Содержание обучения информатики в начальной школе.

Основные направления:

1. Информация в нашей жизни.

2. Исполнение и разработка алгоритма.

3. Работа с готовыми компьютерными программами.

4. Решение логических задач.

5. Первоначальные сведения о компьютерах.

Основные цели и задачи курса:

1. Формирование логического и алгоритмического мышления:

2. Обучение сознательной постановке целей и планированию действий по достижению этих целей.

3. Освоение начал компьютерной грамотности.

Тематическое планирование 1 класса

1. Информация - 8 час.

Определение понятий информация и информатика. Кодирование информации. Операции над информацией: сбор, обработка, передача, хранение информации. Учащиеся должны:

- знать определение понятия информация:

- знать основные операции над информацией:

- уметь определить источник и приемник информации;

- уметь интуитивно определить процесс обработки информации на бытовом уровне (на уровне примеров):

- иметь представления об обработке информации на основе существенных признаков предмета (пропедевтика изучения понятия классификация):

- обладать навыком решения и составления задач, содержащих процесс обработки информации (ребусы, логические цепочки, поиск закономерностей..).

Ключевые понятия: информация, кодирование информации, сбор, обработка, передача, хранение информации.

2. Алгоритм - 8 час.

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. "Бездумный исполнитель". "Мыслящий исполнитель". Система команд исполнителя. Исполнитель "Робот". Виды записи алгоритма. Словесное и графическое описание алгоритма Выполнение линейного и условного алгоритма.

Учащиеся должны:

- знать понятие алгоритма,

- знать понятие исполнитель алгоритма, система команд исполнителя:

- знать виды записи алгоритма:

- знать виды алгоритма: линейный, условный, циклический;

- уметь исполнять заданный алгоритм:

- уметь составлять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

- уметь исправлять ошибки в готовом алгоритме.

Ключевые понятия: алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя.

2. Логика - 3 час.

Высказывания. Логические связки "И". "ИЛИ", "НЕ", "ЕСЛИ..., ТО". Кванторные слова "ВСЕ", "НИ ОДИН". "НЕКОТОРЫЙ", "КАЖДЫЙ". Учащиеся должны:

- знать значение кванторных слов "все", "ни один", "некоторый":

- знать значение логических союзов "и", "или", "не", "если":

- уметь узнавать предмет по данным признакам.

Ключевые понятия: соединение, разъединение, отрицание, условие.

4. ЭВМ и человек - 15 час.

Вводное занятие. Техника безопасности. Области применения компьютера. Демонстрация возможностей ЭВМ. Состав компьютера. Компьютер - "черный ящик": связь пользователь - исходная информация - компьютер - результат. Программа. Поиск нужных программ и запуск их на выполнение в оболочке NORTON COMMANDER. Работа в режиме меню. Знакомство с функциональными клавишами компьютера. Компьютер на уроке русского языка, литературы, математики.

Учащиеся должны :

- знать области применения компьютера:

- иметь представление о компьютере как о машине универсального назначения;

- знать основные функциональные клавиши;

- уметь находить нужную программу;

- уметь загружать программу, работать с диском.

Ключевые понятия: компьютер-исполнитель, программа, исполнение программы.

Тематическое планирование 2 класса

1. Возможности ЭВМ - 7 час.

Вводное занятие. Техника безопасности. Повторение: состав компьютера, области применения, возможности ЭВМ. Вычисления на ЭВМ в режиме калькулятора. Функциональные клавиши. Организация режимов редактирования.

Учащиеся должны:

- знать состав компьютера, его возможности, ограничения;

- знать назначение основных функциональных клавиш;

- уметь работать на компьютере в режиме калькулятора;

- уметь редактировать записи.

2. Информация. - 8 час.

Понятие информации. Формы представления информации. Этапы прохождения информации: сбор, обработка, передача, хранение информации. Классификация информации.

Учащиеся должны:

- знать формы представления информации;

- знать способы получения информации;

- знать способы обработки информации человеком;

- знать возможности компьютера как инструмента для обработки информации человеком;

- знать способы передачи информации;

- уметь классифицировать информацию по существенным признакам.

