон жил жизнью, предназначенной им проис­хождением.

4) Большинство произведений Некрасова посвящены крестьянам.

5) Гоголь и Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает человеческие пороки.

6) Поняв, что приближающаяся беда грозит всем, Безухова охватывает непреодолимое желание убить Напо­леона.

7) Роман "Плаха" о современной жизни, тема которого за­трагивает конфликт между силами добра и зла.

8) Погода была чудесна, прекрасна, солнечная, совсем без дождей.

9) Недавно мы купили очень красивую бра.

10) Многие считают, что новый пре­подаватель более образованнее старого.

11) Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника.

2. Определите характер лексико-фразеологических наруше­ний. Исправьте ошибки.

1) Это конфликт закостенелого фамусовского общества с яркой и сильной личностью.

2) Тема экологичности, если выра­жаться современным языком, волновала и наших великих класси­ков.

3) Песенный ритм этого стихотворения говорит совершенно о многом.

4) Данко обладает мифологической силой духа.

5) Утешительство Луки приручает к терпению, покорности, уво­дит от действительного отношения к жизни.

6) "Кому на Руси жить хорошо" и в целом, и в каждой из своих частей напоминает крестьянскую мирскую сходку, которая является выражением на­родного демократического самосознания.

7) Виктор Астафьев на страницы "Печального детектива" выливает столько грязи, по­шлости и косности, что становится страшно.

8) В произведении "Петр I" А. Толстой выразил эпоху патриархальной России.

9) Герои пьесы обречены волочить жалкое существование на дне жизни.

3. Найдите и объясните в тексте изложения старшекласс­ника нарушения грамматических норм и норм словоупотребле­ния. Отредактируйте текст, исправив все обнаруженные ошиб­ки.

 

Как работал Чехов.

Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жил рядом с ним, угадывал, что в сознании писателя всегда кипе­ла внутренняя работа.

Казалось, его органы чувств постоянно закрепляли в памяти выражения, диалоги, краски, запахи, многие из которых Чехов заносил в записную книжку. Не оказавшись книжки под рукой, он записывал на чем попало: на клочке бумаги, чужой визитной карточке, на обороте адресованного к нему письма. Чехов любил говорить, что тема дается случаем. Но писатель не ждал, когда случай придет к нему, а сам мчался ему навстречу, упорно выис­кивая тему, как охотник вынюхивает дичь.

Это значило, что темы составлялись Чеховым, не сидя в ка­бинете за письменным столом. Благодаря этим постоянным поис­кам, писатель часто отлучался из дому, проводя многие часы в ночных чайных, гостиницах уездных городов, железнодорожных станциях.

Строки из записных книжек быстро превращались в набро­ски к будущим произведениям, потом - в черновик, вокруг по­крытый исправлениями и вставками. Рукописи всех настоящих мастеров зачеркнуты вдоль и поперек.

Чехов хорошо знал, что писать просто - самое трудное за­нятие. Он добивался, чтобы в рассказе не было ни одного ненуж­ного слова, и бездушно зачеркивал все, что казалось ему лишним. "Краткость - сестра таланта", - замечал он. Радуясь, когда нахо­дил эту краткость у Лермонтова, у французского писателя Мо­пассана.

Проанализируем этот текст с точки зрения его композици­онной стройности и речевого оформления.

Те кто жил рядом с ним, угадывал... Грамматическая ошибками согласовании подлежащего и сказуемого (правильно: Те, кто жили, угадывали...).

Казалось, его органы чувств постоянно закрепляли в памя­ти выражения, диалоги, краски, запахи, многие из которых Чехов заносил в записную книжку. Нарушена лексическая сочетае­мость: краски и запахи нельзя занести в записную книжку. Один из отредактированных вариантов: Многое из подмеченного Чехов заносил в записную книжку.

Не оказавшись книжки под рукой, он записывал на чем по­пало... Грамматическая ошибка, как в употреблении, так и в по­строении деепричастного оборота.

...адресованного к нему письма. — Грамматическая ошибка в структуре словосочетания, связанная с неверным выбором формы глагольного управления: адресованный кому? ему (управление беспредложное).

Но писатель не ждал, когда случай придет к нему, а сам мчался ему навстречу... - Замена слова в устойчивом сочетании идти навстречу ничем не оправдана.

