Источники товароснабжения

Под источником товароснабжения понимается предприятие цепи товародвижения, из которого товары завозятся в магази­ны. От правильного выбора этого предприятия во многом зави­сит эффективность всей системы товароснабжения.

Основными источниками поступления товаров народного потребления могут быть:

заводы, комбинаты, промышленные предприятия;

совхозы, колхозы, фермерские хозяйства;

оптовые предприятия;

собственные подсобные хозяйства и производственные пред­приятия торговли, особенно в потребкооперации;

любые торговые предприятия, имеющие излишки товаров;

коммерческие структуры;

внешнеторговые предприятия;

частные предприниматели.

Выбор того или иного источника товаров осуществляют предприятия розничной торговли с учетом типов магазинов, размеров товарооборота, места расположения, состояния спроса и уровня цен на товары различных поставщиков.

Товарные источники по территориальному признаку мож­но подразделить на местные (внутриобластные), межобластные, республиканские и внереспубликанские.

В деле удовлетворения покупательского спроса значитель­ную роль играют местные источники, особенно предприятия местной промышленности. В производстве отдельных товаров они занимают ведущие позиции (производство товаров культур­но-бытового и хозяйственного обихода, спортивных товаров, бытовой химии, посуды, мебели и т.п.).

Наряду с местной промышленностью существенное место от­водится художественным народным промыслам (производству игрушек, сувениров, строчевышитых изделий, ковров и т.п.).

Ощутимым источником производства товаров из местного сырья являются подсобные предприятия и промыслы в сельс­ком хозяйстве (производство кирпича, стеновых и других строй­материалов, переработка сельскохозяйственной продукции, то­варов хозяйственного обихода и т.п.).

Немаловажную роль в обеспечении товарами в настоящее время играет кооперативная промышленность и индивидуаль­ная трудовая деятельность (производство хлеба, пива, напит­ков, вина, швейных, трикотажных, меховых и других това­ров).

Товарные источники организационно находятся в ведении определенных организаций, объединений, предприятий, назы­ваемых поставщиками товаров.

Поставщики — это конкретные предприятия, с которыми заключен договор поставки.

Все поставщики делятся на две группы: поставщики-изгото­вители (промышленные предприятия, кооперативы и т.д.) и поставщики-посредники (оптовые предприятия).

По отношению к хозяйственным системам поставщики и источники поступления товаров могут быть внутри- и внесис­темные.

Важнейшей задачей розничной и оптовой торговли является тщательное изучение товарных источников, которое должно сводиться к активному воздействию на расширение ассортимен­та и улучшение качества товаров. Каждая торговая система, ор­ганизация или предприятие имеет возможность изучать эти ис­точники, особенно своей сферы деятельности. При этом изуча­ются фактические, возможные и потенциальные источники и поставщики товаров, для чего заводятся справочные книги о то­варных источниках. По каждой товарной группе сначала опре­деляются фактические, а затем перечисляются возможные пос­тавщики. В особом разделе справочной книги следует показать имеющиеся на месте сырьевые, энергетические и другие ресур­сы, которые позволяют на их основе организовать производство тех или иных товаров. Для того чтобы такое изучение проходи­ло не формально, к соответствующим поставщикам прикрепля­ют ответственных (например, товароведов), которые устанавли­вают личные контакты и могут более глубоко изучить техноло­гические процессы и возможности производства.

В результате такого изучения работы с поставщиками реко­мендуется на каждого изготовителя товаров завести отдельную карточку, в которой указываются возможности производства, ассортимент и качество товаров, цены на них и т.п. Вместо кар­точек и книг в последнее время все более широкое применение находят компьютеры.

Для более тщательного и активного изучения товарных ис­точников товароведы оптовой и розничной торговли должны по­сещать промышленные предприятия, знакомиться с технологи­ей производства, участвовать в работе художественных советов, совещаний по ассортименту и качеству, проводить выстав­ки-просмотры, организовывать рекламу товаров.