Самообслуживание в розничной торговле и пути повышения его эффективности

Самообслуживание — это форма продажи, сущность кото­рой состоит в том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчета.

Магазином самообслуживания считается магазин, продаю­щий товары, стоимость которых составляет не менее 70 % това­рооборота магазина. Самообслуживание не исключает возмож­ности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания, взве­шивания продавцами, при условии, если их рабочие места нахо­дятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без пред­варительной оплаты их стоимости в кассе.

В Республике Беларусь насчитывается около 10 тыс. магази­нов самообслуживания, удельный вес которых составляет 43,5 % торговой площади.

При самообслуживании обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса, приведенные в табл 6.4.

 


Эффективность самообслуживания как формы продажи сос­тоит в следующем:

1) оно освобождает покупателей от необходимости общаться с продавцом, наводить у него справки, просить показать товар, затем расплачиваться в кассе, с чеком возвращаться к продавцу и ожидать подготовки товара к отпуску;

2) предоставляет покупателям полную возможность свобод­но отбирать в корзину или специальную отборочную тележку любые, заранее подготовленные и выложенные на соответствую­щем оборудовании товары. Только один раз покупателю прихо­дится встретиться с работником магазина, чтобы расплатиться за отобранный товар;

3) позволяет убрать все прилавки, секционные и другие пере­городки в торговом зале, сделать его единым и свободным для покупателей, установить параллельными линиями пристенные и островные горки и выложить на них товары в ассортименте и
количестве, в несколько раз превышающем возможности пре­жних рабочих мест продавцов. Места нахождения в линиях каждой группы товаров обозначаются крупными указателями, свободно читающимися при входе в магазин; организуется удоб­ное движение покупательских потоков. В результате каждый покупатель может сделать комплексную покупку, состоящую из нескольких товаров разных групп, за 7—10 мин.

Доказано, что, применяя надлежащие методы обслужива­ния покупателей, которым форма самообслуживания дает ши­рокий простор, можно в 5—8 раз сократить средние затраты вре­мени покупателей на совершение покупок. В этом заключается социальная эффективность торговли с применением самообслу­живания;

4) позволяет коренным образом реорганизовать процесс про­дажи товаров, ликвидировать традиционные рабочие места, уб­рать прилавки и все прочие средства и орудия труда продавцов. С введением самообслуживания резко сокращается численность продавцов. Вместо продавца появляется новая профессия — продавец-консультант. От него требуется знание более широко­
го круга товаров, а не одной группы, психологии покупателей, умение вовремя прийти им на помощь, дать исчерпывающую консультацию. Продавец-консультант должен иметь общее сред­нее образование и специальную подготовку на соответствующих курсах.

Вместо кассира-оператора в магазине самообслуживания вводится специальность кассира-контролера. Эта новая специ­альность требует более высокой квалификации по сравнению с прежней, от кассира-контролера требуется не только отличное знание кассовых аппаратов и умение быстро на них работать, но и знание ассортимента, цен на товары, умение быстро ориентироваться в проверяемых покупках, знать психологию покупате­лей, уметь их отлично обслуживать;

5) важным направлением в достижении социальной эффективности торговли является сокращение тяжелого физического труда работников магазина.

Одновременно с социальной эффективностью эта форма про­дажи позволяет получить ощутимую экономическую эффектив­ность от сокращения живого труда на единицу розничного това­рооборота; от повышения фондоотдачи за счет лучшего исполь­зования торговых площадей и других элементов материаль­но-технической базы магазинов.

Первое направление является главным и совершенно очевид­ным. Ведь при самообслуживании покупатели сами отбирают нужный им товар, а продавцы, составляющие основную и самую многочисленную категорию работников, сокращаются, следова­тельно, сокращаются и фонды заработной платы и издержки об­ращения.

Расчеты, сделанные учеными, показали, что при внедрении самообслуживания:

отпадает деление единого торгового зала на секции. Следова­тельно, должности заведующих секциями и заместителей заве­дующих секциями не нужны. Вместо нескольких заведующих секциями при самообслуживании можно обойтись одним де­журным по залу;

вместо трех сокращенных продавцов нужно 1,5 фасовщика;

при увеличении объема поставки в магазин фасованных то­варов на одного кассира-контролера приходится 0,5 должности фасовщика;

при хорошо организованной справке и информации на одно­го кассира-контролера предусматривается 0,5 должности про­давца-консультанта, т.е. самообслуживание позволяет сокра­тить численность работников торговых залов более чем вдвое.

Расчет экономической и социальной эффективности внедре­ния самообслуживания осуществляется при сравнении показа­телей:

а) работы магазина до и после перевода;

6) работы магазинов самообслуживания с показателями ра­боты аналогичных магазинов с традиционными формами прода­жи;

в) работы магазинов самообслуживания между собой.

При расчетах необходимо обеспечить сопоставимость резуль­татов по времени, структуре ассортимента, торговым площа­дям, численности обслуживаемого контингента и т.п.

Все сравниваемые показатели условно делятся на три груп­пы.

1. Экономические — уровень издержек обращения, рента­бельности, расходов на заработную плату, товарооборот на 1 м2 всей площади магазина и на 1 м2 торговой площади, товарооборот на одного работника магазина и на одного работника торго­вого зала, товарооборачиваемость в днях оборота, уровень по­
терь товаров и др.

2. Технико-технологические — доля площади торгового за­ла в общей площади магазина, доля товарных запасов в торго­вом зале, коэффициенты установочной и экспозиционной пло­щадей, коэффициент использования емкости оборудования, ко­
личество разновидностей реализуемых товаров.