...упорно выискивая тему, как охотник вынюхивает дичь. - Ошибка в словоупотреблении (дичь вынюхивает не охотник, а собака) повлекла за собой стилистическое нарушение: употреб­ление слова вынюхивать по отношению к человеку является явно просторечным. Сравнение надуманно, не содержит зрительного образа. Вероятно, выбор подходящего синонима к словам выис­кивать и вынюхивать (например, выслеживать) сделает сравне­ние более точным.

Данный абзац необходимо разбить на два: абзацным от­ступом не отделена новая, очень важная мысль о том, откуда черпал писатель темы своих произведений.

...темы составлялись Чеховым, не сидя в кабинете за пись­менным столом. - Предложение составлено неудачно, поскольку содержит сразу две ошибки:

1) грамматическую (неверно упот­реблен деепричастный оборот);

2) лексическую (нарушение лек­сической сочетаемости): придумывать, выдумывать тему, а не составлять.

Благодаря этим постоянным поискам, писатель часто от­лучался из дому, проводя многие часы в ночных чайных, гостини­цах уездных городов, железнодорожных станциях. - Распростра­ненная ошибка в употреблении предлога "благодаря" (этот пред­лог лучше заменить синонимичными из-за, ввиду, по причине, вследствие). Кроме того, предлог "в", употребленный один раз, не может быть отнесен к слову "станциях" (где?на станциях).

Строки из записных книжек быстро превращались... -

Подчеркнутое слово - лишнее.

...Черновик, вокруг покрытый исправлениями и вставками.

- При первом чтении текста вы, без сомнения, обратили внима­ние на ошибочное словоупотребление, искажающее смысл того, о чем хотел написать ученик. Лексическая ошибка в выборе сино­нима (сплошь, кругом).

Рукописи всех настоящих мастеров зачеркнуты вдоль и по­перек. - Лексическая ошибка - смешение паронимов, близких по значению (зачеркнуть - перечеркнуть). Кроме того, в следующем абзаце употреблено слово зачеркивать.

....Бездушно зачеркивал все, что казалось ему лишним — Лексическая ошибка, связанная с неверным выбором синонима (бездушно - безжалостно).

"Краткость - сестра таланта", — замечал он. Радуясь, ко­гда находил эту краткость у Лермонтова, у французского писа­теля Мопассана. - Грамматическая ошибка: нарушены границы предложения. Вследствие этого деепричастие во второй части "повисает", отсутствует предложение, в котором оно должно обо­значать добавочное действие. Можно соединить две части в одно предложение с деепричастным оборотом, можно убрать деепри­частный оборот и составить новое предложение и т.д.

4. Найдите и объясните в тексте нарушения грамматиче­ских норм и норм словоупотребления. Отредактируйте текст, исправив все обнаруженные ошибки.

Самосознание и образ "я".

 

Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и образа "я", то есть самовосприятия личности.

Как, становясь взрослее, меняется образ "я"? Психологиче­ские исследования в этой проблеме идут в нескольких направле­ниях.

Прежде всего, изучается, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценки, какое значение отводится внешности, а ка­кое - умственным и моральным качествам.

Для старшеклассников внешность - самая важнейшая сто­рона жизни. Юноши и девушки, проводящие долгие часы перед зеркалом, которые решают, что лучше одеть, делают это не бла­годаря самодовольству, а в большинстве случаев из-за чувства тревоги. Ведь броские наряды для них - это средство для того, чтобы получить подтверждениео том, что опасения напрасны, что они интересуют окружающих.

С возрастом, озабоченность о своей внешности становится менее значительнее. На первый план при самооценке теперь вы­двигаются ряд свойств самой личности: умственные способности, волевые и моральные качества. Но одни оценивают себя по учеб­ным результатам, спортивным достижениям, другие представля­ют возможность окружающим влиять на самооценку, больше прислушиваясь к их мнению, чем к собственному. Однако само­критичность к себе далеко не всегда является показателем зани­женной самооценки.

Надо отличать критическое отношение к себе тех подрост­ков и молодежи, которые проявляют склонность к депрессии, и тех, кто в своем стремлении к совершенству выбрал слишком вы­сокий критерий для подражания. Этот критерий так высок, что сравнивая с ним свои достижения, они кажутся молодым людям незначительными.