Ключевые понятия: информация, обработка информации: классификация, компьютер-инструмент для обработки информации.

3. Алгоритм - 8 час.

Понятие алгоритма. Виды алгоритма. Линейный алгоритм. Робот-исполнитель. Управление роботом. Алгоритм-программа на алгоритмическом языке.

Учащиеся должны:

- знать понятие алгоритма как программы для исполнителя;

- знать особенности составления алгоритма для формального исполнителя;

- уметь исполнять алгоритм сложной структуры;

- уметь составлять элементарную алгоритм-программу для компьютера с использованием операторов алгоритмического языка.

Ключевые понятия: алгоритм-программа, компьютер-исполнитель.

4. ЭВМ и человек. - II час.

Техника безопасности. Графика на ЭВМ. Графический конструктор. Назначение, основные команды. Отработка пользовательских навыков работы с компьютером. Загрузка программ. Работа с программами на развитие алгоритмического мышления, пространственного представления, внимания, памяти.

Учащиеся должны:

- знать назначение графического конструктора, его возможности, основные команды;

- уметь работать с графическим конструктором;

- уметь ориентироваться в дисковых каталогах.

Тематическое планирование 3 класса

1. Что такое ЭВМ - 3 час.

Вводное занятие. Техника безопасности. Поколения ЭВМ. Применение ЭВМ. Возможности ЭВМ (повторение).

Учащиеся должны:

- знать основные этапы развития ВТ;

- знать расширенные возможности компьютера.

2. Алгоритм - 9 час.

Понятие алгоритма. Виды алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритма. Запись алгоритма в блок-схемах. Линейный алгоритм, циклический, алгоритм с условием.

Учащиеся должны:

- знать свойства алгоритма;

- знать основные алгоритмические конструкции;

- уметь записывать алгоритм в виде блок-схем;

- уметь исправлять ошибки в алгоритме;

- разбивать большие задачи на малые, планировать возможные ситуации.

Ключевые понятия: массовость, результативность, понятность, определенность, последовательность, блок-схема.

3. Практическая работа на ЭВМ - 13 час.

Языки программирования. Программа.

Учащиеся должны:

- знать понятие языка программирования:

- уметь составлять элементарную алгоритм-программу для компьютера с использованием операторов алгоритмического языка:

- уметь сохранять и считывать программу на диске:

- уметь редактировать программу.

Ключевые понятия: язык программирования, программа.

4. Возможности ЭВМ. - 7 час.

Графический редактор. Назначение и возможности. Команды графического редактора. Музыкальный редактор. Демонстрация возможностей.

Учащиеся должны:

- знать назначение, возможности, и основные команды графического редактора;

- уметь работать с графическим редактором;

- знать возможности музыкального редактора.

5. Уроки - повторение - 2 час.

Назначение и возможности ЭВМ. Функциональные клавиши. Вычисления на ЭВМ. Графический редактор. Алгоритмы и их исполнители.

Тема: "Информация".

1. Понятие информации.

С этим словам связано многое в современной жизни. Информация является основой для многих понятий и явлений. Без информации невозможна жизнь человека. Работы многих профессий зависят от того. насколько оперативно поступает текущая информация о состоянии дел на предприятии, насколько быстро большие объемы информации изучаются и перерабатываются, от этого зависит оперативность и правильность принимаемого решения. Каждый заинтересован в том. чтобы информацию о нужном легко можно было отыскать, с минимальными затратами сил и времени.

Что же такое информация ?

Например, желтеет цветок. Это говорит о том, что цветок давно не поливали. Тает снег. ярче светит солнце, значит скоро весна. Красный закат, значит, завтра будет теплый день. Приведя вместе с детьми массу примеров, можно сделать вывод;

И Н Ф О Р М А Ц И Я - это сведения или сообщения об окружающем мире. полученные различными путями.

Читаем книги, газеты, смотрим телевизор, разговариваем с друзьями, слушаем радио. Из всего этого мы получаем информацию. Ежедневно на нас обрушивается масса различной информации.