3. Социальные — общие затраты времени на покупку, в том числе на поиск товаров, осмотр, выбор, консультацию и расчет, коэффициент завершенности покупки, количество дополни­тельных услуг для покупателей.

Сопоставляя уровень развития и эффективности самообслу­живания в нашей стране и за рубежом, следует отметить значи­тельное отставание в этом плане.

Развитие самообслуживания в Республике Беларусь сдержи­вается более низкой экономической эффективностью по сравне­нию с традиционными формами продажи. Анализ показывает, что товарооборот на 1 м2 в магазинах самообслуживания на 15— 20 % ниже, чем в аналогичных магазинах с традиционными формами продажи. Это обусловлено причинами как межотрас­левого, так и внутриотраслевого характера.

Высокий уровень эффективности магазинов самообслужи­вания возможен при условии, что примерно 80—90 % продо­вольственных и значительная часть непродовольственных то­варов будут поставляться фасованными. Вместе с тем предпри­ятия промышленности в должной мере не обеспечивают тор­говлю фасованными товарами. Это вынуждает розничную тор­говлю самой фасовать продукцию, что менее производительно и значительно дороже. Даже на предприятиях типа "универ­сам" на фасовке занято до 15 % работников. При установке фа­совочного оборудования на предприятиях розничной торговли оно используется крайне непроизводительно. Затраты труда, упаковочных материалов при фасовке» в магазинах в 3—5 раз выше, чем в промышленности. В связи с этим необходимо бо­лее активно ориентировать промышленность на поставку фасо­ванных товаров, экономически стимулируя выпуск фасован­ной продукции.

Одним из путей решения этой проблемы является централи­зация фасовки в специальных цехах оптовой торговли, концен­трация там оборудования и фасовщиков.

Существенно снижает эффективность работы магазинов само­обслуживания нерациональная технология товародвижения. Отечественный и зарубежный опыт показывают, что наиболее экономичной является технология товародвижения с примене­нием тары-оборудования, внедрение которой позволяет механи­зировать и ускорять погрузочно-разгрузочные работы, значи­тельно сокращать количество технологических операций, чис­ленность работников, простои транспорта, затраты по таре и т.п. В 1970—1990 гг. эта технология получила существенное развитие в торговле и промышленности республики. Достаточно сказать, что удельный вес доставки в таре-оборудовании хлебобулочных товаров достигал 70—80 % , безалкогольных напитков 60—70, му­ки, крупы, сахара до 70, овощных консервов — до 50 %. Значи­тельное развитие получила такая технология и в поставке непро­довольственных товаров (лаков, красок, минеральных удобрений, обоев, моющих средств и т.д.). Начиная с 1990 г. наметился рез­кий спад поставки товаров в таре-оборудовании и в настоящее вре­мя такая технология применяется всего по нескольким группам товаров. Причинами этого являются нехватка товарных ресурсов, расширение самовывоза, нехватка металла для производства кон­тейнеров, сокращение производства фасованных товаров и т.д.

Эти проблемы, т.е. фасовка и товародвижение, носят межот­раслевой характер и для их успешного решения необходимо проведение целого ряда организационно-технических меропри­ятий как со стороны торговли, так и промышленных предприя­тий, которые в настоящее время не могут выполняться всеми участниками торгово-технологической цепи.

Однако во многих случаях низкая эффективность работы ма­газинов самообслуживания объясняется рядом причин внутри­отраслевого характера. Прежде всего это касается узости ассор­тимента наших магазинов самообслуживания и неправильное его формирование. Ассортимент универсамов, например, дол­жен включать в зависимости от площади 1700—2000 наимено­ваний, в действительности же в большинстве случаев он дости­гает 150—200 наименований продовольственных товаров. Нез­начительный удельный вес занимают в ассортименте универса­мов непродовольственные товары (примерно 3—5 %), в то вре­мя как в зарубежных странах — 35—40 %.

Недостаточно эффективно используется материально-техни­ческая база магазинов самообслуживания. Прежде всего структура площадей магазинов самообслуживания не соответствует этой форме продажи. Если в зарубежных магазинах соотноше­ние торговых и вспомогательных площадей 3:1, то в наших, на­оборот, 1:3. Неэффективно используется торговая площадь ма­газинов, в большинстве из них коэффициент установочной пло­щади составляет 0,15—0,20 (по нормативу — в среднем 0,30), экспозиционной — 0,50—0,60 (по нормативу — 0,70—0,85). Анализ планировочных решений показывает, что многие проек­ты магазинов самообслуживания разрабатываются с большими отклонениями от оптимальных решений как торгового, так и технологического процесса.

Низкая эффективность магазинов самообслуживания объяс­няется также и нерациональной организацией труда. Вслед­ствие неравномерности покупательских потоков потери рабоче­го времени в розничной торговле достигают 30—40 % . Эта про­блема может решаться за счет как внутренних (внедрения пере­довых приемов и методов труда, более рационального использо­вания рабочего времени за счет привлечения работников на не­полный рабочий день или неделю, совмещения профессий и т.п.), так и внешних факторов (применения более современных средств торгового оборудования, электронно-вычислительной техники и т.п.). Так, например, к розничной торговле в зару­бежных странах широко привлекаются работники (до 50 % штата) на условиях неполного рабочего дня и неполной рабочей недели. В условиях рыночной экономики такая практика спо­собствовала бы значительному снижению затрат на заработную плату и в конечном итоге повышению эффективности магазинов самообслуживания.