5. Отредактируйте тексты сочинений старшеклассников и абитуриентов.

Ранний романтизм Горького

 

В конце 90-х годов XIX века читатель был удивлен появле­нием трех томов "Очерков и рассказов" нового писателя — М. Горького. "Большой и оригинальный талант", - это была об­щая мысль о новом писателе и его книгах.

В обществе растущее недовольство и ожидание перемен отобразилось в творчестве молодого М. Горького. Герои этих рас­сказов - люди "с солнцем в крови", сильные, гордые, красивые, эти герои мечта Горького, такой герой должен "усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительно­сти, против всякого гнета ее".

Прочитав ранние романтические рассказы М. Горького, нам становится ясно, что центральным образом романтических про­изведений Горького раннего периода является образ героическо­го человека, готового к самоотверженному труду и подвигу во имя блага своего народа. Огромнейшее значение в раскрытии этого образа играет рассказ "Старуха Изергиль". В образ Данко Горький вложил гуманную идею о человеке. Этот человек все силы отдает служению народу. Данко - молодой красавец, смелый и решительный. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их. Он разорвал себе грудь и вырвал из нее сердце и поднял над головой. Освещая путь людям горящим сердцем, они пошли вперед. "В жизни всегда есть место подвигам," - говорит старуха Изергиль. Об идее воз­вышенного подвига и во имя людей Горький написал в своей знаменитой "Песне и Соколе" Сокол - олицетворение борца за счастье своего народа. В 1901 году Горький написал "Песню о Буревестнике". Буревестник - воплощение героизма. Он проти­воположен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам. Журнал, в ко­тором была напечатана эта песня, был закрыт.

Проблема добра и зла в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

 

В течение тысячелетий жизнь людей стремительно меня­лась: изменялся внешний облик городов, внешность людей, а че­ловеческие ценности оставались неизменными. Но наряду с ис­тинными ценностями рядом с человеком, в его душе жили поро­ки: зло, жадность, подлость. Классики русского слова в своих произведениях пытались дать ответы на многочисленные вопро­сы человечества.

Будь то нравственные искания героев Грибоедова, Пушки­на, Лермонтова до и после восстания на Сенатской площади, или осознание преступности собственной теории Родионом Раскольниковым, или душевное обнищание героев Чехова, или стремле­ние к счастью персонажей Толстого, - все это лишь попытка от­крыть, а точнее - приоткрыть человеческую душу, разобраться в причине пороков.

Полнее всего спектр человеческих недостатков отразился в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита", и, как подлинный гений, злу, жестокости, жадности, подлости он противопоставил светлые, чистые человеческие чувства: любовь, преданность, способность жертвовать собой ради любимого человека.

Неоднозначно отношение автора к своим героям, по-разному к ним относятся читатели. Читая роман, надо бы ненави­деть взяточников, пьяниц, карьеристов, но жалость опережает ненависть.

Разве можно ненавидеть покойного Берлиоза, боящегося отступить о правовых норм тоталитарного государства? Можно ли не сочувствовать Степе Лиходееву, не способному разобраться в трудностях личной жизни и профессиональных проблемах? Ис­кренне пожалеть можно и взяточника Никанора Ивановича Босо­го. Да, боязнь за собственную жизнь, любовь к кутежам, страсть к деньгам были присущи людям всех времен и народов. А нравст­венная нищета не должна оправдываться, она подлежит осмея­нию и наказанию. Булгаков, подтверждая неоднозначность чело­веческой души, избирает карателем зла того, кто сам состоит из злостных пороков и недостатков.

Возвращаясь к истории Мастера и Маргариты, нельзя одно­значно утверждать, что зло или добро взяло верх. Разве кто-нибудь осмелится утверждать, что Маргарита - святая, даже учи­тывая ее преданность Мастеру и заслугу в сохранении рукопи­сей?.. Нет, она не святая - она ведьма! Она продала душу дьяво­лу, но не ради себя, а ради счастья того, чье имя и чей образ ос­вещали ее спокойную жизнь, о которой мечтали тысячи ее совре­менниц и которую она ненавидела. Нельзя с уверенностью ска­зать, что победило зло или одержало победу добро, но можно ут­верждать, что победила человеческая душа с ее достоинствами и недостатками.