Что общего между понятиями: информация и новость, чем они отличаются ?

(Новость это всегда информация, но нельзя сказать, что информация всегда новость.)

И Н Ф О Р М А Ц И Я - это сведения, полученные вновь или известные ранее.

Кто воспринимает информацию Р

Информация может восприниматься не только людьми, но и различными устройствами. Сейсмологи следят за состоянием земной коры, приборы улавливают самые малые изменения; компьютер следит за состоянием искусственных спутников земли, человек передает информацию в компьютер, который следит за роботами на производстве. С помощью этих и других примеров можно сделать следующий вывод:

Обмен информацией может быть: между людьми;

между животными;

между людьми и животными;

между человеком и приборами;

между приборами.

Пекарь из муки и других продуктов в печи выпекает хлеб, токарь на станке из бесформенной болванки делает болты и гайки, плотник из досок на станках делает мебель.

Что делает человек, работающий на компьютере?

Этот человек из одной информации делает другую информацию. Необходимо привести вместе с детьми конкретные примеры с объяснениями. Распечатка и выдача билетов в железнодорожных кассах, расчет конструкций космических кораблей, автомашин или самолетов, отыскание любой книги любого автора и на любую тему в библиотеке и т.д.

Человек находится в мире информации. Не потеряться в этом мире, взять себе на вооружение как можно больше полезной информации, игнорируя ненужную - вот наша задача.

Как может быть представлена информация?

Информация может быть представлена в виде текста, графического изображения (рисунок, кино, мультфильм), звукового сигнала (речь, музыка, сигналы животных) и т.д. Приведите свои примеры.

Информацию можно разделить на группы:

- важная (завтра проводится запись в секцию бокса.),

- полезная (ЭВМ - электронно-вычислительная машина.),

- безразличная (сейчас идет снег.),

- вредная (вырви лист с "2" из дневника.).

Приведите свои примеры.

Одна и та же информация может принадлежать к нескольким группам. Приведите примеры. В зависимости от условий, настроения, желания эти примеры могут переходить из одной группы в другую.

Существуют такие понятия как источник информации и приемник. Как вы думаете, что они обозначают?

Те предметы или устройства, от которых мы можем получить информацию называют источниками информации.

Те предметы или устройства, которые могут получать информацию называют приемниками информации.

Источником информации могут быть множество предметов (книга, радио, учитель), приемником (человек, прибор, животные).

Задание 1. Определите, кто источник, а кто приемник информации.

1. Дети ухаживают за растениями.

2. Мальчик учит уроки по учебнику.

3. Ты пишешь поздравительную открытку бабушке.

4. Мама смотрит телевизор.

Задание 2. Приведите примеры, когда информация поступает:

а) источник -> приемник;

б) от одного источника к множеству приемников;

в) от множество источников к одному приемнику.

2. Кодирование информации.

Не всегда информация бывает доступной. Информация кодируется, т.е. записывается знаками с определенной системой правил.

Например. То, что вы пишете в тетради - кодированная информация (звуки -> буквы, цифры), нотная грамота, электрические схемы для телевизоров или магнитофонов и т.д. Вы наверняка встречались с ребусами, не раз разгадывали их.

Что такое ребусы?

Ребус - закодированная информация, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или другими значками. Давайте попробуем сами закодировать информацию, составим ребусы. Ребусы бывают нескольких видов.

1. Ребусы с цифрами. ВИ 3 НА, ПРО 100 P. 7 Я. ПО 2 Л, С 3 Ж.

Какое правило можно здесь вывести?

Нужно найти слова, в которых были бы сочетания букв, обозначающих цифру.

Задание 1. Предлагается набор слов. Выберите те, из которых можно сделать ребус.

Фонарь, вышка, столб.

Ворона, ласточка, голубь.

Артистка, актриса, певица.

Мука, сахар, тесто.

2. Ребусы с рисунками. КОСА, ШНУРОВКА, ВАГОНЕТКА, МЫЛОВАР.

