Парламентаризм периода «перестройки»

Отдельная глава русской политической истории - народное представительство времен «перестройки». Как и накануне русской революции, начавшейся в 1905 г., в «советской» России (СССР) середины 80-х годов XX века господствовал миф о том, что стоит возникнуть «советам», избранным на всеобщих, прямых, тайных и равных выборах, да к тому же при состязательности кандидатов, и всем накопившимся проблемам придет конец. Народ, конечно же, изберет самых лучших. Депутаты непременно будут плоть от его плоти, а не какие-то номенклатурные выдвиженцы, погрязшие в привилегиях. Все их решения, в научной глубине и основательности которых никто не сомневался, тут же обернуться скатертями-самобранками, молочными реками и кисельными берегами. В эту идеальную грезу свято верили, словно имели дело не с таинством политики, а с таблицей умножения.

Подыгрывая массовым настроениям, заведомо фантастическим, «команда» Горбачева оформила в 1988 г. поправки в основной закон страны и в избирательные правила. Высшим официальным органом в СССР вместо избиравшегося с 1936 года Верховного Совета становился периодически собиравшийся Съезд, состоявший из 2250 депутатов, а между его заседаниями - формировавшийся его депутатами двухпалатный Верховный совет. Под видом власти создавалась неработоспособная фикция, в лучшем случае говорильня. В результате выборов 1989 г. страна, к тому времени расшатанная разрушением символов и идей предыдущей эпохи, журналистским глумом, митинговой истерией, легализованным забастовочным психозом, что было доведено Кремлём до полной безнаказанности, избрала народными депутатами СССР еще больший процент членов КПСС, чем на предыдущих выборах. Но не партийность депутатов определяла их работу, как показали дальнейшие события, а жажда разрушения и непомерное тщеславие.

За два с половиной года Съезд народных депутатов СССР и созданные им органы власти главном образом занимались тем, что методично подрывали государство изнутри, провоцируя этнический шовинизм окраин, возбуждая территориальный сепаратизм центральных регионов, отменяя законодательные решения и договоры чуть ли не семидесятилетней давности, ставшие предметом истории. При этом ни Съезд, ни Верховный Совет, ни назначенные ими министры не обращали никакого внимания на «парад суверенитетов», которые стали нарочито провозглашать высшие власти «союзных» и даже «автономных» республик. Первой из них была РСФСР, Съезд народных депутатов которой принял решение о суверенитете 12 июня 1990 г. На все такого рода декларации Съезд либо вообще никак не реагировал, либо отделывался ничего не значащими постановлениями о признании таких деклараций «не имеющими юридической силы». Когда же преступные беспорядки, сопровождавшиеся погромами и убийствами, приобретали такой размах, что приходилось применять силу для их обуздания, как это было в Тбилиси, Баку или Вильнюсе, то центральная власть делала это так нарочито непрофессионально, что наведение порядка провоцировало еще большие волнения, распаляя самые низменные страсти. Словом, союзные депутаты с невозмутимостью истуканов демонстрировали полное пренебрежение к единству Союза, когда как избранные в республиках депутаты, соединившись в своеобразные землячества, были охвачены идеями территориального распада.

При этом, вместо консолидации власти, Съезд и Верховный Совет занялись ее бесконечной реорганизацией. Игнорируя «систему советов», предполагавшую единство, а не разделение власти, и конфедеративный характер СССР (в конституции было записано право «союзных республик» на выход из Союза) Съезд в марте 1990 года учредил пост «президента СССР», чтобы избрать им Горбачева. В марте 1991 был упразднен Совет министров СССР, подчинявшийся Съезду, его заменил Кабинет министров при Президенте Союза. Кстати, еще до избрания Съезда начались министерские реорганизации, в связи с чем уже к 1989 г. союзные органы исполнительной власти фактически утратили дееспособность.

Обладая юридически всей полнотой власти, Съезд нисколько не заботился последствиями принятых в годы «перестройки» финансово-экономических преобразований, заменивших плановый механизм рыночной стихией, что сразу же поставило крест на сбалансированности хозяйственного комплекса страны, вызвав рост цен и дефицит бюджетов всех уровней. Наоборот, Съезд и его органы продолжили начатую Горбачевым политику. Дело шло к «разрушению народного хозяйства страны». В декабре 1990 г. на IV заседании Съезда Назарбаев предложил заключить новый Союзный договор без участия центра, что говорит о созревшем решении республиканской бюрократии преобразовать конфедерацию в рыхлое содружество. А в мае 1991 г. Верховный Совет принял закон «О разгосударствлении и приватизации промышленных предприятий», что стало концом хозяйственного уклада, основой которого была общенациональная собственность на средства производства, и началом экономического расползания СССР.