Добро и зло вечно борются в душах людей, заставляя их страдать, метаться, искать выхода эмоциям. Зло становится силь­ней - и человек совершает преступление, развязывает войну, на­рушает спокойствие окружающих. Добро, одерживая победу, одухотворяет людей, толкает их на подвиги, призывает к перу и кисти. Конца схватке не будет никогда, пока жива мятущаяся и страстная человеческая душа.

6. Отредактируйте тексты, устранив грамматические, лексические и стилистические нарушения.

Менеджер.

Работа управленца трудная, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый менеджер должен научиться обращаться сам с собой в качестве уникального, драгоценного ресурса, чтобы под­держивать свою производительность. Есть руководители, рис­кующие своим здоровьем и которые позволяют волнениям и ра­бочим заботам поглощать их энергию. Те руководители, которые не умеют правильно "разряжаться", не целиком используют свое время и энергию и не умеющие справиться со стрессами, возник­нувшими в жизни управленца, ограничены неспособностью управлять собой. От менеджеров ежедневно ожидается прием решений, основывающихся на своих индивидуальных личных ценностях и принципах. Недостаточно прояснив для себя личные ценности, менеджеру будет не хватать твердых оснований для суждений, которые могут восприниматься поэтому окружавшими как необоснованные. Современная концепция сегодняшнего дня рассматривает управление, что оно в целом ориентировано на та­кие ценности, как эффективность, реализация потенциала работ­ников и растущая готовность к нововведениям. Менеджеры, для которых неясны собственные основные принципы или которые в них непостоянны, или чьи ценности не соответствуют времени, ограничены размытостью своих личных ценностей.

О преимуществах уверенности. Вне зависимости от содержательности своей речи, люди, которые мямлят, говорят несвязно, воспринимаются менее значи­тельнее, чем те, которые говорят ясно и убедительно. Мы означа­ем последних в качестве уверенных в себе людей. Развить навыки поведения уверенного в себе человека, увеличивая таким образом способность успешно влиять на других, вполне возможно. Мы называем уверенностью в себе качество, которое демонстрируют люди, знающие чего они ощущают и чего хотят, действия кото­рых, выражающие их взгляды, четки и ясные, которые не позво­ляют себе прибегать к обходным путям и добивающиеся того, чтобы всем была ясна их позиция.. Уверенность в себе - это да­леко не то же, что агрессивность. Агрессивный человек может быть назван слишком напористым. Агрессивность часто приво­дит к попыткам испугать других, нарушить их права. Уверенный в себе человек реализует свое индивидуальное право свободно высказывать свой взгляд и добиваться того, чтобы его слушали, уважая при этом права других людей. Умение быть по-настоящему уверенным в себе можно идентифицировать, и ему можно научиться, увеличивая способность в себе позитивно дей­ствовать на окружающих. Уверенность в себе - это часто подход к жизни и одновременно социальный знак, который усваивается в раннем возрасте, зачастую влияя на человека в различных фор­мах.

Варианты контрольных работ по теме: «Правильность речи. Нормы русского, литературного языка»

Вариант 1

1. Перепишите, ставя ударение:

эксперт, приведенный, шофер, облегчить, отзыв, закупо­рить, премировать, средства, обеспечение, цемент, статуя, кули­нария, сливовый, теплопровод, гладильный.

2. Отметьте случаи твердого произношения согласных пе­ред буквой "е" в заимствованных словах:

термин, бутерброд, свитер, лазер, фонетика, анестезия, шинель.

3. Отметьте случаи перехода "е " в "о ":

афера, заселенный, маневр.

4. Образуйте от существительных форму именительного падежа множественного числа:

шофер, счет, редактор, жемчуг, конструктор, ректор, те­рем.

5. Определите род имен существительных:

толь, шимпанзе, барокко, травести, антраша, рантье, вальс-фантазия, АТС, Гоби.

6. Спишите, записывая числительные прописью:

1) Не менее 721850 наименований.

2) Около 9894 подразделений.

7. Согласуйте сказуемое с подлежащим:

1) Часть студентов получил... стипендию.

2) Детство и юность ее прошл... в городе.

3) Ряд писем был... получен... в этом месяце.