Какое правило можно здесь вывести?

Нужно найти слова, в которых были бы сочетания букв, обозначающих

предмет, который можно нарисовать.

Задание 2. Предлагается набор слов. Выберите те, из которых можно сделать ребус.

Погоны, звезды, лампасы.

Скальпель, ножницы, пинцет.

Сырник, лепешка, блин.

Барометр, термометр, тонометр.

3. Ребусы с запятыми. Запятая ставится в начале или в конце слова если нужно убрать первую или последнюю букву из кодированного слова.

Задание 3. Среда, четверг, пятница, (5'ница)

4. Комбинированные ребусы. Эти ребусы самые распространенные.

Задание 4. Выберите слово, которое можно закодировать. Укажите по какому правилу оно может быть закодировано.

Трибуна, пьедестал. (3 буна),

Палка, шест. (6'),

Стук, гром, грохот, (стул' к) - с рисунком,

Сарай, амбар, хлев. (хлеб' в) - с рисунком.

Задание 5. Закодируйте. Стрижка, исток.

Парник, рогач.

Часовщик.

Параллельно с этими заданиями даются различные задания типа: продолжи логическую цепочку, найди вырезанный фрагмент рисунка, составь или выбери недостающую фигуру, расшифруй, найди отличия, найди лишнее. В качестве домашнего задания даются подобные этим.

Кодировать можно не только с помощью цифр, букв и рисунков, можно закодировать информацию только рисунками.

Рассмотрим на конкретном примере принцип составления поля для недостающей фигуры. Совместно с детьми на доске составляется такая задача для любого выбранного рисунка (например, шарики, цветы, машины) по 2-3 признакам.

В заключении этих разделов проводится письменная контрольная работа и устная, в виде игры "Сыщики" или "Охотники". Эта сюжетная игра выявляет лучшего или трех лучших игроков класса, которые могут быть награждены грамотами.

3. Операции над информацией.

Движение информации происходит в несколько этапов.

Первый этап - получение информации.

Какими способами может получить информацию человек?

Обговаривая примеры получения информации, дети называют просмотр телевизора, общение с людьми, чтение книг, пробуем мороженое, нюхаем цветы, трогаем воду и т.д. При обсуждении этого вопроса, как правило выясняется, что в процессе получения информации участвуют все органы чувств.

Как может получить информацию компьютер? Какие устройства для этого к нему подключены?

Указывая на рабочем столе устройства, которые подключены к компьютеру нужно определить те, которые используются для ввода информации в память компьютера. Затем все заносится в сводную таблицу. Учащиеся должны знать, что существуют также другие устройства, и они будут появляться, т.к. развитие техники не стоит на месте.

Человек Компьютер
ПОЛУЧЕНИЕ
Обоняние, осязание, зрение, вкус, слух. Клавиатура, мышь, дисковод, винчестер, CD ROM, световое перо...

Что мы делаем с информацией, после того, как ее получили?

Следующий этап называется - обработка.

Этот этап можно разделить на несколько частей. Информацию мы можем запомнить или забыть, если она нам не нужна либо не интересна.

Например, мы читаем книгу. В ней нам понравились отдельные моменты. Мы их запоминаем зрительно, образами, которые сами себе представляем, можем запомнить ощущениями от прочтения книги, или разложить эти эпизоды в памяти. Другие же моменты из книги забываются.

Чем интереснее сведения, тем больше информации мы запоминаем, т.е. количество информации, которое можно запомнить, зависит от уровня понимания и интереса к ней.

В жизни нам приходится часто производить вычисления, обдумывать какие-то задачи, а затем приходить к какому-то решению. Это все тоже называется процессом обработки информации.

Каким образом происходит обработка информации в компьютере?

Данные могут обрабатываться непосредственно, например, вычисления (2 + 2) или в программе .

