В розничную сеть
Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.
При децентрализованном завозе, или самовывозе, тран-спортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.п.).
Основной недостаток этого метода заключается в неэффективном использовании транспортных средств. Технико-экономические показатели автомобилей, используемых для самовывоза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.
Самовывоз заставляет работников розничной торговли выполнять не свойственные им функции по транспортировке товаров, что влечет снижение объема товарооборота и уровня культуры обслуживания в магазинах.
Большие потери труда и времени при самовывозе имеют место также при отборке товаров,оформлении документов, осуществлении погрузочно-разгрузочных работ и т.п. В связи с этим самовывоз может применяться в розничной торговле в исключительных случаях.
Централизованная доставка товаров — это система доставки товаров объектам розничной торговли транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графикам завоза.
В основу централизованной доставки положен принцип централизации всех транспортно-экспедиционных работ по доставке реализованных товаров или поступающих на станцию железной дороги или пристань всем или большинству грузополучателей, независимо от их ведомственной подчиненности.
Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить:
устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокращение потребности в нем и более эффективное его использование;
уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, занятого перевозкой грузов;
освобождение руководящих работников магазина от организации транспортно-экспедиционных работ и связанное с этим улучшение работы магазинов;
регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласованным графикам;
устранение излишних складских звеньев в движении товаров и ускорение их оборачиваемости;
высвобождение складской площади и сокращение численности складского персонала;
сокращение документооборота и упрощение расчетов с поставщиками товаров.
При организации централизованной доставки необходимо проведение ряда подготовительных операций, для чего составляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей.
1. Аналитическая часть включает первичные данные о состоянии розничной торговой сети, ее типизации, ассортиментном профиле, объеме товарооборота, расстоянии до магазинов.
2. Расчетная часть содержит расчеты грузооборота (в тоннах), интенсивности грузопотока, оптимальных размеров поставки, частоты и маршрутов завоза, необходимого количества транспортных средств и многооборотной тары.
3. Технологическая часть предусматривает подготовку средств транспорта, экспедиций по отправке и приемке товаров и составление технологических карт товароснабжения.
4. Организационная часть определяет формы и методы управления процессом товароснабжения (обеспечение сохранности товаров, назначение материально ответственных лиц и заключение договоров с ними, обработка информации, разработка планов контроля за ходом отборки, отгрузки и приемки товаров).
5. Экономическая часть включает расчеты эффективности внедрения централизованной доставки и резервов ее повышения.
Разработка плана мероприятий по внедрению централизованной доставки начинается с определения объема грузооборота обслуживаемых магазинов. Он рассчитывается на основании анализа данных о среднемесячном товарообороте магазина и средней цене 1 т товара с учетом массы тары. После этого определяются периодичность, или частота, завоза, размер партий завозимых товаров и разрабатываются маршруты и графики завоза.
Периодичность, или частота, завоза по многим товарам устанавливается методом прямого расчета. Так, по многим продовольственным товарам устанавливается ежедневный завоз (хлебобулочные и колбасные изделия, молочные-товары, мороженое и т.п.). Некоторые товары могут завозиться один раз в 2 — 3 дня (напитки, пиво, кондитерские изделия и т.п.).
Периодичность завоза по большинству скоропортящихся товаров определяется исходя из однодневного или часового объема реализации.
По продовольственным товарам с длительными сроками хранения (мука, крупа, сахар, алкогольные напитки, табачные изделия) и большинству непродовольственных товаров периодичность завоза может определяться на основе общей теории управления товарными запасами, согласно которой зависимость между объемом товарных запасов и периодичностью их пополнения может быть выражена графической зависимостью между динамикой снижения транспортных расходов за 1 т перевозимой продукции и роста затрат на хранение и реализацию определенного запаса товаров. Согласно ей оптимальный размер партии завоза равен:
где П — оптимальная партия завоза; И3 — издержки по доставке одной партии; О,, л — годовое поступление; Ихр — издержки по хранению товарных запасов стоимостью 1 тыс. р.
На практике при составлении плана централизованной доставки могут применяться несколько методов расчета размера партий и частоты доставки исходя из установленных нормативов товарных запасов в магазинах, затрат на содержание запасов в единицу времени и др.
При равномерной реализации товаров простого ассортимента периодичность можноопределить по формуле
а по товарам сложного ассортимента по формуле
где П — периодичность завоза, дней; К — коэффициент комплектности, определяемый как отношение среднего числа разновидностей товаров в одной партии к количеству разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем; 3 — средний запас товаров, дней; Змин — минимальный запас товаров, дней.
Эти формулы не учитывают множества факторов, поэтому на практике обычно делают примерные расчеты, а затем по мере необходимости вносятся изменения и уточнения.