8. Исправьте ошибки, определите тип нарушения.

1) Ранние произведения Горького напоминаютбайронические поэмы.

2) Этот человек не боится опасностей и рисков.

3) Несколько стихотворений написаны в этот период.

Вариант 2

1. Перепишите, ставя ударение:

квартал, еретик, упрощенный, усугубить, договор, рас­купорить, избаловать, туфля, сосредоточение, христианин, зубча­тый, цыган, нефтепровод, диспансер, августовский.

2. Отметьте случаи перехода "е" в "о":

опека, посоленный, маневренный.

3. Отметьте случаи твердого произношения согласных пе­ред буквой "е " в заимствованных словах:

тенор, адекватный, тенденция, сессия, антенна, брюнет.

4. Образуйте от существительных форму именительного падежа множительного числа:

сектор, лектор, тенор, округ, договор, образ, мех, токарь, цех.

5. Определите род имен существительных:

тюль, алиби, амплуа, колибри, алоэ, буржуа, кресло-качалка, Токио, ЖЭУ.

6. Спишите, записывая числительные прописью:

1) Город с 949840 жителями.

2) Около 147,5 (гектары).

7. Согласуйте сказуемое с подлежащим:

1) Большая часть книг получен... вчера.

2) Установка нового и реконструкция старого оборудо­вания вед...тся параллельно.

3) Большинство произведений Некрасова посвящен… русскому крестьянству.

8. Исправьте ошибки, допущенные абитуриентами в сочи­нениях. Определите тип нарушения.

1) Этим эпизодом автор отражает ядро романа.

2) Сколько любви ко всему живому содержится в стихах Есенина, сжимая сердце от жалости к братьям нашим меньшим.

3) Наташа отдает все подводы солдатам. И искренне ра­да их спасению.

Вариант 3

 

1. Перепишите, ставя ударение:

феномен, углубленный, верба, расклеить,звонишь, на­чал, запломбировать, ходатайство, черпать, завсегдатай, корысть, наверх, дремота, тигровый, завидно, приободрить.

2. Отметьте случаи перехода "е " в "о ":

приобретенный, истекший, афера.

3. Отметьте случаи твердого произношения согласных пе­ред буквой "е" в словах иноязычного происхождения:

термос, лотерея, пенсне, купе, индекс, шинель, бижуте­рия, свитер, диспансер.

4. Употребите формы родительного падежа множествен­ного числа существительных, раскрывая скобки и дописывая, где требуется, окончания:

пара (носки), полк (гусары), пара (серьги), 5 кило­грамм..., несколько (якуты и башкиры), пара (клипсы), 400 грамм…, 8 Ом..., несколько (капли).

5. Определите род имен существительных:

вуаль, досье, варьете, иваси, травести, жюри, леди, аль­фа-излучение, Тбилиси, ГЭК.

6. Спишите, записывая числительные прописью:

1) Принятый 549 предприятиями план.

2) Более 897684 единиц хранения.

7. Согласуйте сказуемоес подлежащим:

1) Ряд студентов нашей группы получил... направление на практику в Германию.

2) В аудитории находится преподаватель и студенты.

3) Кресло-кроватьотодвинут... к стене.

8. Исправьте ошибки. Определите тип нарушения.

1) Для нас стало очевидным разрушительное действие человека на природу.

2) Нам тоже следовало бы уделять пристальное внима­ние к своим истокам.

3) Князь Андрей был предан делам своего полка, забот­лив о людях и офицерах.

Вариант 4

1. Перепишите, ставя ударение:

генезис, приобретенный, коклюш, приободрить, шеве­лишь, приняли, ходатайствовать, индустрия, сформировать, та­можня, гусеница, немота, грушевый, газопровод, добыча угля, черпать.

2. Отметьте случаи перехода "е" в"о":

разношерстный, современный, оценен.

3. Отметьте случи твердого произношения согласных пе­ред буквой "е" в заимствованных словах:

компьютер, бассейн, партер, пюре, тембр, крем, шатен, ателье, шинель.

4. Образуйте от существительных форму именительного падежа множественного числа:

диспетчер, инженер, ястреб, катер, приговор, хлеб, лист, шофер.