Запоминание и забывание информации в компьютере происходит при участии человека. Это мы ему отдаем команды, что нам нужно сохранить,

Человек Компьютер
ОБРАБОТКA
1. 2. 3. Запоминание Забывание Обдумывание 1. 2. 3. Запись в память Удаление из памяти Работа по программе
         

3 этап движения информации – передача

Это очень важный этап в жизни людей, т.к. человек не может обойтись без общения. Нам просто необходимо обсудить то, что узнали, обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.

Раньше для передачи информации на расстояние жгли костры, пешие и конные гонцы разносили вести и указы по всей стране. В современном мире существуют устройства, с помощью которых обмен информацией может происходить быстро. Приведите примеры. (Телефон, телеграф, радио, телевидение, газеты, компьютерные сети).

Какими способами может передать информацию человек?

Передача информации может проходить тоже несколькими способами:

1) Речь

Наиболее распространенный способ передачи информации: общение с друзьями, посещение театра и кино.

2) Письмо

Этот способ позволяет передать информацию о ходе какого-то исторического события современникам и потомкам.

3) Мимика, жесты

Это самый древний способ общения. Он возник с появлением человека на Земле. В настоящее время используется в пантомиме, балете, в общении между людьми разных национальностей.

Какими способами может передать информацию компьютер?

Называя устройства, на которые компьютер выводит информацию, нужно отметить дисковод, CD ROM, которые участвуют и в получении информации, и в передаче.

Человек Компьютер
ПЕРЕДАЧА
Речь. мимика. письмо. жесты,     Монитор, дисковод, CD ROM, принтер.
         

 

Т.о. информация движется в 3 этапа: получение, обработка, переда.

Последняя операция, которую можно проводить над информацией - хранение .

Человеческая память бывает долговременная (мы всегда помним как переходить через дорогу, таблицу умножения и т.д.) и временная, где запоминается информация на короткий период времени. Дети сами могут привести множество примеров.

Компьютер способен запомнить всю информацию, которая нам нужна. Но память его тоже делится на временную и долговременную. Например, нам необходимо провести вычисления на компьютере. Сначала мы закладываем информацию о данных для вычислений в машину, после переработки компьютер выдает нам результаты вычислений. Эти вычисления хранятся во временной памяти и после выключения компьютера они теряются.

Задание . Приведите примеры, какая информация на компьютере нам понадобится надолго, а какую можно "забыть" через короткий промежуток времени.

Человек Компьютер
ХРАНЕНИЕ
1. 2. 3. Временная Постоянная Бумага. память. память.   .Память (време . Диски, диски, внутри компьютера нная и постоянная). винчестер,компакт-магнитные ленты.
           

Задание 1. Какие операции над информацией есть в каждом из примеров; игра по нотам;

бой часов (со стороны человека - получение, обработка; со стороны часов - передача);

чтение вслух;

игра на компьютере:

вычисление компьютера по программе.

Задание 2. Расположить в порядке следования операции над информацией в следующих примерах.

а) Ты помогаешь своему младшему брату разобраться с новой, радиоуправляемой машиной (с инструкцией) ( Получение, обработка, передача, хранение.):

б) Тебе задали домашнее задание по чтению: стихотворение наизусть.

Задание 3. Соедини стрелками операции над информацией и предмет.

Компьютер Получение

Дискета Передача

Книга Обработка

Радио Хранение

Часы

От того, насколько четко и без ошибок мы занесем информацию в ЭВМ, будет зависеть работа ЭВМ и тот ответ, который мы получим. В разговоре между людьми часто наблюдается процесс "домысливания" сказанного. В общении с компьютером такого не может быть.

Какая должна быть наша информация?

(Последовательной, полной, достоверной, ясной. )

В том случае, если информация будет донесена до получателя четко, безошибочно, последовательно и полно процесс обмена облегчается, информация становится более доступной.

4. Сбор информации

Информация не всегда бывает доступна так, как бы нам этого хотелось . Иногда, прежде, чем получить интересные сообщения, приходится собирать информацию. Этого же умеют делать не все. По центральному телевидению показывают передачу "Звездный час", где есть конкурс-игра "Черный ящик". Необходимо задавая вопросы как можно быстрее собрать информацию о содержимом ящика. Ведущий отвечает только "ДА" или "НЕТ". Угадавший получает приз.

