Проектирование торговых зданий
Строительство торговых зданий осуществляется по проектам.
Проект — это комплекс технической и конструкторской документации, содержащей технико-экономические обоснования, расчеты, чертежи, сметы, пояснительные записки. Другими словами, проект — это документ, обосновывающий техническую и экономическую целесообразность строительства.
Технико-экономические обоснования — подкрепление технико-экономическими расчетами доказательств, принятых в проекте решений. Технико-экономические обоснования — документ, подтверждающий необходимость проектирования и строительства предприятия в конкретном районе и определенной мощности.
Расчеты — итоги исчисления цифровых данных при проектировании. Расчеты могут быть экономическими и техническими.
Чертежи проекта — графическое изображение зданий, сооружений и отдельных его частей, планировки помещений, размещения оборудования, энергоснабжения и т.д.
Смета — важнейший документ, входящий в состав проекта, на основе которого определена стоимость капитального строительства. Смета — это фактическая цена, по которой ведутся расчеты подрядчика с заказчиком.
Проекты подразделяется на индивидуальные, повторные, типовые.
Индивидуальные проекты разрабатываются для одноразового строительства. По ним возводят объекты уникальных зданий и сооружений (универмагов, торговых центров и т.п.).
Индивидуальные проекты для немассового строительства могут использоваться повторно.
Типовые проекты используются для многократного использования. На практике разработан целый ряд типовых проектов (универмаги, универсамы и т.п.). Типовое проектирование имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным. Оно способствует сокращению сроков разработки и удешевлению проектов, улучшению качества проектирования, обеспечению единой технической политики в капитальном строительстве, использованию типовых деталей, изготовленных на заводах в массовом количестве, широкому использованию индустриальных методов строительства.
Проектирование должно осуществляться на основе единых принципов, наиболее важными из которых являются:
1) последовательность, когда в процессе проектирования сначала должны решаться вопросы обоснования строительства, затем определяться основные технические, объемно-планировочные, конструкторские и другие решения;
2) вариантность — разработка двух и более проектных решений, из которых выбирают оптимальный вариант;
3) комплексность — разработка во взаимосвязи всех частей проекта — технологической, архитектурно-строительной, санитарно-технической, сметной и др.;
4) использование типовых проектов, что служит основой индустриализации строительства;
5)применение единой системы нормативов.
Основными документами для проектирования служат:
1)СНиП — строительные нормы и правила "Магазины. Нормы проектирования";
2) Нормали основных планировочных элементов торговых зданий;
3) Номенклатура типов магазинов.
В СНиП изложены основные требования к планировке магазинов, объемно-планировочные и конструкторские решения, нормы для проектирования.
Нормали — это дополнительные к СНиП разработки на отдельные типы магазинов. В них предусмотрено использование наборов мебели.
Проектированием торговых предприятий занимаются:
1) государственный институт по проектированию предприятий торговли и общепита (Белгипроторг);
2) проектный институт Белкоопсоюза "Белкооппроект";
3) проектные организации неторгового профиля (Минскпроект и др.);
4) местные торговые организации.
Процессу проектирования предшествует составление задания на проектирование магазина.
Задание составляется по следующей примерной форме:
1) наименование объекта (магазин с универсальным ассортиментом, продовольственный и т.д.);
2) мощность магазина (400, 650, 1000 м2 );
3) методы продажи;
4) режим работы;
5) источники поступления товаров;
6) водоснабжение, канализация, энергоснабжение;
7) основание для проектирования (план проектирования на ...год);
8) стадийность проектирования (две стадии: проектное задание, рабочий проект);
9) особые условия (например, предусматривается дополнительная площадь для доставки на дом товаров).
Эти материалы представляет заказчик — торговая организация.
На основании этого задания проектная организация составляет проектное задание, которое согласовывается с заказчиком и утверждается. После этого приступают к разработке полного комплекта проектно-сметной документации.
Проектирование предприятий торговли может осуществляться в одну и две стадии.
При одностадийном проектировании разрабатывается сразу рабочий проект с технико-экономическими обоснованиями и сметой. Применяется для простых объектов.
Проектирование в две стадии допускается для крупных и сложных проектов, а также в случае применения сложных видов оборудования, архитектурно-строительных решений. При двухстадийном проектировании на первой стадии составляется технический проект, а на второй — рабочая документация (строительные чертежи со сметами).
В состав технического проекта входит нижеследующее.
1. Архитектурно-строительная часть, которая включает:
а) титульный список с подписями руководителей проектной организации;
б) список авторского коллектива;
в) архитектурное, конструктивное, инженерное решение проекта;
г) схему генерального проекта;
д) планы этажей, подвалов, фасадов и т.п.
2. Сметы и технико-экономические показатели, включающие:
а) расчет стоимости монтажно-строительных работ;
б) стоимость оборудования, благоустройства, прокладки коммуникаций;
в) стоимость 1 м2 полезной площади, 1 м? здания и эффективность капитальных вложений — это основной документ для финансирования строительства.
3. Иллюстративный материал, служащий для наглядного изображения будущего объекта, интерьеры помещений и т.п.
Разработанные или выбранные из готовых типовые проекты служат основанием "привязки" к месту строительства.
Технические проекты на строительство и на привязку к местности до окончательного утверждения подвергаются экспертизе в архитектурно-планировочном управлении.