5. Определите род имен существительных:

мозоль, клише, арго, кольраби, леди, кюре, автомобиль-мастерская, Сочи, МГУ.

6. Раскройте скобки, запишите числительные прописью:

1) Не менее 2890 студентов.

2)Более 847,5 (центнеры).

7. Согласуйте определение с определяемым словом:

1) Последн... два тома выйдут через месяц.

2) Перв... две главы работы руководитель уже прочел.

3) Нов... выставка-просмотр методической литературы открыт... в библиотеке.

8. Исправьте ошибки, допущенные абитуриентами в сочи­нениях. Определите тип нарушения.

1) Герой его ранней поэзии - мятежник, ищущий уеди­нения с природой.

2) Читая это произведение, у нас возникает ощущение причастности к происходящему.

3) Мы видим, как героя может изуродовать среда без­нравственности и вседозволенности.

Вариант 5

1. Перепишите, ставя ударение:

щавель, новорожденный, жалюзи, углубить, созыв, от­купорить, нормировать, намерение, упрочить, хвоя, алфавит, са­нитария, кедровый, легкоатлет, кладовая, в плоскостях.

2. Отметьте случаи перехода "е " в "о ":

бесхребетный, валежник, прирученный.

3. Отметьте случаи твердого произношения согласных пе­ред "е " в заимствованных словах:

капелла, декан, партер, генетика, бифштекс, пюре, брю­нет, свитер.

4. Образуйте от существительных форму именительного падежа множественного числа:

почерк, офицер, инструктор, вексель, бухгалтер, гражда­нин, лектор, торт.

5. Определите род имен существительных:

шампунь, регби, шоу, цеце, хиппи, конферансье, музей-усадьба, ЭВМ, Миссисипи.

6. Раскроите скобки, запишите числительные прописью:

1) Фонд библиотеки ежегодно пополняется 500 - 600 книгами.

2) Не менее 97,5 % (проценты).

7. Согласуйте сказуемое с подлежащим:

1) Часть работ направлен... на экспертизу.

2) Большинство книг посвящен... проблемам внешней экономики.

3) Несколько выпускников нашего факультета получил... направление в школы города.

8. Исправьте ошибки. Определите тип нарушения.

1) Об этом недостатке не раз указывалось учителем.

2) Действие комедии захватывает длинный период рус­ской истории.

3) Все это оставляет неизгладимое впечатление на Ро­диона Раскольникова, и он начинает вынашивать план убийства.

Вариант 6

1. Перепишите, ставя ударение в словах:

свекла, внесенный, партер, принудить, теплиться, са­жень, закупорить, каталог, вероисповедание, еретик, мытарство, изобретение, оптовый, деспотия, на похоронах, мельком, туфля.

2. Отметьте, что произносится на месте орфографиче­ского"чн "- "шн " или"чн ":

скучно, скворечник, нарочно, булочная, яичница, пустяшный, будничный.

3. Отметьте случаи твердого произношения согласных пе­ред "е":

бутерброд, менеджер, сессия, компьютер, брюнет, дис­пансер, лотерея, тенор, термин.

4. Употребите формы родительного падежа множествен­ного числа, раскрывая скобки и дописывая, где требуется, окон­чание:

несколько (молдаване, грузины, татары, казахи); восемь килограмм... (помидоры), пара (грабли), купить несколько килограмм... (баклажаны, апельсины, яблоки).

5. Определите род имен существительных:

попурри, какаду, салями, толь, тюль, кресло-качалка, Ба­ку,ГЭС, протеже.

6. Правильно согласуйте определения с определяемымисло­вами:

1) В числе победителей оказались команды КВН истори­ческого и филологического (факультета / факультетов).

2) Три (соседние / соседних) здания были построены в прошлом году.

3) (Первые / первых) два места поделили студенты сара­товских вузов.

7. Раскройте скобки, запишите числительные прописью:

1) Город с 857500 жителями.

2) Около 97,5 % (проценты).

8. Исправьте ошибки, допущенные абитуриентами в сочи­нении. Определите характер нарушений.

1) А. Мартынов в стихотворении "В ядре" производит диалог человека с землей, жаждущего познать все ее тайны.

2) В романе много примеров о том, что герой любит природу.

3) Поэт часто применяет в своих произведениях народ­ное творчество.

 

 

3. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