Прежде, чем играть в эту игру в классе разыгрывается ситуация. Мама позвонила с работы домой и сообщила, что купила Наташе куртку. Рассказать о ней подробней она не может, вокруг много людей . Наташе, конечно, очень хочется узнать о куртке больше и быстрее. Наташа начинает задавать маме вопросы, на которые мама может ответить только "ДА" или "НЕТ".

Какие вопросы будет задавать Наташа ?

Условие: долго по телефону разговаривать нельзя. По мере того, как дети задают вопросы, отслеживаются нужные вопросы и бесполезные вопросы.

Теперь попробуем отгадать, что лежит в моем "черном ящике". Можно задавать любые вопросы, я отвечаю полным предложением (не только "да" или "нет"). Обычно, после розыгрыша этой ситуации дети с помощью учителя приходят к такой схеме:

Типы вопросов для сбора информации.

Живой этот предмет или неживой

Неживой Живой

2. Материал, из которого 2. К какой группе он

выполнен предмет. относится: растение,

(деревянный, пластиковый, человек, животные

металлический, стеклянный...)

3. Форма предмета. 3. Форма предмета.

(Большой или маленький, объемный или плоский)

4. Назначение предмета

(игрушка, одежда,

съедобное, предмет для

работы, техника, ук-

рашение, мебель,...)

Для отработки навыков работы по этой схеме предлагается игра "Черный ящик". В ящик кладутся предметы. Это может быть значок, игрушка или что -то съедобное: яблоко, конфетка.

На следующем занятии разыгрывается вариация для этой игры. Предмет загадывает весь класс, отгадывают двое пожелавших. Почему именно двое? Чтобы при обсуждении, ими отбрасывались ненужные вопросы. Вслух должны звучать только правильные вопросы. Подсчитывается количество правильных и неправильных вопросов.

В этой игре класс может подсказывать отгадывающим, но подсказка должна звучать только в форме вопроса. Какой вопрос ты задал бы, если бы был на месте отгадывающих? Могут загадываться не только предметы, но и природные явления: снег, ветер, радуга, дождь. Это значительно усложняет игру. Главной целью становится собрать информацию за меньшее количество вопросов. Это очень организует детей. Они становятся собранными, внимательными, логичными.

В этих трех разделах для детей встретилось достаточно много новых понятий, чтобы проверить, как дети усвоили их, можно решить кроссворд на доске. Разгадав его, мы прочитаем слово в рамке.

1. Устройство для передачи информации из компьютера.

2. Способ получения информации человеком.

3. Один из способов получения информации человеком.

4. Вопрос для сбора информации.

5. Операция над информацией.

6. Сведения или сообщения.

7. Обработка информации.

          и  
          н  
          Ф  
        п о  
        е р
  о     Р М А
  б с Ф е а Б
М Л Д Ц Ы
о н У Р а и В
н я х М ч я А
и н   А а   Н
             
т и       И
о е       Е
р          

5. Классификация информации.

Все предметы можно объединить в группы по какому-то отдельному признаку. Например: школьные предметы: ручка, пенал, учебник: предметы для быта: пылесос, диван, холодильник.

Таких групп можно было бы составить большое количество. Изменив признак, те же самые предметы войдут и в другую группу (класс).

Распределение по группам или классам можно провести не только на предметах, но и на явлениях, процессах. Например, природные явления:ветер, радуга, северное сияние.

Распределение объектов, предметов, явлений, понятий по классам в соответствии с определенными признаками, называется КЛАССИФИКАЦИЕЙ.

Всю информацию также можно классифицировать. Например,

а) по источникам получения (люди, приборы, животные);

б) по характеру (научная, ложная, ненужная, вредная т.д.).

В разделе "Классификация информации" предусмотрена работа на компьютерах. Работа с компьютером один на один развивает самостоятельность, умение выделять главное, видеть общую закономерность, и делать обобщенные выводы, доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим. Дети самостоятельно загружают программы, знакомятся с заданием, отвечают на вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

По сценарию, в первых двух программах дети должны найти лишнее слово из представленных групп слов.