Важным вопросом при организации централизованной доставки является определение количества заказываемых товаров, которое может быть определено по формуле
где 0;! — размер партии завоза, р.; Тпд„ — однодневный товарооборот, р.; Ч — частота завоза, дней; Н — неснижаемый товарный запас, дней; 3 — запасы товаров на день завоза, р.
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по графику, который представляет собой расписание времени отборки и доставки товаров в розничные торговые предприятия. Разработка графиков способствует четкости и ритмичности в работе по организации централизованной доставки. Графики завоза составляются розничными торговыми организациями, фирмами и предприятиями совместно с поставщиками товаров по дням недели или числам месяца по нижеприведенной примерной схеме.
График завоза товаров
Доставка (наименование товара) на (месяц) 20 г.
с_____________________________
(наименование поставщика)
Номер и адрес магазина | Завоз на месяц, сумма | В том числе по дням |
1 - |
При составлении графиков завоза исходят из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.п.
Разработанные на месяц или квартал графики завоза проверяются на практике, согласовываются с покупателями и получателями товаров и контролируются покупателем, поставщиком и транспортной организацией.
Одновременно с составлением графиков должны разрабатываться и маршруты завоза.
Маршрут завоза — это путь перевозки товара от места его отправки до розничного торгового предприятия.
Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить картосхему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесением дислокации розничных предприятий, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью.
Разработка оптимальных маршрутов централизованной доставки способствует более эффективному использованию транспортных средств, ускорению доставки товаров в магазины и снижению издержек, связанных с перевозками.
Маршруты разрабатываются в зависимости от грузоподъемности используемых автомобилей вначале для магазинов, объем завоза в которые больше или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют одним или несколькими полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются маятниковыми.
Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются два и более близко расположенных магазина с таким расчетом, чтобы объем поставки в них обеспечил полное использование грузоподъемности.
Время, необходимое для выполнения каждого маршрута (В), может определяться по формуле
где Р — расстояние маршрута, км; С — средняя техническая скорость, км/ч; В„р— время на погрузочно-разгрузочные операции, ч; В, — время на каждый заезд, ч; Ч3 — число заездов.
При разработке маршрутов наряду с графоаналитическими могут использоваться и экономико-математические методы (решение транспортной задачи). Разработанные и согласованные с покупателями и транспортными организациями маршруты доводятся до исполнителей.
Важное значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары.
Необходимое количество транспортных средств определяется следующим образом. Вначале определяется суточная производительность автомобиля по формуле
где Тпр — полезное время работы автомашины, мин; Кй — коэффициент использования грузоподъемности автомобиля; Га — грузоподъемность автомобиля, т; Р — расстояние рейса, км; С — техническая скорость движения автомобиля с грузом и без него, км/ч. Т„ — время простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой, ч.
Затем исчисляетсянеобходимое количество автомашин (М):
где QГ — количество грузов, подлежащих перевозке в предстоящий период.
Количество многооборотной тары для организации централизованной доставки можно определить по формуле
где Мт — необходимое количество многооборотной тары; Оп — объем подлежащих поставке товаров, т; ТоЕ — время оборота единицы тары, дней; Гт — грузоподъемность единицы тары, т; Кт — коэффициент использования грузоподъемности тары; Г., — время эксплуатации тары в плановом периоде, дней.
Необходимое количество автомобильных контейнеров рассчитывают по формуле
где Мк— потребное количество контейнеров; Т —• суммарное количество перевозимых грузов, т; О •— оборачиваемость контейнера, раз; 0„ —• объем (вместимость) одного контейнера, т.
Централизованная доставка может осуществляться с применением различных форм экспедиционных операций:
доставка товаров производится автохозяйством с выполнением всех экспедиционных операций (прием от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, материальная ответственность, сдача ценностей);
экспедиционные функции выполняет поставщик, автохозяйство по договору предоставляет транспорт;
экспедиционные функции выполняет розничная организация, которой по договору предоставляется транспорт.
Централизованный завоз в корне перестроил систему снабжения розничной сети товарами, оказал большое влияние на эффективную работу магазинов, поставщиков и транспортных организаций.
В организации ритмичной системы товароснабжения розничной сети и особенно централизованной доставки товаров важную роль могут играть информационно-диспетчерские службы (ИДС), которые несут ответственность за регулярную доставку товаров по оперативным заказам магазина. Такие ИДС могут создаваться в масштабах города, области, отдельных розничных и оптовых предприятий и поставщиков.
Функции ИДС:
оперативное управление товароснабжением (сбор информации, ее обобщение и передача поставщикам);
обеспечение постоянного наличия в продаже розничных предприятий товаров в соответствии с ассортиментным перечнем;
оперативный контроль за состояниями торговли товарами повседневного спроса;
обеспечение ритмичности завоза товаров с оптовых баз и предприятий промышленности;
контроль за подсортировкой.