Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине

Торгово-технологический процесс - это комплекс взаимосвя­занных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качес­тва, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания покупателей

Под операцией понимается часть технологического процес­са, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами.

Торговые (коммерческие) операции связаны главным об­разом со сменой формы стоимости (изучение спроса, составле­ние заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и ин­формация). Качество этих операций и своевременность влияют на широту и устойчивость ассортимента, бесперебойность про­дажи и культуру торговли в целом. Предмет труда здесь не толь­ко товар, но и покупатели.

Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже, фасовку, упаковку, перемещение, вык­ладку на торговом оборудовании.

Технологический процесс состоит из основных и вспомога­тельных операций:

Основные операции — выявление спроса, формирование ас-сортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаков­ка, услуги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслу-живанем покупателей.

Вспомогательные операции — приемка, распаковка, хране­ние, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. опе­рации, связанные с обработкой товарных потоков и тары.

Факторы, влияющие на торгово-технологический процесс:

спрос и предложение товаров;

степень готовности товаров к продаже;

состояние товарных запасов и материально-технической ба­зы магазинов;

система товароснабжения;

тип и размер, специализация магазинов;

степень хозяйственной самостоятельности.

На практике различают три схемы торгово-технологическо-го процесса (рис. 5.1):

1) приемка и разгрузка товаров, приемка по количеству, по­дача в торговый зал для продажи. Применяется главным обра­зом при поставке товаров в таре-оборудовании или на поддонах;

2) разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству,хранение, подача в торговый зал. В этом случае нужны помеще­ния для хранения. Применяется тогда, когда требуется накоп­ление товаров в торговом зале;

3) разгрузка товаров, приемка, хранение, подготовка к прода­же, подача в торговый зал. Применяется в тех случаях, когда требу­ется подготовка к продаже (утюжка одежды, разруб мяса и т.п.).

Торгово-технологический процесс можно разбить на три части:

1) операции с товарами до предложения в торговом зале по­купателям {загрузка, доставка в зону приемки, приемка, дос­тавка на хранение или подготовку, хранение, подача в торговый зал, выкладка);

2) операции по непосредственному обслуживанию (встреча покупателя, предложение товаров, отбор товаров, расчет);

3) дополнительное обслуживание (прием заказов, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка товаров на дом и т.п.).

При организации торгово-технологических процессов в ма­газинах необходимо соблюдать следующие принципы:

создание максимальных удобств для покупателей при выбо­ре товаров, экономия их времени и обеспечение высокой культу­ры обслуживания;

рациональное использование торговой площади магазина;

рациональное использование оборудования;

создание благоприятных условий труда для работников;

достижение экономичной эффективности работы магазина путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда и издержек обращения;

создание условий для сохранения физико-химических свойств товаров и сохранности товарно-материальных ценностей;

обеспечение комплексного подхода к выработке оптималь­ных вариантов продажи товаров;

соответствие применяемых технологий торгово-оператив-ных процессов современному научно-техническому уровню.