Работая с первой программой, дети обговаривают вслух какое слово лишнее, называют признак, по которому можно было бы объединить оставшиеся слова, работа проводится одновременно со всей группой.

Вторая программа дается для самостоятельной работы. По окончанию программы, компьютер выдает количество правильных и неправильных ответов, выводит неправильные ответы. Вот несколько примеров из первой программы.

1.Запад

 

Курс

Направление Путешествие

Слышать Говорить Видеть

Нюхать

Пробовать

Тюльпан

Фиалка

Шиповник

Лютик

Одуванчик

Во второй программе группы слов подобраны по смыслу и в рифму.

2.Чтец

Жилец ( Лишнее слово - жилец )

Кузнец

Певец

Жнец

Мело

Знобило

Зубило ( Лишнее слово - зубило, единственное

Мокло существительное в этой группе )

Текло

Водитель

Писатель

Учитель (Все профессии, кроме пловца

Пловец

Строитель

3. Следующее задание: представлены пары слов, к ним нужно подобрать по смыслу

слово, объединяющее эту пару слов. В этих программах нельзя строго судить о

правильности или неправильности ответов, т.к. к парам слов можно подобрать множество

вариантов и все они могут быть правильными . Задача данных занятий: научить детей

находить наиболее точные слова или словосочетания (поиск существенного признака

предмета). Сначала можно всем классом разобрать устно два задания.

Найти слово, объединяющее пару слов:

1. Мальчик и девочка (дети),

мальчик и дедушка (мужчины),

девочка и бабушка (женщины),

дедушка и бабушка (престарелые люди),

тетя и дядя (взрослые),

мама и папа (родители),

мальчик и бабушка (люди).

2. Унты - валенки (зимняя обувь),

сандалии - босоножки (летняя обувь),

кроссовки - кеды (спортивная обувь),

галоши - резиновые сапоги (обувь на сырую погоду),

тапочки - шлепанцы (домашняя обувь),

валенки - тапочки (обувь).

Вот несколько примеров из программ :

Мишка – кукла Дождь – снег
Юбка - брюки Глаз - ухо
Берет - шапка Ноги - руки

 

По окончании работы выдастся распечатка, где есть задания и ответы, которые давали дети. В дальнейшем работа идет по распечаткам.

4. Следующая программа дает возможность детям самим составлять группы слов по заданному признаку.

Из пяти предложенных слов нужно выбрать по признаку только два, наиболее подходящих.

Сад растение

садовник (в группу войдут слова растение и земля,

собака без остальных понятий сад может

забор существовать)

земля

Газета редактор

приложение (в группу войдут слова бумага и редактор)

телеграмма

бумага

правда

Война ружья

пушки (в группу войдут слова солдаты и сражения)

солдаты

сражения

аэроплан

В теме "Информация" встретилось много новых понятий, для контроля знаний, в заключении, детям предлагается программа-кроссворд на компьютере.

Сценарий программы таков: на экране высвечивается поле кроссворда и все задания. Дети могут работать с полем в режиме текстового редактора, т.е. писать ответы, редактировать. За пределы поля курсор не выходит, вне клеточек символы не печатаются, обработка ответов проводится по окончании работы, при нажатии определенной клавиши. Выдается количество правильных и неправильных ответов.

По вертикали :

1. Одна из операций над информацией.

2. Метод передачи информации человеком.

3. Информация.

4. Метод получения информации человеком.

5. Как классифицируется информация.

По горизонтали:

4. Способ обработки информации.

6. Один из типов вопросов для сбора информации.

7. Один из методов получения информации компьютером.

      1.Х    
  2. М   Р   3. С
  И   А   В
4.3 А 5. П М И Н А Н И Е
Р   Р   И   Е   Д
Е   И   К   Н   Е
6.Н А Н А ч Е Н И Е Н  
И   Н     Е   И
Е   А         Я
С К А Н Е Р